г. Воронеж |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А35- 2766/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.04.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Протасова А.И., Семенюта Е.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Администрации Железногорского района Курской области: от общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Горняк": |
Кириченко Е.Н. по доверенности N 33 от 10.01.2014; Никифоров А.Н. по доверенности N 22 от 10.01.2014, Ковальский М.В. по доверенности 46 АА 0309082 от 24.08.2012. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Железногорского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 29.11.2013 по делу N А35-2766/2013 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Горняк" к Администрации Железногорского района Курской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Горняк" (далее - ООО "Агорофирма "Горняк", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Железногорского района Курской области (далее - Администрация) по утверждению раздела земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с государственным кадастровым номером 46:06:000000:144 по заявлению ООО "Агрофирма "Горняк" от 18.02.2013 и понуждении Администрации Железногорского района Курской области к утверждению раздела указанного земельного участка (с учётом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Считая названное решение незаконным и необоснованным, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что:
- принятие решения об утверждении раздела земельных участков в соответствии с заявлением истца выходит за пределы полномочий Администрации Железногорского района Курской области;
- применение к рассматриваемым правоотношениям Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Образование земельных участков" не допустимо;
- сформированные земельные участки не соответствуют проекту землеустройства подсобного хозяйства "Горняк" Железногоского района Курской области.
В дополнении к апелляционной жалобе Администрация указала:
- суд установил противоречивые обстоятельства о том, какие действия были произведены истцом - выдел земельного участка или раздел земельных участков;
- сформированные земельные участки не соответствуют проекту землеустройства подсобного хозяйства "Горняк" Железногорского района Курской области;
- заявителем в Администрацию не был представлен необходимый комплект документов.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Администрации поддержали требования апелляционной жалобы, просили удовлетворить их по вышеприведённым основаниям.
Представитель Общества требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Стороны представили письменные изложения своих правовых позиций по делу.
Судебное заседание откладывалось с 19.02.2014 до 19.03.2014, с 19.03.2014 до 09.04.2014.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 09.04.2014 до 16.04.2014.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав и обсудив пояснения участвующих в деле лиц, присутствовавших в судебном заседании, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Горняк", место нахождения: 307170, Курская область, город Железногорск, улица Мира, 10/4, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.04.1996 ОГРН 1024601215803, ИНН 4606004089.
18.02.2013 ООО "Агрофирма "Горняк" обратилось в адрес главы Администрации Железногорского района Курской области с заявлением об утверждении раздела земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 15780616,05 кв.м., с кадастровым номером: 46:06:000000:144, расположенного по адресу: Курская область, Железногорский район, предоставленного ООО "Агрофирма "Горняк" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления главы администрации Железногорского района от 18.11.2000 N 409 для использования в целях сельскохозяйственного производства, на шестнадцать земельных участков, с указанием площади этих участков, а также оставшейся площади измененного земельного участка.
Глава Железногорского района Курской области письмом от 22.03.2013 исх. N 664 сообщил ООО "Агрофирма "Горняк", что решением комиссии по распоряжению земельными участками, расположенными в границах территории Железногорского района, от 27.02.2013 Обществу рекомендовано подготовить в результате выполненных кадастровых работ межевой план на земельный участок с кадастровым номером 46:06:000000:144 на общую площадь 15780616,05 кв. м.
ООО "Агрофирма "Горняк", полагая, что Администрацией Железногорского района не принято соответствующее решение по заявлению Общества от 18.02.2013, тем самым проявлено бездействие, обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом его уточнения, о признании такого бездействия незаконным.
Арбитражный суд Курской области удовлетворил заявленные требования, поскольку пришёл к выводу, что Обществом при обращении к ответчику были соблюдены требования статьи 11.3 Земельного кодекса РФ и представлены необходимые документы. Администрацией Железногорского района Курской области не представлено суду доказательств совершения в установленные сроки надлежащих действий, направленных на рассмотрение заявления ООО "Агрофирма "Горняк" от 18.02.2013 по утверждению раздела земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с государственным кадастровым номером 46:06:000000:144 и принятие соответствующего решения по указанному заявлению, либо доказательств законности не совершения таких действий.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассмотрев повторно настоящее дело по имеющимся и дополнительно представленным материалам, апелляционная коллегия приходит к следующему.
В соответствии статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса (обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10,11 Кодекса).
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
При этом в силу пункта 2.1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка, в органах и подведомственных организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них); землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления, либо подведомственных им организациях.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Агрофирма "Горняк" при обращении в администрацию Железногорского района Курской области с заявлением от 18.02.2013 N 135 об утверждении раздела земельного участка на шестнадцать земельных участков приложило следующие документы: межевой план раздела земельного участка, копию правоустанавливающего документа на земельный участок - постановления главы Администрации Железногорского района Курской области от 18.11.2000 N 409.
Таким образом, судом области сделан правильный вывод о том, что Обществом были соблюдены требования статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.
Судом области также правильно применён Регламент Управления по имуществу, архитектуре, земельным и правовым вопросам Администрации Железногорского района Курской области по предоставлению муниципальной услуги "Образование земельных участков при разделе, объединении, распределении или выделе из земельных участков, находящихся в собственности муниципального района и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением Администрации Железногорского района Курской области от 28.06.2012 N 387 (далее - Регламент по предоставлению муниципальной услуги "Образование земельных участков").
