г. Томск |
|
25 апреля 2014 г. |
Дело N А67-7160/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.04.2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кривошеиной С.В.
Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного помощником судьи Есиповым А.С., с применением средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Райх О.П., по доверенности от 11.10.2013, паспорт;
от заинтересованного лица: Журов Д.А., по доверенности от 24.10.2011, паспорт;
от третьего лица: без участия (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Городской административной комиссии Города Томска (07АП-2013/14)
на решение Арбитражного суда Томской области от 07.02.2014
по делу N А67-7160/2013 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Старый город" (ОГРН 1127017011439)
к Городской административной комиссии Города Томска
о признании незаконным и отмене постановления N 44/13 от 12.11.2013 г.,
третье лицо - МУП "Агентство развития г.Томска",
УСТАНОВИЛ:
ООО "Строительная компания "Старый город" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Городской административной комиссии г.Томска о признании незаконным постановления N 44/13 от 12.11.2013 г., согласно которому, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.1 Закона Томской области от 26.12.2008 N 295-ОЗ "Кодекс Томской области об административных правонарушениях" (далее по тексту: "КТОАП") и последнему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Определением суда от 29.11.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП "Агентство развития г.Томска".
Решением Арбитражного суда Томской области от 07.02.2014 (резолютивная часть решения объявлена 31.01.2014) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Городская административная комиссия г.Томска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Строительная компания "Старый город" об отмене постановления N 44/13 от 12.22.2013. Апелляционная жалоба мотивирована недоказанностью обстоятельств, которые суд посчитал установленными; неверным истолкованием закона.
Более подробно доводы изложены непосредственно в апелляционной жалобе.
ООО "Строительная компания "Старый город" в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в суд в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представитель заявителя в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал, а также заявил ходатайство о привлечении в качестве третьего лица Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска.
В силу части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Поскольку в суде апелляционной инстанции привлечение третьих лиц не допускается, принятое решение не содержит выводов о правах и обязанностях Департамента экономического развития г. Томска, заявленное ходатайство в порядке части 3 статьи 266 АПК РФ удовлетворению не подлежит.
Третье лицо надлежащим образом извещено в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Должностным лицом Администрации Октябрьского района г.Томска в отношении ООО "СК "Старый город" составлен протокол об административном правонарушении от 31.10.2013 г. в котором зафиксирован факт нарушения обществом требований пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения "О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного постановлением Мэра г. Томска 04.09.2007 N 536 (далее по тексту: "Положение"), выразившийся в размещении временного некапитального объекта - остановочного комплекса с торговыми помещениями, без правоустанавливающих документов на земельный участок по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого,7а (условно) общей площадью 90 кв.м. и согласия правообладателя земельного участка.
12.11.2013 г. Городская административная комиссия г.Томска рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, установила, что ООО "СК "Старый город" по ул. Высоцкого,7а (условно), в нарушение п. 2.1, 2.2, 2.4 Положения "О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск", разместило временный объект - остановочный комплекс с торговыми помещениями, без соответствующего разрешения, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.1 Закона Томской области от 26.12.2008 N 295-ОЗ "Кодекс Томской области об административных правонарушениях" и постановила привлечь ООО "СК "Старый город" к административной ответственности по ч.2 ст.8.1 КТОАП с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
ООО "СК "Старый город", считая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ООО "Строительная компания "Старый город", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.1 КТОАП.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и фактических обстоятельств дела.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В силу пункта 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 8.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил размещения временных объектов на территории муниципального образования.
Порядок размещения и контроля за размещением временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск" определен Положением "О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденным постановлением мэра города Томска от 04.09.2007 N 536 (далее - Положение).
Согласно пункту 1.2 Положения под временными (некапитальными) объектами понимаются объекты из легких сборных конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных помещений, которые могут быть разобраны и перенесены без значительного ущерба для них, эксплуатация которых осуществляется в ре-жиме временного использования на срок, определенный в договоре аренды земельного участка или ином документе, и право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке, в том числе объекты, предусмотренные настоящим Положением.
