г. Красноярск |
|
24 апреля 2014 г. |
Дело N А69-3361/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "31" января 2014 года по делу N А69-3361/2013, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Манзрыкчи Тамара Петровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Манзрыкчи Т.П.) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - ответчик, Министерство):
- о признании незаконными действий (бездействий), выразившихся в неприятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации;
- об обязании ответчика предоставить предпринимателю Манзрыкчи Тамаре Петровне в установленном статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации порядке в аренду земельный участок размером 12 кв.м., местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал", в целях использования его под торговый киоск N 23, путем заключения самостоятельного договора аренды земельного участка на новый срок;
- о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта на земельный участок принять решение о передаче Манзрыкчи Т.П. в аренду земельного участка и направлении копии такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка;
- о возмещении с ответчика понесенных истцом расходов на оплату госпошлины размере 400 рублей, почтовых расходов.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "31" января 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившееся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить нарушение прав и законных интересов Манзрыкчи Тамары Петровны в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части удовлетворения заявленных требований, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство земельных и имущественных отношений Республики ссылается на следующие обстоятельства:
- предприниматель не представила доказательств нарушения ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;
- предприниматель не представила доказательств продления договоров о предоставлении спорного земельного участка (места) под установку торгового киоска;
- в ответ на заявление предпринимателя от 09.04.2013 о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 12 кв.м. под торговым киоском N 23 напротив кинотеатра "Найырал", Министерством, в адрес заявителя был направлен ответ;
- заявление ИП Манзрыкчи Т.П. от 09.04.2013 в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва", утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81, направлено Министерством в Мэрию г. Кызыла для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельных участков под размещение временных мобильных сооружений по ул. Кочетова, торговая площадка напротив кинотеатра "Найырал", киоск N 23, площадью 12 кв.м.
Индивидуальный предприниматель Манзрыкчи Тамара Петровна представила отзыв на апелляционную жалобу Министерства, в котором не согласилась с доводами апелляционной жалобы, указала, что ответчиком не предоставлено в суд доказательств принятия решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на заявление предпринимателя от 09.04.2013, просила в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились и не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку доводы апелляционной жалобы касаются только выводов суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований и от предпринимателя не поступили возражения, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из постановления Администрации г. Кызыла N 1776 от 05.10.2005 Манзрыкчи Тамаре Петровне передан в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок категории земель поселений площадью 12.0 кв.м., расположенный по адресу: г. Кызыл, ул.Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал", киоск N 23, под установку торгового киоска с условием соблюдения требований по содержанию и благоустройству прилегающей территории и заключения дополнительного соглашения к договору.
Как следует из материалов дела между Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Кызыла с предпринимателем Манзрыкчи Т.П. заключены следующие договоры:
- "О предоставлении земельного участка в аренду" от 12.10.2006 N 4972, согласно пункту 1.1 которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений, находящийся по адресу (адресные ориентиры): Республика Тыва, г. Кызыл, ул.Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал", для использования в целях под торговый киоск N23, общей площадью 12,0 кв.м.;
- "О предоставлении места под установку временного мобильного сооружения" от 18.08.2008 N 890214, согласно пункту 1.1 которого Комитет предоставляет, а Пользователь принимает во временное пользование место под установку временного мобильного сооружения типа: киоск, имеющий адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал", киоск N 23, общей площадью 12 кв.м.
В соответствии с разделом 2 указанных договоров срок действия названных договоров установлен по 27.08.2007 и 03.07.2009 соответственно.
Согласно листу продления к договору N 890214 от 18.08.2008 срок действия указанного договора продлевался до 01.01.2009, до 01.01.2010, до 01.01.2011, до 01.01.2012.
06.10.2011 предприниматель обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 12 кв.м. под торговым киоском N 23 напротив кинотеатра "Найырал". На указанное заявление Министерство предоставило ответ, в котором указало, что в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 28.10.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Постановлением Республики Тыва от 16.052011 N 305 "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва схем размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" постановлением Мэра г. Кызыла N 1052 от 18.08.2011. В Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" торговый объект (киоск N 23) не указан, в связи с чем, в продлении договора N 890214 от 18 августа 2008 года предпринимателю отказано.
