город Ростов-на-Дону |
|
24 апреля 2014 г. |
дело N А53-25786/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
от Военно-охотничьего общества Северо-Кавказского военного округа - межрегиональная спортивной общественной организации представитель по доверенности, Дружинина А.Н., удостоверение, представитель по доверенности Ефименко Л.М., паспорт
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области представитель по доверенности Безуглая О.А., удостоверение N 762164, представитель по доверенности Сербина О.Ф., удостоверение N 561909
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военно-охотничьего общества Северо-Кавказского военного округа - межрегиональная спортивная общественная организация на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2014 по делу N А53-25786/2013 по заявлению Военно-охотничьего общества Северо-Кавказского военного округа - межрегиональная спортивная общественная организация к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области о признании незаконными и отмене постановлений, принятое в составе судьи Колесник И.В.
УСТАНОВИЛ:
Военно-охотничье общество Северо-Кавказского военного округа -Межрегиональная спортивная общественная организация (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконными и отмене постановлений от 08.10.2013 N 224/1, 224/2, 224/3, 224/9, 224/10, 224/15, 224/16, 224/17, 224/18, 224/19.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2014в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств, то моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что спорные постановления незаконны, и должны быть отменены.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в открытом судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель инспекции возражал против удовлетворения заявленных требований, просил оставить решение суда первой инстанции в силе.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области на основании поручения начальника инспекции N 353 от 02.09.2013 была проведена проверка полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, а также порядка работы с денежной наличностью и ведение кассовых операций Военно-охотничьим обществом Северо-Кавказского военного округа -Межрегиональная спортивная общественная организация за период с 02.07.2013 по 02.09.2013.
В ходе проверки было выявлено нарушение порядка полноты учета выручки и порядка ведения кассовых операций, а именно было выявлено не оприходование наличной денежной выручки в день внесения платы за оказанные услуги в определенные кассы обособленных подразделений и отсутствии на следующий день листа кассовой книга 0310004 у юридического лица.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 07.10.2013 N 12/84, который был подписан и вручен представителю общества, о чем свидетельствует его подпись.
07.10.2013 уполномоченным должностным лицом налоговой инспекции в отношении общества составлены протокол об административном правонарушении N N224/1, 224/2, 224/3, 224/9, 224/10, 224/15, 224/16, 224/17, 224/18, 224/19 по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев протоколы об административном правонарушении и приложенные к ним документы, 08.10.2013 года начальник налоговой инспекции вынес постановления N N224/1, 224/2, 224/3, 224/9, 224/10, 224/15, 224/16, 224/17, 224/18, 224/19, которыми общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с действиями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества вменяемых административных правонарушений.
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в несвоевременном оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются как должностные, так и юридические лица.
В соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" N 54-ФЗ от 22.05.2003 контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации утверждено Банком России 12.10.2011 за N 373-П (далее - Положение) и вступило в законную силу с 01.01.2012.
Согласно пункту 5.1 Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (пункт 5.2 Положения).
В соответствии с пунктом 6.1 Положения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).
Согласно пункту 6.1 Положения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных Положением, в том числе:
-внесение в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров и расходных кассовых ордеров (полное оприходование в кассу наличных денег);
-недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 Положения;
-хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 положения.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу.
В силу пункта 5.2 Положения записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к числу которых относятся: приходный и расходный кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Согласно пункту 2 названного постановления указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
В качестве объективной стороны совершенного правонарушения обществу вменено не ведение обособленным подразделением общества кассовой книги, а также неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности.
Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Пунктом 5.6 Положения N 373-П установлено, что обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.
Передача обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положение N 373-П не предусматривает других условий учета наличных денежных средств, в связи с чем невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления, является неоприходованием этих денежных средств.
Также из Письма Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255 требование Положения Банка России от 12 октября 2011 года N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" о ведении кассовой книги 0310004, в которую вносятся записи на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002, должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением.
Учитывая изложенное, судом делается вывод, что требование о ведении кассовой книги должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции.
Таким образом, обособленные подразделения обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу структурного подразделения).
Учитывая изложенное, Положением N 373-П установлена также обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться наличные деньги в день их поступления, не только юридическим лицом, но и каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением, и независимо от того, обладает ли такое обособленное подразделение статусом филиала или представительства юридического лица, а также не зависит от основания постановки на учет в налоговом органе.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило нарушение обществом Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленного Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-п, выразившееся в неведении обособленным подразделением общества кассовой книги, не оприходовании денежной наличности в день ее поступления.
В ходе проведенной проверки, сотрудниками инспекции установлено следующее:
- согласно ведомости б/н за август 2013 года на получение денежных средств за услуги охотхозяйства охотничьей станции "Удачная" Пролетарского охотничьего хозяйства 17.08.2013 начальнику охотхозяйства Яковлеву А.В. была внесена от гр-на Скрынникова А.А. сумма в размере 800 руб. за услуги по предоставлению охоты. Данная ведомость была "проверена" бухгалтером 30.08.2013, на сумму услуги (800 руб.) 30.08.2013 был оформлен приходный кассовый ордер, указанная сумма была внесена в операционную кассу станицы Удачной (оформленной в виде листа кассовой книги) только 30.08.2013 и перечислена на расчётный счёт организации квитанцией N 02 от 30.08.2013.
