г. Саратов |
|
24 апреля 2014 г. |
Дело N А57-21330/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области (412031, Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д.6, ОГРН 1026401896355, ИНН 6446006530)
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 27 февраля 2014 года по делу N А57-21330/12 о процессуальном правопреемстве (судья Пузина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Москомплектсервис" (440015, г. Пенза, проезд Аустрина, 3, ОГРН 1105835004428, ИНН 5835089216)
о замене стороны должника по настоящему делу,
по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Москомплектсервис" (440015, г. Пенза, проезд Аустрина, 3, ОГРН 1105835004428, ИНН 5835089216)
заинтересованные лица: Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области (412030, Саратовская область, Ртищевский район, г. Ртищево, ул. Красная, 6, ОГРН 1026401898863, ИНН 6446007646),
администрация муниципального образования г. Ртищево (412031, Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, 6, ОГРН 1066446000125, ИНН 6446115793)
о признании незаконным бездействия и обязании, о взыскании судебных расходов по делу,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Москомплектсервис" (далее - заявитель, ООО "Москомплектсервис") с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района по приостановлению с 01 октября 2012 года осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации муниципального образования город Ртищево, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений администрации муниципального образования город Ртищево, открытые в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением администрацией муниципального образования город Ртищево требований исполнительного листа N С 165169, выданного 08 августа 2008 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 12.05.2008 по делу NА57-3127/08, в течение трёх месяцев со дня его поступления в Финансовое управление администрации Ртищевского района; о признании незаконным, а именно не соответствующим нормам Бюджетного Кодекса РФ, бездействия администрации муниципального образования г. Ртищево по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа N С 165169, выданного 08 августа 2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08, в течение трёх месяцев со дня его поступления в Финансовое управление администрации Ртищевского района; о взыскании с заинтересованных лиц в пользу ООО "Москомплектсервис" судебных расходов по делу.
В качестве восстановления нарушенного права заявитель просил обязать:
- финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации муниципального образования город Ртищево, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений администрации муниципального образования город Ртищево, открытые в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения администрацией муниципального образования город Ртищево требований исполнительного листа N С 165169, выданного 08 августа 2008 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08;
- администрацию муниципального образования г. Ртищево немедленно выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа N С 165169, выданного 08 августа 2008 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 12.05.2008 года по делу N А57-3127/08.
Решением суда от 05.03.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и не соответствующим нормам Бюджетного кодекса РФ бездействие Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области по не приостановлению с 03 октября 2012 года осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации муниципального образования город Ртищево, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений администрации муниципального образования город Ртищево, открытые в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением администрацией муниципального образования город Ртищево требований исполнительного листа N С 165169, выданного 08 августа 2008 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 12.05.2008 года по делу NА57-3127/08, в течение трёх месяцев со дня его поступления в Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района; признано незаконным и не соответствующим нормам Бюджетного кодекса РФ бездействие администрации Муниципального образования г. Ртищево, выразившееся в не обеспечении выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа N С 165169, выданного 8 августа 2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу NА57-3127/08, в течение трёх месяцев со дня его поступления в Финансовое управление Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области. Кроме того, с Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в пользу ООО "Москомплектсервис" взысканы расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.; с администрации муниципального образования город Ртищево в пользу ООО "Москомплектсервис" взысканы расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
В качестве восстановления нарушенного права суд обязал Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Муниципального образования город Ртищево, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения администрацией муниципального образования город Ртищево требований исполнительного листа N С 165169, выданного 08 августа 2008 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08; администрацию муниципального образования г. Ртищево обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа N С 165169, выданного 08 августа 2008 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2013 года по делу N А57-21330/2012 оставлено без изменения.
05 ноября 2013 года ООО "Москомплектсервис" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о замене стороны должника по настоящему делу (главного распорядителя средств местного бюджета) администрации муниципального образования город Ртищево на администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 27.02.2014 по делу N А57-21171/2012 произведена процессуальная замена должника по настоящему делу - администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области на её правопреемника - администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области.
Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области не согласилась с принятым определением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции, отказать в процессуальной замене должника.
