г. Хабаровск |
|
24 апреля 2014 г. |
Дело N А04-8186/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Русалеева Дмитрия Валерьевича представитель не явился;
от Благовещенской таможни: Дробжева Е.В., представитель по доверенности от 19.12.2013 N 38; Прокопенко И.В., представитель по доверенности от 19.12.2013 N 6;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Благовещенск ой таможни
на решение от 27.01.2014
по делу N А04-8186/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Аныша Д.С.
по заявлению индивидуального предпринимателя Русалеева Дмитрия Валерьевича
к Благовещенской таможне
об обязании возвратить проценты в размере 105 790,83 руб.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Русалеев Дмитрий Валерьевич обратился Арбитражный суд Амурской области (ОГРН 310280125000040, ИНН 280117456120, далее - предприниматель) с заявлением об обязании Благовещенской таможни (ОГРН 1022800520786, ИНН 2801026276, далее - таможенный орган) возвратить проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в соответствии с заявлением от 16.10.2013 вх. N 18181 о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 105 790 рублей 83 копейки. Предприниматель в судебном заседании уточнил требования, просил обязать таможенный орган возвратить проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в соответствии с заявлением от 16.10.2013 вх. N 18181 о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, в размере 82 290 руб. 99 коп.
Судом уточненные требования, в части уменьшения суммы процентов, приняты к рассмотрению в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 27.01.2014 по делу N А04-8186/2013 заявленные предпринимателем требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 27.01.2014 по делу N А04-8186/2013 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы таможенный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Предприниматель в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил, каких - либо ходатайств не заявлял. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующего в деле лица, исследовав доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа.
Как следует из материалов дела, в соответствии с внешнеторговыми контрактами на таможенную территорию Российской Федерации ввезен импортный товар, задекларированный по декларации на товары N 10704050/160112/0000072, N 10704050/200112/0000305, N 10704050/290911/0007553.
Таможенная стоимость товара определена декларантом на основании метода "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" (первый метод), предусмотренного статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение).
В обоснование применения определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки, декларант определял таможенную стоимость, по первому методу, предоставляя документы, относящиеся к определению таможенной стоимости.
Благовещенская таможня не согласилась с использованием ИП Русалеевым Д.В. метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (решения о корректировке таможенной стоимости от 28.12.2011 по декларации на товары N 10704050/290911/0007553, от 06.03.2012 по декларации на товары N 10704050/160112/0000072, от 11.03.2012 по декларации на товары N 10704050/200112/0000305), декларанту было предложено произвести корректировку заявленной таможенной стоимости товара, путем применения иного метода таможенной оценки.
Указанные решения обоснованы выявленными ограничениями для применения 1 метода определения таможенной стоимости, а также признаками, указывающими на то, что декларантом не соблюдено условие о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности заявленной таможенной стоимости.
Скорректированные таможенные платежи по спорным декларациям на товары были оплачены предпринимателем в заявленной сумме, что ответчиком не оспорено.
16.10.2013 предприниматель направил в Благовещенскую таможню заявление (вх. N 18181) о возврате процентов начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары N10704050/160112/0000072, N 10704050/200112/0000305, N 10704050/290911/0007553 на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Амурской области от 27.12.2012 по делу N А04-8280/2012, от 27.12.2012 по делу N А04-8279/2012, от 16.01.2013 по делу N А04-8103/2012 сумме 105 790 руб. 71 коп., приложив декларации на товары, платежные поручения, копии КТС, копии документов, подтверждающих факт возврата излишней уплаты или излишне взысканных таможенных пошлин: платежное поручение N 575 от 19.03.2013 на сумму 184 408 руб., платежное поручение N 725 от 19.02.2013 на сумму 515 503 руб. 46 коп., платежное поручение N 768 от 19.02.2013 на сумму 339 070 руб. 37 коп., копии решений Арбитражного суда Амурской области, расчет процентов, указал, что копии свидетельства ИНН и свидетельства ОГРН, копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, копию паспорта, заверенные нотариально, были представлены ранее в заявлении N 02526 от 10.03.2011.
