г. Москва |
|
24 апреля 2014 г. |
Дело N А40-150666/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,
судей: |
Бекетовой И.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Муртазалиевым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2013 по делу N А40-150666/2013, принятое судьей И.В. Корогодовым (139-1379),
по заявлению ЗАО "Лента-Сервис" (ОГРН 1027739389150, 107023, г. Москва, ул.Суворовская, д. 6)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Мелехина Н.В. по дов. от 20.10.2013 N 10, |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по дов. от 30.12.2013 N 05-08-2951/13. |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Лента-Сервис" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы (Департамент, административный орган, заинтересованное лицо) от 15.10.2013 N 0910-280/2013 о привлечении общества к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Решением от 24.12.2013 Арбитражный суд города Москвы признал незаконным и отменил постановление Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы от 15.10.2013 N 0910-280/2013, мотивировав свои выводы отсутствием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ЗАО "Лента-Сервис" в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанных мнений представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.09.2013 и 13.09.2013 Департаментом природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ЗАО "Лента-Сервис" находящегося по адресу; г. Москва, ул. Суворовская, д. 6 в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2013 год, размещенном на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.2. Устава ЗАО "Лента-Сервис" и выпиской из ЕГРЮЛ от 04.09.2013 N 271896 основным видом экономической деятельности общества является сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.
В ходе проведения выездной проверки административным органом установлено:
- земельный участок, площадью 559 кв.м. расположенный по адресу: г. Москва, ул.Суворовская, вл. 6 стр.5 предоставлен в пользование ЗАО "Лента-Сервис" по договору долгосрочной аренды участка от 28.02.2011 N М-03-035224. На территории земельного участка расположено трехэтажное нежилое кирпичное здание общей площадью 156.7 кв. м. находящееся в собственности ЗАО "Лента-Сервис" (свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание запись регистрации от 28.06.2004 N 77-01/ 03-651/2004-272);
- земельный участок, площадью 550 кв.м. расположенный по адресу: г. Москва, ул. Девятая Рота, вл. 7А предоставлен в пользование ЗАО "Лента-Сервис" по договору долгосрочной аренды участка от 20.04.2011 N М-03-035424. На территории земельного участка расположено трехэтажное нежилое кирпичное здание обшей площадью 981 кв. м., находящееся в собственности ЗАО "Лента-Сервис" (свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание запись регистрации от 28.06.2004 N77-01/ 03-651/2004-271).
В соответствии со справкой ТБТИ Восточное-1 от 09.04.2004 N 12-000059 здание по адресу г. Москва, ул. Суворовская, вл. 6 стр. 5 и здание по адресу г. Москва, ул. Девятая Рота, вл. 7А являются одним и тем же объектом. В здании осуществляет свою хозяйственную и предпринимательскую деятельность ЗАО "Лента-Сервис" и десять предприятий арендаторов на основании договоров аренды.
В результате обследования здания и территории по адресу: г. Москва, ул.Суворовская, вл. 6 установлено, что внутри здания располагаются офисные и подсобные помещения. Освещение внутри помещений производится за счет установленных светильников с люминесцентными и энергосберегающими лампами. В отдельном помещении отведено место для накопления люминесцентных ламп (имеются в наличии использованные ртутьсодержащие лампы). Во дворе здания располагается контейнер для накопления твёрдых бытовых отходов и контейнер для накопления макулатуры.
В ходе исследования процесса хозяйственной и предпринимательской деятельности данного объекта ЗАО "Лента-Сервис" расположенного по адресу: г. Москва, Суворовская, вл. 6 определен перечень, образующихся следующих видов отходов в соответствии с ФККО в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", 1-го класса опасности: 353 301 00 13 01 1 - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; 4-го класса опасности 912 004 00 01 00 4 - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 912 006 01 01 00 4 - мусор строительный от разборки зданий; 921 202 00 13 01 4 - картриджи отработанные; 5-го класса опасности: 314 014 03 01 99 5 - бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений, 314 008 02 01 99 5 -стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электроннолучевых трубок и люминесцентных ламп), 314 027 02 01 99 5 - бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме; 912 005 00 01 10 5 - мусор от бытовых помещений, организаций, крупногабаритный; 187 103 00 01 00 5 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и отходы не входящие в ФККО: смет с территории организаций содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующем 4-му классу опасности.
Образующиеся отходы производства и потребления складируются во дворе здания в специально обустроенном помещении на площадке N 1 в специальную тару (для использованных ртутьсодержащих ламп), на открытой площадке N 2 в железный контейнер (для твёрдых бытовых отходов), на открытой площадке N 3 в железный контейнер (для макулатуры).
При изучении и анализе представленных документов установлено, что на балансе предприятия имеется автомобиль марки Форд Фокус С-МАХ 2006 года выпуска. Предприятием заключен договор от 01.03.2012 г. N 14 с ООО "ПРЕВОКС МОТОРС" на ремонт и техническое обслуживание данного транспортного средств, где одним из пунктов указано обязательство по утилизации отходов, образующихся в результате ремонта и технического обслуживания автомобиля.