В пункте 1.3 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) перечислены объекты, относящиеся к временным, в том числе: киоски и павильоны розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, их комплексы, остановочные комплексы, а также иные временные объекты, отвечающие признакам, указанным в абзацах 1 и 2 пункта 1.2 настоящего Положения, и соответствующие типам временных объектов согласно ГОСТ 25957-83 "Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация, термины и определения" (п. 1.3.13 Положения).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) размещение и эксплуатация временных объектов, за исключением объектов, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения, осуществляются на основании:
- муниципального правового акта администрации Города Томска о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта (о размещении временного объекта);
- протокола о результатах проведенного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
- договора аренды земельного участка или иных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок в случае размещения временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица;
- паспорта временного объекта (после размещения временного объекта).
Согласно пункту 2.2 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) земельный участок для размещения временного объекта предоставляется в аренду на срок, предусмотренный договором аренды.
В силу пункта 2.4 Положения размещение временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица, допускается только с согласия правообладателя земельного участка при условии соответствия разрешенного использования указанного земельного участка назначению временного объекта.
В соответствии с пунктом 6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов" (далее - Регламент), утвержденного постановлением Администрации г. Томска N 721 от 29.06.2012, результатом I этапа предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов" является получение заявителем одного из следующих документов:
- информационного письма о выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта с приложением копии протокола заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов и расчета платы за фактическое использование земельного участка по установленным ставкам арендной платы за весь период эксплуатации временного объекта, указанный в заявлении о предоставлении муниципальной услуги, с предложением произвести оплату в соответствии с расчетом платы за фактическое использование земельного участка;
- информационного письма об отказе в выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта с приложением копии протокола заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов;
- информационного письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
В силу пункта 6.2 Регламента результатом II этапа предоставления муниципальной услуги является получение заявителем следующего документа:
- разрешения на размещение временного (некапитального) объекта;
- информационного письма об отказе в выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта.
Таким образом, временный объект, для которого необходимо получение разрешительных документов на его установку, это самостоятельный объект, устанавливаемый строго на земельном участке в соответствии с документом, подтверждающим права на использование земельного участка, при этом установка этого объекта, в данном случае, остановочного комплекса должна осуществляться на основании разрешения, выданного администрацией в установленном порядке и форме.
В то же время пунктом 2.5 Положения установлено, что размещение временных объектов, перечисленных в пунктах 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 Положения и соответствующих техническим параметрам и требованиям к временным объектам мелкорозничной торговли, осуществляется без принятия муниципальных правовых актов администрации Города Томска о предоставлении земельных участков, о размещении временных объектов, а также без заключения договоров аренды земельного участка, на основании разрешения, выданного департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.
Судом установлено, что ООО "СК "Старый город", являясь участником реализации проекта "Новые остановки Томска" заключило с МУП "Агентство развития Города Томска" агентский договор N 2/3 от 05.06.2013, по условиям которого последний обязуется выполнить все фактические и юридические действия по согласованию размещения остановочных комплексов, оформлению необходимой разрешительной документации (пункт 3.1.1 агентского договора), а общество обязуется установить остановочный комплекс, в том числе, остановочный комплекс, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого, 7а, соответствующий требованиям, предусмотренных муниципальными правовыми актами (пункт 3.2.1 агентского договора).
15.07.2013 г. МУП "Агентство развития города Томска" письмом N 121/1 от 15.07.2013 г. уведомило ООО "СК "Старый город", что Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска, на основании поданных заявок на размещение временных (некапитальных) объектов - остановочных комплексов, представлены расчеты за фактическое использование участка, в том числе по адресу : ул.Высоцкого,7а.
Из представленного расчета за фактическое использование земельного участка в 2013 г. по состоянию на 12.07.2013 г. усматривается, что данный расчет является платой за землю по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого,7а.
ООО "СК "Старый город" заключило с ООО "Мик Строй" договор подряда N 11 от 30.05.2013 г., согласно которому последний обязуется изготовить, осуществить монтаж и установку открытого остановочного комплекса на площадке, расположенной по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого,7а (п.1.2 договора).
Как следует из Акта обследования земельного участка по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого,7а (условно) от 31.10.2013 г., по вышеуказанному адресу самовольно установлен временный (некапитальный) объект - остановочный комплекс светло-зеленого цвета с вывеской "Кедр", площадь объекта составляет 90 кв.м.
Однако, за разрешением на установку указанного комплекса МУП "Агентство развития города Томска" по поручению общества обращалось в Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска (л.д.88).