09.04.2013 предприниматель вновь обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 12 кв.м. под торговым киоском N 23 напротив кинотеатра "Найырал".
Уведомлением N 1851 от 09.04.2013 Муниципальное казенное учреждение Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Кызыла (далее - Департамент) уведомило предпринимателя о расторжении договора N 890214 от 18.08.2008 по истечении 1 месяца с момента получения настоящего уведомления, указало предпринимателю на необходимость по истечении установленного срока в течении 5 дней освободить занимаемый участок передать его по акту приема-передачи Департаменту, предупредило о возможном принудительном демонтаже.
Индивидуальный предприниматель Манзрыкчи Тамара Петровна, посчитав свои права и законные интересы нарушенными, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- наличие полномочий на его принятие у государственного органа;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на Министерство, действия которого оспариваются.
В свою очередь, на лице, оспаривающем ненормативный правовой акт, действия (бездействие), в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит бремя доказывания нарушения оспариваемым актом или действиями (бездействием) прав и законных интересов.
Как следует из заявления предпринимателя, поданного в Арбитражный суд Республики Тыва 13.11.2013, ИП Манзрыкчи Т.П. в рамках настоящего дела оспаривается, в том числе, бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по непринятию решения и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Бездействие выражается в несовершении каких-либо юридически значимых действий уполномоченным органом, которые в силу закона и иных нормативных правовых актов уполномоченный орган должен совершить, в том числе в ответ на обращение (заявление) заинтересованного лица.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непринятии решения в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить нарушение прав и законных интересов Манзрыкчи Тамары Петровны в порядке предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом Арбитражный суд Республики Тыва обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 05.03.2011 N 165 "Об утверждении Временного порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, состава республиканской земельной комиссии и Положения о ней" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Кызыла возложены на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва", действующий на дату поступления в министерство заявления предпринимателя от 22.02.2013 (далее - Порядок N 81). Указанный Порядок устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - город Кызыл), государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок граждан и юридических лиц и принятия решений органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика города, соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки.
Пунктом 1.4 Порядка N 81 предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) представляет в Министерство лично или через законного представителя либо направляет по почте, а в случае, предусмотренном пунктом 6.1, также в электронной форме, заявление и документы, предусмотренные настоящим Порядком. Поступившее заявление и прилагаемые к нему документы подлежат регистрации уполномоченным сотрудником Министерства (далее - регистратор) не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (пункт 1.5). Днем обращения заявителя считается день получения Министерством заявления со всеми необходимыми документами (пункт 1.7).
Разделом VI Порядка N 81 установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым при предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица подают в Министерство в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, соответствующее заявление и следующие прилагаемые к нему документы:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для индивидуальных предпринимателей);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, учредительных документов (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (пункт 6.1).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 6.2).
Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления направляет в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
- указанные заявителем цели использования земельного участка не соответствуют документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки города Кызыла;
- предоставление земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил.
Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от Мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня его принятия (пункт 6.4).
В двухнедельный срок со дня поступления информации, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, при возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями Министерство принимает решение о публикации информации о земельном участке, который предоставляется гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) (пункт 6.5).
Заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, может быть подано заинтересованным лицом в Министерство в течение одного месяца со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках (пункт 6.7).
В случае непоступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц в отношении указанного земельного участка Министерство:
- направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и информирует об этом заявителя;
- обеспечивает проведение рыночной оценки земельного участка в случае предоставления его в собственность;
- в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка;
- в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка заключает соответствующий договор.
Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ обеспечивает заявитель за свой счет. Постановка этого земельного участка на государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления заинтересованного лица (пункт 6.8).
В случае поступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц Министерство в двухнедельный срок принимает решение о проведении торгов по продаже указанного земельного участка (права на заключение договора аренды указанного земельного участка) (пункт 6.9).