Лимит образования отходов ЗАО "Лента-Сервис" составляет 55,53 тонн/год. Вывоз образующихся отходов производства и потребления производится следующими организациями:
- ООО ЭП "Интер Грин" (отходы 1-го класса опасности 353 301 00 13 01 1 - ртутные тапы. люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак), согласно договора 11.01.2012 N 1354-12-У и актов выполненных работ;
- ОАО "ПДХБ N 2", ООО "СТМ", ООО "Восток Строй Сервис" (отходы 4-го класса опасности 912 004 00 01 00 4 - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный; 5-го класса опасности: 314 014 03 01 99 5 - бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений, 314 008 02 01 99 5 - стеклянный бой незагрязненный(исключая бой стекла электроннолучевых трубок и люминесцентных ламп), 314 027 02 01 99 5 - бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме; 912 005 00 01 10 5 - мусор от бытовых помещений, организаций, крупногабаритный; 187 103 00 01 00 5 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и отходы не входящие в ФККО: смет с территории организаций, содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующем 4-му классу опасности) согласно договоров от 01.10.2012 N 24-К, от 14.12.2012 N 027-П, от 01.01.2013 N 7 и актов выполненных работ.
При таких обстоятельствах административным органом установлено, что в результате деятельности ЗАО "Лента-Сервис" образуются отходы производства и потребления.
При этом 09.09.2013 административным органом установлено, что ЗАО "Лента-Сервис" в нарушение требований п. 2 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказа РОССТАТА от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" не представило отчет "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2012 год" по форме 2-ТП (отходы) в Департамент Росприроднадзора по ЦФО до 01.02.2013.
Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год ЗАО "Лента-Сервис" составлен 15.02.2013 и зарегистрирован в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО 25.02.2013.
По данному факту 16.09.2013 старшим государственным инспектором по охране природы города Москвы Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы в присутствии законного представителя общества в отношении ЗАО "Лента-Сервис" составлен протокол об административном правонарушении N 0910-280/2013 по ст.8.2 КоАП РФ.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы от 15.10.2013 N 0910-280/2013, вынесенным в присутствии законного представителя общества, ЗАО "Лента-Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 105000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Лента-Сервис" с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений процедуры привлечения ЗАО"Лента-Сервис" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Протокол составлен и постановление по делу об административном правонарушении принято полномочным должностным лицом (ч. 1 ст. 28.3 и ст. 23.29 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) соблюден.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Общество на своей территории складировало и хранило отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные, мусор от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритный), факт образования которых в результате потребления подтвержден материалами дела, то есть осуществляло обращение с отходами.
Административным органом установлено и не опровергается обществом, что отчет "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2012 год" по форме 2-ТП (отходы) в Департамент Росприроднадзор по ЦФО в срок до 01.02.2013 не представлен.
Отчёт об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год ЗАО "Лента-Сервис" составлен 15.02.2013 и зарегистрирован в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО 25.02.2013.
Вместе с тем, административным органом не учтено при рассмотрении дела об административном правонарушении, что письмом от 24.09.2013 N 15-25/13376 Департамент Росприроднадзора по ЦФО разъяснил ЗАО "Лента-Сервис" о продлении срока приема, обработки и систематизации полученных данных по форме N 2-ТП (отходы) за 2012 год до марта 2013 года.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что оспариваемое постановление вынесено Департаментом природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы, который не является органом, принимающим отчет "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2012 год" по форме 2-ТП (отходы) от ЗАО "Лента-Сервис".
Органом, уполномоченным на получение от субъектов отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год является Департамент Росприроднадзора по ЦФО, что не оспаривается административным органом.
Как пояснил в судебном заседании представитель ЗАО "Лента-Сервис" информация о сроке предоставления отчета (до 15.03.2013) была размещена непосредственно в помещении уполномоченного органа - Департамента Росприроднадзора по ЦФО. Данное обстоятельство заинтересованным лицом не опровергнуто.
Кроме того, в последствии, орган, уполномоченный на получение отчета (Департамент Росприроднадзора по ЦФО), дал заявителю разъяснения по сроку его предоставления, в соответствии с которыми отчет и был представлен. Данное обстоятельство заинтересованным лицом также не оспаривается.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае из материалов дела усматривается, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ст. 8.2 КоАП РФ. Заявитель в настоящем случае руководствовался указаниями уполномоченного органа, оснований сомневаться в их правомерности у общества не было.
Изложенные обстоятельства позволяют суду апелляционной инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, прийти к выводу, что заинтересованным лицом не доказано в порядке ч. 1 ст. 65 и ч. 4 ст. 210 АПК РФ наличие в действиях заявителя вины, а, следовательно, и события вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы, в связи с чем, выводы суда первой инстанции по настоящему делу являются правомерными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии судебной ошибки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2013 по делу N А40-150666/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-150666/2013
Истец: ЗАО " Лента-Сервис"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы