г. Челябинск |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А47-9044/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Баканова В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2014 по делу N А47-9044/2013 (судья Шабанова Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
Государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Аэропорт Орск", - Доль В.А. (доверенность от 01.10.2013 N 25-2013/Д), Мезенцев С.В. (доверенность от 13.09.2013);
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области - Горюнова Н.В. (доверенность от 10.01.2012 N 05-12/10).
Государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Аэропорт Орск" (далее - заявитель, предприятие, налогоплательщик, ГУП "Аэропорт Орск") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 27.06.2013 N 16-01-28/15940 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 181 734 рублей, уменьшения налога на добавленную стоимость, излишне заявленного к возмещению, в сумме 8 052 209 рублей, начисления пени по НДС в сумме 1 300 297,66 рублей, штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 236 346,80 рублей.
Решением суда первой инстанции от 17.02.2014 заявленные требования общества удовлетворены, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в оспариваемой части.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на отсутствие у налогоплательщика права на заявленный в пропорциональном облагаемым НДС операциям размере налоговый вычет по НДС по счетам-фактурам ГУП "Оренбургремдорстрой", ООО "Строительно-инвестиционная компания строймонтаж индустрия", выставленным за ремонт взлетно-посадочной полосы, в связи с тем, что данный объект, используется предприятием исключительно для необлагаемых НДС операций.
По утверждению инспекции, в ходе проверки было установлено, что ремонт взлетно-посадочной полосы произведен за счет средств целевого финансирования, взлетно-посадочная полоса используется обществом только для взлета и посадки самолетов, указанная операция в соответствии с п. 22 ст. 149 НК РФ освобождена от налогообложения НДС, соответственно, в силу п. 1 ст. 171, ст. 172, п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные подрядчиками, учитываются в стоимости работ и вычету не подлежат.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, где отклонены доводы инспекции со ссылкой на соблюдение условий, установленных п. 4 ст. 170 НК РФ для принятия НДС по счетам-фактурам подрядных организаций к вычету в пропорции к налогооблагаемому доходу, поскольку имущество аэропорта представляет собой единой комплекс, с помощью которого оказываются как облагаемые НДС, так и необлагаемые услуги.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от 18.08.2011 N 308 Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области предоставило ГУП "Аэропорт Орск" субсидии на возмещение затрат по проведению ремонта искусственной взлетно-посадочной полосы и приобретению специальной аэродромной техники.
Для исполнения указанного договора ГУП "Аэропорт Орск" привлекло ГУП "Оренбургремдорстрой" (договор подряда N 63/11 от 23.06.2011), ООО "Строительно-инвестиционная компания строймонтаж индустрия" (договор подряда N 4/11 от 12.08.2011), ООО "Орскгеокад" (договор подряда N 18-м/11 от 12.07.2011), которыми произведены ремонтные работы на взлетно-посадочной полосе аэропорта.
Налогоплательщик представил налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2011 г., в которой заявил с учетом коэффициента раздельного учета налоговые вычеты в сумме 9 233 943 рублей по указанным выше ремонтным работам, а также - возмещение НДС в размере 8 052 209 рублей.
Решением от 24.07.2012 N 13-23/38 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области предприятию был возмещен НДС в полном объеме.
Позднее инспекцией проведена выездная налоговая проверка ГУП "Аэропорт Орск" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки от 03.06.2013 N 16-01-28/0023 и вынесено решение от 27.06.2013 N16-01-28/15940 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ему был доначислен НДС в сумме 1 181 734 рублей, уменьшен НДС, излишне заявленный к возмещению, в сумме 8 052 209 рублей, начислены пени в сумме 1 305 175,07 рублей, предъявлены штрафы в соответствии с п. 1 ст. 122, ст. 123, ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 316 819,49 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 19.08.2013 N 16-15/09206, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения утверждено.
Общество, полагая, что решение инспекции о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным в части отказа в праве на вычет НДС в сумме 9 233 943 рублей.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что налогоплательщиком соблюдены условия для принятия НДС в спорной ситуации к вычету в виду использования спорного объекта - взлетно-посадочной полосы как для облагаемых НДС, так и необлагаемых данным налогом операций.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели, при осуществлении операций, являющихся объектом налогообложения указанным налогом.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе, передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе, через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, а также ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
В то же время, подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения НДС операций по реализации на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
По общим правилам, в соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения.
На основании п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы данного налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу гл. 21 НК РФ, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
При этом, как указано в п.п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ, суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляется аналогично порядку, предусмотренному абзацем первым пункта 4.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ГУП "Аэропорт Орск" в проверяемом периоде являлась деятельность терминалов (аэропортов). Фактически предприятие осуществляло внутренние и международные коммерческие авиаперевозки, авиационные работы, аэродромное обеспечение полетов воздушных судов, находящихся в ведении предприятия и иных авиаперевозчиков.
Перечень услуг, облагаемых и не облагаемых налогом, определен ГУП "Аэропорт Орск" в приказе об учетной политике на 2011 г., утвержденной в проверяемый период.