Довод заявителя жалобы о нераспространении нормативного акта на образование земельных участков с разграниченной собственностью является несостоятельным как противоречащий действующему законодательству.
Из материалов дела усматривается и признаётся сторонами, что спорный земельный участок находится в муниципальной собственности. Из п. 1.1. Регламент по предоставлению муниципальной услуги "Образование земельных участков" следует, что он определяет сроки и порядок предоставления муниципальной услуги в отношении земельных участков находящихся в муниципальной собственности.
Указанным нормативным правовым актом установлен стандарт предоставления названной муниципальной услуги, определены порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) при оказании муниципальной услуги.
Так, согласно пункту 2.5.1 Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Образование земельных участков" муниципальная услуга предоставляется на основании поступившего заявления об образовании земельного участка в результате раздела, объединения и т.д.
На основании пункта 3.2 Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Образование земельных участков" предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
-прием и регистрация заявления и комплекта документов, либо отказ в приеме и регистрации;
-рассмотрение заявления и предоставленных документов на соответствие предъявляемым требованиям, либо отказ в предоставлении муниципальной услуги;
-подготовка проекта постановления администрации муниципального района об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо отказ в предоставлении муниципальной услуги;
-выдача постановления администрации муниципального района об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2.3. Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Образование земельных участков" срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 дней с момента регистрации поступившего заявления с приложением документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в том числе:
14 дней - рассмотрение заявления и предоставленных документов на соответствие предъявляемым требованиям, либо отказ в предоставлении муниципальной услуги;
14 дней - подготовка проекта постановления Администрации Железногорского района Курской области об утверждении границ образовавшихся земельных участков при разделе или объединении, визирование уполномоченными должностными лицами и подписание главой Железногорского района, либо отказ в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно пункту 3.3.2. Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Образование земельных участков" результатом административного действия являются:
-передача документов должностному лицу с резолюцией за заявлении для подготовки проекта постановления Администрации Железногорского района Курской области;
-подготовка и направление уведомления об отказе в предоставлении услуги заявителю в письменном виде или по телефону, электронной почтой (при наличии).
При этом пункт 2.7 Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Образование земельных участков" содержит перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, который является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела, Обществу не было отказано в приеме и регистрации заявления и приложенных к нему документов, следовательно, заявление Общества от 18.02.2013 подлежало рассмотрению в 30-дневный срок. Однако ответ Администрации датирован 22.03.2013.
Апелляционная коллегия учитывает дополнительно представленный протокол заседания комиссии по распоряжению земельными участками, в границах Железногорского района от 27.02.2013, из которого усматривается, что представитель Общества присутствовал при рассмотрении данного вопроса и был ознакомлен с оспариваемым решением.
Таким образом доводы Общества о несвоевременном рассмотрении обращения не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Однако данное обстоятельство не влияет на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку заявитель оспаривает бездействие Администрация по не утверждению раздела земельного участка. Своевременность рассмотрения обращения Администрацией в предмет спора по настоящему делу не входит.
Из названного протокола и письма Администрации от 22.03.2013 исх. N 664 не усматривается, что Администрацией достигнут результат административного действия, установленный пунктом 3.3.2. Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Образование земельных участков". Рекомендации по совершению заявителем каких-либо действий не могут быть расценены в качестве результата административного действия, как не предусмотренные указанным пунктом.
Из вышеуказанного следует, что Администрацией нарушены пункты 2.3, 3.3.2 Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Образование земельных участков".
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Администрацией Железногорского района Курской области не совершены предусмотренные законом действия по утверждению раздела земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с государственным кадастровым номером 46:06:000000:144.
Оспариваемое бездействие нарушает положения статей 11.3, 11.4 Земельного кодекса РФ, пунктов 2.3, 3.3.2 Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Образование земельных участков", и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд принимает во внимание доводы заявителя о том, что оспариваемое бездействие Администрации по утверждению раздела земельного участка с присвоенным наименованием "единое землепользование" из земель сельскохозяйственного назначения лишает заявителя возможности исполнить обязанность, установленную статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, образованными в результате раздела, на право аренды или приобретению их в собственность, что создает препятствия в осуществлении экономической и хозяйственной деятельности Общества. Неисполнение установленной федеральным законом обязанности может повлечь негативные последствия для Общества, в том числе в виде привлечения к административной ответственности. Кроме того, заявителем за выполнение топографо-геодезических и землеустроительных работ уплачены денежные средства в сумме 150 000 рублей, которые не могут быть учтены при выполнении требований Администрации, в том числе при формировании оставшейся части земельного участка, поскольку уплачены по другому договору. Наряду с этим, в связи с непроизведенным разделом указанного земельного участка Общество лишено права на страхование урожая выращенных на нем сельскохозяйственных культур, поскольку обязательным условием государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования является оформление земельных участков с посевами в собственность или аренду.
Остальные доводы апелляционной жалобы касаются границ образуемых земельных участков, по - сути, являются новыми требованиями, в силу ст.268 АПК РФ не принимаются и не рассматриваются.
При таких обстоятельствах арбитражный суд области правомерно удовлетворил требования ООО "Агрофирма "Горняк".
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 29.11.2013 по делу N А35-2766/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Железногорского района Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2766/2013
Истец: ООО "Агрофирма "Горняк"
Ответчик: Администрация Железногорского района