Согласно представленной в материалы дела выписке из протокола N 10 заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов от 05.07.2013 года, комиссией решено выдать разрешение с 08.07.2013 г. по 07.07.2018 г. при согласовании с ГИБДД (л.д.98).
Письмом ГИБДД от 05.07.2013 г. N 20/392 МУП "Агентство развития г.Томска" сообщено, что в компетенцию Госавтоинспекции не входит согласование схем расположения остановочных комплексов.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом были осуществлены все действия для получения разрешения на размещение временного (некапитального) объекта - остановочного комплекса по адресу г. Томск, ул. Высоцкого, 7а, в связи с чем, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.1 КТОАП - административным органом в соответствии со статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ не доказана вина общества в совершении данного правонарушения.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на то, что согласно протоколу об административном правонарушении от 31.10.2013 нарушение обществом требований пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения выразилось в размещении временного некапитального объекта - остановочного комплекса с торговыми помещениями, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого, 7а (условно) общей площадью 90 кв.м. и согласия правообладателя земельного участка. Согласно оспариваемому постановлению нарушение обществом пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения выразилось в размещении остановочного комплекса с торговыми помещениями без соответствующего разрешения, что не соответствует протоколу.
При этом, как правильно указано в решении суда, Положение разграничивает порядок размещения временных объектов и документы, на основании которых осуществляется размещение и эксплуатация временных объектов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при данных обстоятельствах не представляется возможным определить событие вмененного обществу правонарушения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд, оценив в порядке статьи 71, 210 АПК РФ представленные сторонами доказательства, дав надлежащую правовую оценку приведенным доводам заявителя и возражениям административного органа, пришел к обоснованному выводу о незаконности постановления о привлечении ООО "СК "Старый город" к административной ответственности по части 2 статьи 8.1 КТОАП.
Довод апелляционной жалобы о том, что у заявителя отсутствует разрешительная документация на размещение спорного объекта, отклоняется.
Как указывалось выше, за разрешением на установку указанного комплекса МУП "Агентство развития города Томска" по поручению общества обращалось в Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска (л.д.88).
Согласно представленной в материалы дела выписке из протокола N 10 заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов от 05.07.2013 года, комиссией решено выдать разрешение с 08.07.2013 г. по 07.07.2018 г. при согласовании с ГИБДД (л.д.98).
Письмом ГИБДД от 05.07.2013 г. N 20/392 МУП "Агентство развития г.Томска" сообщено, что в компетенцию Госавтоинспекции не входит согласование схем расположения остановочных комплексов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что обществом были осуществлены все действия для получения разрешения на размещение временного (некапитального) объекта - остановочного комплекса по адресу г.Томск ул.Высоцкого,7а.
Необоснованным является и довод жалобы о том, что заявка общества на размещение объекта не поступала в комиссию.
Согласно пункту 3.2 Положения, подача заявки напрямую заявителем в комиссию не предусмотрена, в комиссию заявка на размещение временного объекта направляется на рассмотрение после регистрации соответствующим органом администрации города.
Невыдача указанным органом обществу разрешения на размещение временного (нестационарного) объекта - остановочного комплекса по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого, 7а, в виде отдельного документа при вышеизложенных обстоятельствах не свидетельствует о вине общества в его неполучении.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, редакция Положения "О порядке размещения временных(некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного Постановлением мэра г.Томска от 04.09.2007 N 536, действовавшая до 01.08.2013.
Акт выполненных работ от 01.08.2013 подтверждает завершение и передачу подрядчиком заказчику всей работы по изготовлению и установке объекта. При этом акт выполненных работ не содержит указания на то, что по данному акту осуществляется передача какого-либо этапа, а не всей работы. В нарушение статьи 65 АПК РФ апеллянт не представил доказательств того, что объект возведен в какой- либо иной период времени.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, поскольку являлись предметом рассмотрения и оценки в суде первой инстанции, не содержат сведений, опровергающих правильность выводов суда.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судом в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта, а равно принятия доводов апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 07.02.2014 по делу N А67-7160/2013, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Кривошеина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7160/2013
Истец: ООО "Строительная компания Старый город"
Ответчик: Городская административная комиссия г. Томска
Третье лицо: МУП "Агентство развития города Томска"