г. Москва |
|
24 апреля 2014 г. |
Дело N А40-182232/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г. (единолично),
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Егуновым О.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "Южный речной порт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2014,
по делу N А40-182232/2013, принятое судьей Кузнецовой С.А. (106-1217),
по заявлению ОАО "Южный речной порт" (115432, г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д. 10),
к УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора,
об оспаривании постановления от 05.12.2013 N 0041/10000/0560 по делу об административном правонарушении.
при участии:
от заявителя: |
Малафеева И.Г. по доверенности N 44 от 10.06.2013; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Южный речной порт" (далее-заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора (далее-ответчик) от 05.12.2013 N 0041/1000/0560 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2014 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы жалобы, с решением суда первой инстанции не согласился, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 30.10.2013 Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте с участием УГАН НОТБ по ЦФО Ространснадзора проведена проверка исполнения законодательства и транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) ОАО "Южный речной порт", по результатам которой выявлены нарушения требований, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 41 (далее - Приказ Минтранса N 41), а именно:
- лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, и персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ ОАО "Южный речной порт", не прошли специальной профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
- не утвержден план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ;
- образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности;
- со стороны железнодорожного подъездного пути имеется свободный доступ посторонних лиц.
По данному факту старшим помощником Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте составлен Акт проверки от 30.10.2013.
По результатам проведенной проверки заместителем Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте младшим советником юстиции Бацевым А.Ю. 31.10.2013 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении ОАО "Южный речной порт" и направлении в соответствии с ч.1 ст. 28.8 КоАП РФ для рассмотрения в установленном порядке в УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора.
Указанное постановление вынесено в присутствии полномочного представителя предприятия общества - Петрова М.Н., действующего на основании доверенности от 31.10.2013 N 71, выданной на представление интересов в данном административном деле, которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ.
На основании указанного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении государственным инспектором отдела УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора Бакаевым В.Л., в присутствии полномочного представителя предприятия Петрова М.Н., действующего на основании доверенности от 31.10.2013 N 71, рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление от 05.12.2013 N 0041/1000/0560 о привлечении ОАО "Южный речной порт" к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что не оспаривалось заявителем. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ч.1 ст.9 Закона).
В соответствии с пунктом 6.7 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 29.04.2011 N 130 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена" на заявителе, как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежит обязанность разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение 1 года с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ (если иной срок реализации отдельных мероприятий плана обеспечения транспортной безопасности не установлен соответствующим обоснованием).
В силу статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ и п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее -Требования) разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, часть 1, ст. 837; 2008, N 30, часть 2, ст.3616, 2009, N 29, ст. 3634, 2010, N 27, ст. 3415), и они:
- определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ);
- являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.
В нарушение п.п. 5.13 Приказа Минтранса России от 08.02.2011N 41 на момент проверки не произведена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка ответственного за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, определенными законодательством РФ.
Согласно п.5.14 приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 41 допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5.28 приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 41 на момент проверки не организован пропускной и внутриобъектовый режим на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п.5.29 приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 41 на момент проверки со стороны железнодорожного подъездного пути имеется свободный доступ посторонних лиц, что не воспрепятствует проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов) ; не установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком согласно п.5.31 приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 41.
Согласно п.5.31.23 приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 41 образцы пропусков всех видов необходимо согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с п.п.5.31.2-5.31.12.
Согласно материалам дела, ОАО "Южный речной порт" присвоена 2 категория от 31.08.2012 N СГ-29/9115 и внесена в Реестр под номером РНО-0001176. Согласно п.5.7 приказа Минтранса России от 08.02.2011 N41 обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Согласно п.5.8 приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 41 общество должно было разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение 3-х месяцев и реализовать его в течение 6-ти месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Согласно материалам дела, на общество, как на субъект транспортной инфраструктуры, возложена обязанность утвердить планы обеспечения транспортной безопасности, принадлежащих ему объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.
Вышеуказанную обязанность заявитель в полном объеме не выполнил, что свидетельствует о наличии в его действиях признаков правонарушения, и доказанности факта его совершения и вины в этом, со стороны ОАО "Южный речной порт".
Доказательств обратного ни административному органу, ни суду заявителем не представлено. Утверждение Плана обеспечения транспортной безопасности 14.11.2013, то есть после проведения проверки, не является основанием для освобождения от ответственности, а свидетельствует о добровольном устранении выявленного нарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, кроме того, формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) в виде умысла либо неосторожности применимы только в случае привлечения к ответственности физического лица, следовательно, данное обстоятельство в силу положений законодательства и возможности общества для соблюдения установленных правил и норм не является основанием освобождения общества от ответственности и соответственно наказания.
ОАО "Южный речной порт" имело возможность в течение трех месяцев обеспечить утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, однако не приняло надлежащих мер к обеспечению установленных законодательством требований по обеспечению транспортной безопасности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.02.2014 по делу N А40-182232/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182232/2013
Истец: ОАО "Южный речной порт"
Ответчик: УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопаности по ЦФО