город Ростов-на-Дону |
|
22 апреля 2014 г. |
дело N А32-32300/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.
судей А.Н. Стрекачёва, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арояном О.У.
при участии:
от Администрации муниципального образования Лабинского района Краснодарского края: представитель Тарасенко О.В. по доверенности от 18.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2014 по делу N А32-32300/2013
по заявлению Администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края
к ответчику - Министерству финансов Российской Федерации; Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю
о взыскании убытков,
принятое судьей Дубом С.Н.
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Лабинский район Краснодарского края (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - ответчики) о взыскании убытков в размере 2 442 800 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация Краснодарского края, Мизерин Сергей Александрович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2014 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу администрации муниципального образования Лабинский район (ОГРН 1022302347385, ИНН 2314010660), г. Лабинск взыскано 2 442 800 руб.
В удовлетворении исковых требований к Управлению федерального казначейства по Краснодарскому краю (ОГРН 1022301619020, ИНН 2310024534), г. Краснодар отказано.
Решение мотивировано тем, что обеспечение жильем военнослужащих не относится к полномочиям органов местного самоуправления и не может быть отнесено к расходным обязательствам муниципального образования Лабинский район. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений военнослужащим, уволенным со службы после 1 января 2005 года, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе указано, что судом не установлены предусмотренные статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения требования о взыскании убытков (наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между двумя первыми элементами, вина причинителя вреда).
Податель жалобы со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 N 18-КФ12-2436 указал, что Администрация Лабинского района Краснодарского края является надлежащим ответчиком по делу об обязании предоставить жилое помещение сотруднику милиции.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования Лабинский район Краснодарского края просит оставить обжалованный судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; считает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края правовую позицию по спору поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Лабинского городского суда от 10.04.2012 удовлетворено заявление Мизерина С.А. об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, выразившегося в отказе предоставить денежную выплату на приобретение или строительство жилья. Суд признал решение администрации муниципального образования Лабинский район об отказе Мизерину Сергею Александровичу в обеспечении его и членов его семьи жильем в форме предоставления единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения - незаконным. Суд обязал администрацию муниципального образования Лабинский район предоставить Мизерину Сергею Александровичу на семью из 4 человек единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24.07.2012 решение Лабинского городского суда от 10.04.2012 оставлено без изменения.
Определением Краснодарского краевого суда от 24.09.2012 в передаче кассационной жалобы администрации муниципального образования Лабинский район на решение Лабинского городского суда от 10.04.2012 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24.07.2012 по делу по заявлению Мизерина С.А. об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции Краснодарского краевого суда отказано.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 N 18-КФ 12-2436 администрации Муниципального образования Лабинский район отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В связи с невозможностью исполнить решение Лабинского городского суда от 10.04.2012 по обеспечению Мизерина С.А. жилым помещением, Мизерин С.А. обратился в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Определением Лабинского городского суда от 26.03.2013 изменен способ исполнения решения суда в порядке статьи 203 ГПК РФ. С казны муниципального образования Лабинский район взыскана сумма единовременной выплаты в размере 2 442 800 рублей, исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей жилой площади жилья в Краснодарском крае на 1 квартал 2013 года и норматива предоставления площади жилого помещения - по 18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, путем перечисления по 1/4 части единовременной выплаты на лицевые счета каждого члена семьи Мизерина С. А.
Финансовым органом администрации муниципального образования Лабинский район исполнен исполнительный лист ВС N 013908096 от 26 марта 2013 года путем перечисления денежных средств в сумме 2 442 800 рублей на расчетные счет каждого члена семьи Мизерина С.А., о чем свидетельствуют платежные поручения от 17.06.2013 N 6590, N 6591, N 6592, N 6593.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации Абинского района Краснодарского края с исковым заявлением о взыскании расходов за счет казны Российской Федерации.
Удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из нижеследующего.
Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются положениями статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 3, пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в силу пункта 14 статьи 15 названного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 6 статьи 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства. Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Поскольку ни Федеральным законом "О статусе военнослужащих", ни иным федеральным законодательством не разработан порядок компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации им государственных полномочий, то сам факт предоставления жилых помещений определенным в названном Законе лицам влечет обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов, которое должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Минфина России.
Граждане не являются участниками межбюджетных отношений, и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, поэтому администрация не могла отказать Мизерину С.А. в предоставлении жилого помещения.
Требования администрации подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О, 15.02.2005 N 58-О, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 No 23. Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений, определенным в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Согласно Федеральному закону от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, пли в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный федеральный закон. Статья 19 Закона указывает на то, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Судом установлено, что субвенций на осуществление указанных государственных полномочий органам местного самоуправления не передавалось. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов не относятся полномочия по обеспечению жильём граждан категории, к которой относится Мизерин С.А.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Истец доказал факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, размер понесенных Администрацией расходов, причинную связь между этими обстоятельствами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца и взыскал в пользу истца 2 442 800 руб. за счет казны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о том, что судом не установлены предусмотренные статьями 1069, 1071 ГК РФ основания для взыскания расходов на приобретение жилья с казны Российской Федерации.
В данном случае органы государственной власти провозгласили гарантию по обеспечению военнослужащих жильем, но не обеспечили исполнение этой гарантии, поэтому бездействие влечет ответственность, предусмотренную статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку истцом доказан факт ненадлежащего исполнения ответчиком - Российской Федерацией в лице Минфина России - обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, размер понесенных расходов, причинная связь между ними и бездействием государства, не определившего порядок возмещения понесенных муниципальным образованием расходов, суд обоснованно удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Сделанный в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 вывод о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения гражданину должна исполнить Администрация муниципального образования Лабинский район, не опровергает сделанный на основании указанных норм права вывод суда первой инстанции о том, что расходы органа местного самоуправления должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств.
Иное толкование подателем жалобы положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2014 по делу N А32-32300/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32300/2013
Истец: Администрация муниципального образования Лабинский район Краснодарского края
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КК, Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация Краснодарского края, Мизерин С. А, Мизерин Сергей Александрович, Министерство финансов КК, Министерство финансов Краснодарского края