Письмом от 22.10.2013 N 20-12/13064 таможенный орган возвратил декларанту заявление, указав, что в соответствии с решениями Арбитражного суда Амурской области от 27.12.2012 по делу N А04-8280/2012, от 27.12.2012 по делу N А04-8279/2012, от 16.01.2013 по делу N А04-8103/2012 по декларациям на товары N10704050/160112/0000072, N 10704050/200112/0000305, N 10704050/290911/0007553 решениями N 10704000/150313/ВИЗ-169, N 10704000/150213/Виз-170, N 10704000/150313/Виз-355 ему произведен возврат денежных средств.
Судом установлено, что в решениях Арбитражного суда Амурской области от 27.12.2012 по делу N А04-8280/2012, от 27.12.2012 по делу N А04-8279/2012, от 16.01.2013 по делу N А04-8103/2012, установлено незаконное взыскание таможенным органом с ИП Русалеева Д.В. таможенных платежей по декларации на товары N 10704050/200112/0000305 на сумму 310 019 руб. 79 коп., по декларации на товары N 10704050/160112/0000072 на сумму 544 554 руб. 04 коп., по декларации на товары N 10704050/290911/0007553 на сумму 184 408 руб. В силу пункта 2 статьи 69 и статьи 70 АПК РФ эти обстоятельства не доказываются в настоящем деле.
В силу статьи 89 ТК ТС, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенного кодекса таможенного союза и (или) законодательством государств ТС и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу, которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В части 1 статьи 129 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) указано, что взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
Статьей 145 Закона о таможенном регулировании установлено, что денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог) вносятся на счет Федерального казначейства. Денежный залог может быть внесен физическими лицами, перемещающими через таможенную границу товары для личного пользования, также в кассу таможенного органа. Проценты на сумму денежного залога не начисляются. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из сумм денежного залога в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Остаток неиспользованного для уплаты таможенных платежей денежного залога подлежит возврату либо зачету в счет авансовых платежей в соответствии со статьей 149 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Статьей 149 Закона о таможенном регулировании, установлено, что возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения или прекращения обязательства. Возврат (зачет) денежного залога также осуществляется, если обязательства, обеспеченные денежным залогом, не возникли, при этом указанный срок подачи заявления о возврате (зачете) денежного залога исчисляется со дня оформления таможенным органом таможенной расписки.
По истечении указанных сроков невостребованные суммы денежного залога учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
В силу пунктов 5, 7 статьи 149 Закона о таможенном регулировании, возврат (зачет) денежного залога производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данного денежного залога. Общий срок рассмотрения заявления о возврате (зачете) денежного залога, принятия решения о возврате (зачете) денежного залога и возврата (зачета) сумм денежного залога не может превышать один месяц со дня подачи указанного заявления и представления всех необходимых документов. Возврат (зачет) денежного залога не производится при наличии у лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со статьей 158 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что предпринимателем на счет таможенного органа внесено обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 1 038 981 руб. 83 коп., в том числе 30.09.2011 по декларации на товары N 10704050/290911/0007553 в размере 186 304 руб. 64 коп. по платежному поручению N 1055 от 27.09.2011 на сумму 1 000 000 руб., 17.01.2012 по декларации на товары N 10704050/160112/0000072 на сумму 544 554 руб. 04 коп. по платежному поручению N 7 от 12.01.2012 на сумму 900 000 руб., 23.01.2012 по декларации на товары N 10704050/200112/0000305 в размере 310 019 руб. 79 коп. по платежному поручению N 7 от 12.01.2012 на сумму 900 000 руб.
На основании решений о зачете от 12.01.2012 N 10704000/120112/ЗДзЗ-5/12, от 12.03.2012 N 10704000/120312/ЗДзЗ-116/12, N10701000/120312/ЗДзЗ- 140/12/ТС/, от 20.03.2012 N10704000/120312/ЗДзЗ-134/12/ТС, произведен зачет денежного залога в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей на сумму 1 038 981 руб. 83 коп.