Услугами, облагаемыми НДС, в соответствии с учетной политикой предприятия являются услуги бортпитания, бронирования грузов, буфета, столовой, зала официальных лиц и делегаций, маркировки груза, наземное обслуживание, оформление груза, упаковка багажа, услуги гостиницы, хранение груза.
Согласно п. 3.3. Учетной политики предприятия в виду того, что расходы и НДС невозможно разделить прямым способом, НДС применяется к вычету пропорционально стоимости отгружаемых товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению НДС в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных в налоговом периоде.
Налоговым органом в решении не оспаривается, что налогоплательщик в проверяемом периоде осуществлял как облагаемые, так и не облагаемые операции, равно как инспекцией приняты объемы и состав заявленных доходов по облагаемым и необлагаемым НДС операциям и, соответственно, доля каждого вида доходов в общем объеме стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) - коэффициент раздельного учета.
Основанием для отказа в принятии вычетов по НДС в сумме 9 233 943 рублей явился лишь вывод о том, что взлетно-посадочная полоса, для ремонта которой были приобретены субподрядные работы и уплачен НДС в спорной сумме, используется исключительно для взлета и посадки самолетов, то есть осуществления операций, не облагаемых НДС, в связи с чем в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику, учитываются в стоимости приобретенных работ.
Суд апелляционной инстанции не может признать данный вывод обоснованным в силу следующего.
В силу п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Между тем, налоговым органом при оценке операций, производимых с использованием взлетно-посадочной полосы, как необлагаемых НДС, не учтено, что в соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэропортом признается комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
В силу ст. 42 Воздушного кодекса Российской Федерации объектами единой системы организации воздушного движения являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения определяется федеральными авиационными правилами.
Таким образом, все имущество аэропорта, в том числе взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, аэродром, здания аэропорта является единым объектом системы организации воздушного движения, неразрывно связано с деятельностью аэропорта как объекта, обеспечивающего воздушное сообщение.
Доказательств того, что в отсутствие соответствующей техническим требованиям взлетно-посадочной полосы аэропорт мог оказывать услуги, облагаемые НДС, налоговым органом не представлено. Соответственно, апелляционный суд приходит к выводу, что расходы на содержание взлетно-посадочной полосы были направлены, в том числе, на обеспечение возможности оказания налогооблагаемых НДС услуг.
Более того, положения подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ не содержит перечня услуг, оказываемых аэропортом, которые освобождены от обложения НДС.
При этом в Определении Конституционного Суда Российской Федерции от 09.06.2005 N 287-0 сформулирована правовая позиция, согласно которой в ст. 149 НК РФ содержится перечень осуществляемых на территории Российской Федерации операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения, тем не менее, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. По сути, такое освобождение от налогообложения может рассматриваться как предоставление налоговой льготы.
Поскольку предусмотренная статьей 149 НК РФ возможность освобождения от налогообложения является льготой, то налогоплательщик вправе льготой не пользоваться, что предприятие и сделало, указав в учетной политике, какие услуги отнесены к операциям облагаемым НДС, выставив на данные операции контрагентам счета-фактуры с выделенной суммой НДС, и, включив доход от данных операций в налоговую базу по НДС.
Соответственно, в случае, если аэропорт оказывает как облагаемые НДС, так и необлагаемые в силу подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги, расходы, понесенные им на содержание всей инфраструктуры аэропорта, и, в том числе, на ремонт взлетно-посадочной полосы, не могут быть отнесены к какому-либо одному виду деятельности и в соответствии с правилами абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику в составе таких расходов, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), что и было сделано налогоплательщиком.
Факт оплаты выполненных по ремонту взлетной полосы работ за счет средств целевого финансирования - субсидии из областного бюджета, полученной от собственника предприятия, не имеет правового значения для реализации права на налоговый вычет по НДС.
Установив осуществление предприятием в проверяемом периоде деятельности как облагаемой, так и необлагаемой НДС, с учетом разработанной учетной политики, соответствующей требованиям налогового законодательства, что не оспаривалось в решении налоговым органом, суд первой инстанции пришел к законным и обоснованным выводам о том, что у налогоплательщика имеются все основания для реализации права, предусмотренного абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ, на вычет НДС, уплаченного подрядным организациям при проведении ремонта взлетно-посадочной полосы, и, соответственно, его возмещения из бюджета, в связи с чем признал оспариваемое решение инспекции недействительным.
В рамках рассмотрения апелляционной жалобы доказательств несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильного применения судом норм материального права заявителем не представлено.
Между тем, согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд может отменить или изменить решение арбитражного суда первой инстанции только в том случае, если установит неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Таких оснований апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2014 по делу N А47-9044/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9044/2013
Истец: ГУП Оренбургской области "Аэропорт Орск"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орску Оренбургской области, ИФНС по г. Орску Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4596/15
23.07.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9044/13
29.04.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3721/15
24.04.2014 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9044/13
23.04.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3736/14
17.02.2014 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9044/13