г. Москва |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А41-37359/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Цветковский" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2014 года, принятое судьей Гриневой А.В., по делу N А41-37359/13 по заявлению ЗАО "Цветковский" к Администрации Можайского муниципального района Московской области, о признании решения органа муниципального самоуправления незаконным третье лицо - Управление Росреестра по Московской области.
при участии в заседании:
от ЗАО "Цветковский" - Будыш А.В., доверенность от 17.01.2014 г.;
от Администрации Можайского муниципального района Московской области - не явились, извещены.
от Управления Росреестра по Московской области - не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Цветковский" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:
- признать незаконным и отменить решение комиссии Администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных правоотношений от 02.07.2013 об отказе в предоставлении в собственность ЗАО "Цветковский" земельного участка с кадастровым номером 50:18:0040317:452;
- обязать Администрацию Можайского муниципального района Московской области в течение 30 (тридцати) дней с момента вступления решения в законную силу, издать постановление о передаче в собственность ЗАО "Цветковский" земельный участок с кадастровым номером 50:18:0040317:452, площадью 87 612+/-2 590 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, д. Вешки;
- обязать Администрацию Можайского муниципального района Московской области в течение 30 (тридцати) дней с момента вступления решения в законную силу, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:18:0040317:452, площадью 87 612+/-2 590 расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, д. Вешки и направить в адрес ЗАО "Цветковский".
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2014 года по делу N А41-37359/13 в удовлетворении требований ЗАО "Цветковский" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ЗАО "Цветковский", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ЗАО "Цветковский" ссылается на то, что до настоящего времени проекты зон санитарной охраны Московского водопровода не утверждены, границы таких зон не нанесены на землеустроительные планы и схемы землепользования, соответственно, нельзя однозначно утверждать о нахождении истребуемого земельного участка в поясе зоны санитарной охраны.
Представитель ЗАО "Цветковский" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддерживал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в заявленные требования - удовлетворить.
Представитель Администрации Можайского муниципального района Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Цветковский" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - одноэтажное здание лесопильного цеха, общей площадью 790,30 кв.м, инв.N 41-12693, лит. Б, расположенное по адресу: Московская область, Можайский район, Дровнинский с.о., дер. Вешки, что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права от 15.09.2003.
Постановлением Администрации Можайского муниципального района Московской области от 21.03.2013 N 472-П утверждена схема расположения земельного участка площадью 87 612 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, вблизи д. Вешки.
Вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 23.05.2013 с присвоением кадастрового номера 50:18:0040317:452, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 23.05.2013.
Из заявления общества следует, что принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:18:0040317:452. Указанный факт заявитель обосновывает заключением кадастрового инженера по проведению контроля материалов межевания N 12/2013.
В Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0040317:452, что подтверждается уведомлением N 18/03/2013-3094 от 22.08.2013.
ЗАО "Цветковский" 17.06.2013 обратилось в Администрацию с заявлением, в котором просило предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:18:0040317:452 по договору купли-продажи со ссылкой на статью 36 ЗК РФ.
Комиссией администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участок, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которое не разграничена, а так же по решению иных вопросов в сфере земельных отношений 02.07.2013 принято решение, в соответствии с которым в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителю было отказано.
Заявитель, посчитав, что указанный отказ не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, Администрация сослалась на тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 50:18:0040317:452 расположен на расстоянии около 250 метров от уреза воды реки Лусянка, являющегося притоком первого порядка, в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте. В отсутствие такого документа факт отнесения земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтвержден документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, сведениями об особом статусе лица, занимающего земельный участок, иными сведениями.
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся к землям, ограниченным в обороте.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 о введении в действие санитарных норм и правил утверждены "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".
В соответствии с пунктом 1.17 вышеуказанного постановления отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р "Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации" Можайское водохранилище отнесено к водоемам для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
На основании данного положения Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы".
Указанные санитарные правила определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. На основании данных санитарных правил разрабатывается "Проект зон санитарной охраны Московского водопровода", в которых устанавливаются точные границы зон санитарной охраны.
В соответствии с пунктом 2.3 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 зона санитарной охраны гидроузла состоит из первого пояса (строгого режима) и второго пояса (ограничений). Первый и второй пояса зоны санитарной охраны организуются, в том числе для прибрежной полосы Можайского водохранилища.
Согласно пункту 3.4.3 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы второго пояса зоны санитарной охраны водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии: при равнинном рельефе местности - не менее 500 м; при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0040317:452, расположенный по адресу: Московская обл., Можайский район, д. Вешки находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, что подтверждается заключением кадастрового инженера, согласно которому участок с кадастровым номером 50:18:0040317:452 находится на расстоянии 282 м от реки Москва.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности предоставления вышеуказанного земельного участка в собственность заявителю.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ и площадь предоставляемого собственникам здания земельного участка определяются с учетом фактического землепользования.
Из материалов дела следует, что в собственности заявителя находится объект недвижимости площадью 790,30 кв.м. Площадь истребуемого заявителем земельного участка составляет 87 612+/-2 590 кв.м.
С учетом положений статьи 36 ЗК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель не обосновал необходимость предоставления испрашиваемой площади земельного участка для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества с учетом того, что площадь участка значительно (более чем в 100 раз) превышает площадь застройки.
В апелляционной жалобе ЗАО "Цветковский" ссылается на то, что до настоящего времени проекты зон санитарной охраны Московского водопровода не утверждены, границы таких зон не нанесены на землеустроительные планы и схемы землепользования, соответственно, нельзя однозначно утверждать о нахождении истребуемого земельного участка в поясе зоны санитарной охраны.
Указанный довод апелляционной жалобы апелляционный суд находит несостоятельным в связи со следующим.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.11.1971 N 640 "Об утверждении зоны санитарной охраны Западной водопроводной станции Московского водопровода и питающих ее источников" утверждены зоны санитарной охраны Западной водопроводной станции Московского водопровода и питающих ее источников в текстуально описанных в Приложении к данному Постановлению границах.
Согласно указанному Приложению во второй пояс зоны санитарной охраны Западной водопроводной станции включаются бассейны реки Москвы и ее притоков, Можайского, Рузского и Озернинского водохранилищ.
Нахождение спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подтверждается заключением кадастрового инженера.
В соответствии с пунктом 2.3.2.4. СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом.
Пунктом 1.17 СанПин 2.1.4.1110-02 установлено, что отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Следовательно, само по себе отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, не распространяются ограничения, установленные законом.
Доводы апелляционной жалобы о том, представитель заинтересованного лица не оспаривал площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, не имеют правового значения, поскольку суд обязан в данном случае самостоятельно применить нормы закона- положения ст.36 ЗК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, часть 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11.02.2014 г. по делу N А41-37359/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37359/2013
Истец: ЗАО "Цветковский"
Ответчик: Администрация Можайского Муниципального р-на. МО
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по МО, Управление Росреестра по Мосоквской области, Управление Росрестра по МО, Администрация Можайского муниципального района Московской области