В случае принятия решения о проведении торгов Министерство:
- в пятидневный срок с даты принятия решения информирует о принятом решении заявителей;
- в семидневный срок с даты принятия решения направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче Министерству схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ после предоставления мэрией города Кызыла схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, межевого плана и технических условий (при необходимости);
- осуществляет продажу земельного участка или права аренды земельного участка на торгах в установленном законом порядке (пункт 6.10).
Согласно Порядку N 81 вся процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, составляет более четырех месяцев и включает, в том числе проведение заявителем кадастровых работ за свой счет. Результатом осуществления всех этапов процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, с учетом наличия документов, подтверждающих постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, является решение о предоставлении земельного участка и заключение соответствующего договора.
Согласно представленным в материалы дела документам, 09.04.2013 ИП Манзрыкчи Т.П. обратилась в Министерство с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в установленном законом порядке в аренду земельного участка под киоск N 23, общей площадью 12 кв.м. (л.д. 31).
Учитывая предусмотренные Порядком N 81 действия Министерства и сроки их исполнения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления, то есть до 23.04.2013, должно было направить в Мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями.
В материалы дела Министерством не представлены доказательства направления в Мэрию г.Кызыла обращения для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка по ул. Кочетова, торговая площадка напротив кинотеатра "Найырал", киоск N 23, площадью 12 кв.м, и возможности использования указанного земельного участка под размещение временного мобильного сооружения - киоска.
Министерство в апелляционной жалобе ссылается на то, что им был направлен ответ предпринимателю на заявление от 09.04.2013 о предоставлении в аренду спорного земельного участка, а также указанное заявление в соответствии с Порядком N 81 было направлено в Мэрию г. Кызыла для обеспечения подготовки необходимой информации.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу отрицает получение ей ответа на заявление от 09.04.2013.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы Министерства о направлении в адрес предпринимателя ответа на заявление от 09.04.2013 и о направлении указанного заявления в Мэрию г. Кызыла, как документально не подтвержденные.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на дату обращения предпринимателя в суд первой инстанции (13.11.2013) срок, установленный для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка и уведомления об этом заявителя (09.04.2013 + две недели + месяц + две недели + 1 неделя) истек 13.06.2013.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства о принятии решения исполнительным органом в отношении испрашиваемого земельного участка и направлении указанного решения предпринимателю, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что предприниматель не представила доказательств нарушения ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку судом установлено бездействие Министерства, выразившееся в неприятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют доказательства принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка либо решения о публикации информации о земельном участке, который предоставляется гражданам и юридическим лицам, что ограничивает права ИП Манзрыкчи Т.П. на осуществление предпринимательской деятельности.
Кроме того, учитывая вышеизложенные нормы права, устанавливающие обязанность Министерства в определенный срок предоставить заявителю ответ на обращение, факт ненаправления предпринимателю ответа на заявление от 09.04.2013 сам по себе уже нарушает права и законные интересы ИП Манзрыкчи Т.П.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку Министерства на непредставление предпринимателем доказательств продления договоров о предоставлении спорного земельного участка (места) под установку торгового киоска, поскольку, как справедливо указала предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу, если бы ИП Манзрыкчи Т.П. продлили договор о предоставлении земельного участка (места) под установку торгового киоска, то не было бы оснований для обращения 09.04.2013 в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 12 кв.м. под торговым киоском N 23 напротив кинотеатра "Найырал", и в последующем с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается и ответчиком не представлено опровергающих доказательств, что бездействие Министерства, выразившееся в неприятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации по заявлению ИП Манзрыкчи Т.П. от 09.04.2013, нарушает права и законные интересы предпринимателя.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в части признания незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленного требования Арбитражный суд Республики Тыва отказал. В части отказа в удовлетворении заявленных требований решение суда первой инстанции не обжалуется.
Доводы Министерства, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "31" января 2014 года по делу N А69-3361/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-3361/2013
Истец: Манзрыкчи Тамара Петровна
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РТ