Общество с ограниченной ответственностью "Средневолжские ресурсы" (далее - ООО "Средневолжские ресурсы") возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 69 97444 8, N 410031 69 97446 2, N 410031 69 97448 6, N 410031 69 97445 5, N 410031 69 97447 9, конвертом с уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 69 97443 1. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 28 марта 2014 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. ООО "Средневолжские ресурсы" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьёй 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казёнными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Частью 7 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путём внесения изменений в устав муниципального образования.
Судом первой инстанции установлено, что решением Совета муниципального образования город Ртищево второго созыва от 05.03.2013 N 56-326 внесены изменения в Устав муниципального образования город Ртищево, согласно которым после истечения срока полномочий Совета муниципального образования город Ртищево второго созыва в структуре органов местного самоуправления поселения наличие местной администрации не предусмотрено. В соответствии с федеральным законодательством исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района возлагается на администрацию Ртищевского муниципального района (пункт 1 статьи 31 "Местная администрация" устава).
Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ и пункту 3 статьи 19 и пункту 3 статьи 23 Устава полномочия Совета муниципального образования город Ртищево второго созыва прекращены со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва - 3 октября 2013 года.
Советом муниципального образования город Ртищево третьего созыва принято решение от 3 октября 2013 года N 1-5, согласно которому администрация муниципального образования город Ртищево подлежит ликвидации, назначена ликвидационная комиссия.
Решением Собрания депутатов Ртищевского муниципального района второго созыва от 07.03.2013 N 5-15 статья 31 "Полномочия администрации Ртищевского муниципального района" устава Ртищевского муниципального района дополнена частью 1.1, согласно которой администрация муниципального района осуществляет полномочия администрации муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района, являющегося административным центром муниципального района за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
В соответствии с пунктом 10 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.
Согласно части 3.2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального района, связанные с осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов полномочий исполнительно-распорядительных органов поселений, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительные органы поселений не образуются, устанавливаются органами местного самоуправления муниципального района и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
Решением Совета муниципального образования город Ртищево второго созыва от 05.03.2013 N 56-326 о внесении изменения в устав муниципального образования город Ртищево, исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Ртищево возложено на администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области.
В соответствии с частью 2 статьи 18, частью 1 статьи 53 Федерального закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов, расходы которых осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Упразднение администрации муниципального образования город Ртищево как одного из уполномоченных органов не свидетельствует о прекращении обязательства муниципального образования, приобретённого через данный компетентный орган местного самоуправления.
Статьёй 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что решение арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-21330/2012 подлежит исполнению за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Ртищевского муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны её правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Процессуальное правопреемство произведено судом первой инстанции в соответствии с нормами действующего законодательства на основании прямого указания на это закона.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12826/11 от 14.02.2012 сформулирована позиция, согласно которой возложение на взыскателя бремени принудительного исполнения судебного акта против государства посредством повторного предъявления исполнительных документов, в том числе в ликвидационную комиссию исполнительно-распорядительного органа противоречит как правовой природе права на судебную защиту, так и законодательству Российской Федерации и нормам международного права. Право на судебную защиту (а, следовательно, и его элемент - право на исполнение судебного решения) носит публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые институциональные и процессуальные условия (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2008 N 734-О-П). Лицо, в пользу которого вынесено решение суда против государства, не обязано возбуждать процедуру принудительного исполнения (постановление Европейского суда по правам человека по делу "Метаксас против Греции" от 27.05.2004). Согласно практике Европейского суда по правам человека исполнение судебного акта - позитивная обязанность государства, возложение которой на взыскателя является чрезмерным бременем.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" даны разъяснения согласно которым в случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом обсуждения в суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, пришёл к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции, разрешая спор, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нормы материального права применены правильно. Судом не допущено нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 27.02.2014 по делу N А57-21330/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21330/2012
Истец: ООО "Москомплектсервис"
Ответчик: Администрация Ртищевского муниципального образования, Глава Администрации Ртищевского муниципального образования, Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района
Третье лицо: Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области, Арбитражный суд г. Пензы, Министерство финансов Саратовской области