В соответствии со статьей 2 статьи 150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
Суд пришел к верному выводу о том, что таможенные платежи в сумме 1 038 981 руб. 83 коп. взысканы в принудительном порядке, поскольку взыскание платежей по вышеуказанным таможенным декларациям произведено путем принятия таможней решений о зачете денежного залога, внесенного предпринимателем. Сумма уплаченных денежных средств утратила статус суммы обеспечения уплаты таможенных платежей с момента принятия таможенным органом решений о зачете денежного залога. В связи с этим указанная сумма таможенных платежей является излишне взысканной.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Закона о таможенном регулировании, при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом. Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства.
Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании в течение трех рабочих дней со дня обращения взыскания на сумму денежного залога. Если суммы денежного залога будет недостаточно для погашения задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, на непогашенную сумму задолженности по уплате таможенных платежей, пеней выставляется требование об уплате таможенных платежей и применяются меры принудительного взыскания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, взыскание платежей таможенным органом с предпринимателя произведено в принудительном порядке в связи с чем, проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин должны начисляться со дня, следующего за днем взыскания.
Как указано в части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, предусмотрен особый (в отличие от случаев излишней уплаты) порядок возврата излишне взысканных таможенных платежей, согласно которому при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии у предпринимателя оснований по начислению процентов в связи с нарушением месячного срока возврата таможенных платежей.
Приведенной правовой нормой предусмотрен особый (в отличие от случаев излишней уплаты) порядок возврата излишне взысканных таможенных платежей, согласно которому при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. В связи с чем, довод жалобы таможенного органа о возможности начисления процентов только при нарушении месячного срока, установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ подлежит отклонению.
Таможенный орган 12.01.2012, 12.03.2012, 20.03.2012 незаконно произвел принудительное взыскание с ИП Русалеева Д.В. таможенных платежей в общей сумме 1 038 981 руб. 83 коп., возврат данных платежей произведен ответчиком 15.02.2013, 15.03.2013, между тем таможенный орган должен был принять решение о начислении и выплате процентов по заявлению предпринимателя с указанной суммы со дня, следующего за днем взыскания, а именно с 13.01.2012, с 13.03.2013, с 21.03.2013.
В материалы дела, представлен расчет процентов на сумму излишне взыскиваемых таможенных пошлин, налогов в связи с корректировкой таможенной стоимости подписанный заявителем и ответчиком без возражений, согласно которому сумма процентов составила 82 290 руб. 99 коп. из расчета ставок рефинансирования установленных Центральным банком 8% и 8,25% в том числе, за периоды с 13.01.2012 по 13.09.2012 на сумму 9 875 руб. из расчета 8%, с 14.09.2012 по 19.03.2013 в сумме 7 773 руб. 10 коп. из расчета 8,25%, с 13.03.2012 по 13.09.2012 в сумме 22 020 руб. 22 коп. из расчета 8,25%, с 14.09.2012 по 19.02.2013 в сумме 19 516 руб. 91 коп. из расчета 8,25%, с 21.03.2012 по 13.09.2012 в сумме 11 994 руб. 21 коп. из расчета 8%, с 14.09.2012 по 19.02.2013 в сумме 11 111 руб. 16 коп. из расчета 8,25%.
Судом, представленный расчет процентов проверен и признан верным, в том числе на основании части 2 статьи 70 АПК РФ.
Правильно применив указанные выше нормы права, учитывая незаконность осуществленной таможенным органом корректировки таможенной стоимости ввезенного товара, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу предпринимателя процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей.
Таким образом, требования предпринимателя об обязании таможню возвратить проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларациям на товары N 10704050/290911/0007553, N 10704050/160112/0000072, N 10704050/200112/0000305 в размере 82 290 рублей 99 копеек, удовлетворены правомерно.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 27.01.2014 по делу N А04-8186/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8186/2013
Истец: ИП Русалеев Дмитрий Валерьевич
Ответчик: Благовещенская таможня
Третье лицо: Русалеев Дмитрий Валерьевич