В нарушение требований п.5.9 Положения N 373-П по вышеуказанной операции выручка, полученная по адресу охотничьей станции "Удачная" Пролетарского охотничьего хозяйства, не была оприходована в кассу организации в день её получения (приходный кассовый ордер был оформлен спустя 13 дней с даты оплаты клиентом услуги).
- Согласно реестра на проживание в гостинице "Уют" по адресу: Ростовская область, Аксайский район, поселок Верхнетемерницкий, ул. Темерницкая, 5, в период с 31.08.2013 по 01.09.2013, 31.08.2013 за проживание была оплачена клиентами сумма в размере 8 950 руб., (почасовая оплата составила 2.300 руб., в том числе согласно квитанции N 046996 от 31.08.2013 за проживание 31.08.2013 в период времени с 10-00 час. по 12-30 час. на сумму 1 000 руб., квитанции N 046997 от 31.08.2013 за проживание 31.08.2013 в период времени с 16-30 час. по 18-30 час. на сумму 650 руб., квитанции N
047000 от 31.08.2013 за проживание 31.08.2013 в период времени с 16-30 час. по 18-30 час. на сумму 650 руб.), которая была включена в приходный кассовый ордер от 01.09.2013 N ГУ000000254 и оприходована в кассу организации 01.09.2013.
В нарушение требований пункта 5.9 Положения N 373-П по вышеуказанной операции выручка, полученная за услуги гостиницы по адресу: Ростовская область, Аксайский район, поселок Верхнетемерницкий, ул. Темерницкая, 5, не была оприходована в кассу организации в день ее получения.
Учитывая, что гостиница "Уют" располагается по одному адресу с административно-управленческим аппаратом общества, на одной территории с бухгалтерией предприятия, проверяемое лицо, исходя из особенностей хозяйственной деятельности, имело возможность обеспечить такую организацию работы, чтобы наличная дневная выручка приходовалась в кассу организации в день ее поступления.
- Согласно реестра квитанций на услуги автостоянки на период 16.08.2013 -17.08.2013 от клиентов за оказанные услуги за 16.08.2013 получена наличная денежная сумма в размере 4760 руб. Указанная сумма выручки (4760 руб.) была включена в приходный кассовый ордер от 17.08.2013 N АВТ00000234 и оприходована в кассу организации 17.08.2013.
В нарушение требований пункта 5.9 Положения N 373-П по вышеуказанной операции выручка, полученная за услуги автостоянки по адресу: Ростовская область, Аксайский район, поселок Верхнетемерницкий, ул.Темерницкая, 5, не была оприходована в кассу организации в день ее получения. Учитывая, что автостоянка располагается по одному адресу с административно-управленческим аппаратом общества, на одной территории с бухгалтерией предприятия, проверяемое лицо, исходя из особенностей хозяйственной деятельности, имело возможность обеспечить такую организацию работы, чтобы наличная дневная выручка приходовалась в кассу организации в день ее поступления
Факты не оприходования наличной денежной выручки в день внесения:
N |
Дата |
Наименование |
Сумма |
Реквизиты |
Дата |
Кол- |
N протокола об |
|
оказания |
услуги |
|
документа, |
фактической |
ство |
административном |
|
услуги |
|
выру |
подтверждают |
записи в |
проср.. |
правонарушен. |
|
|
|
чки |
его приём |
кассовую |
дней |
|
|
|
|
(РУД.) |
наличных |
книгу |
|
|
|
|
|
|
денежных |
о внесении |
|
|
|
|
|
|
средств |
денежной |
|
|
|
|
|
:(* |
|
выручки |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
09.08.2013 |
Предоставление услуг, связанных с рыболовством и охотой, хутор Весёлый РО |
7600 |
с N 021522 по N 021523 от 09.08.2013 г. |
30.08.2013 г. |
21 |
N 224/1 от 07.10.2013 |
|
|
Итого : |
7600 |
|
|
|
|
2. |
10.08.2013 |
Предоставление услуг, связанных с рыболовством и охотой, хутор Весёлый РО |
5650 |
с N 021524 поN 021528 от 10.08.2013 г. |
30.08.2013 г. |
20 |
N 224/2 от 07.10.2013 |
|
|
Итого: |
5650 |
|
|
|
|
3. |
11.08.2013 |
Предоставление услуг, связанных с рыболовством и охотой, хутор Весёлый РО |
800 |
с N 021529 поN 021530 от 11.08.2013 г. |
30.08.2013 г. |
19 |
N 224/3 от 07.10.2013 |
|
|
Итого : |
800 |
|
|
|
|
4. |
17.08.2013 |
Предоставление услуг, связанных с рыболовством и охотой, хутор Весёлый РО |
400 |
с N 021531 от 17.08.2013 г. |
30.08.2013 г. |
13 |
N 224/9 от 07.10.2013 |
|
|
Предоставление |
4400 |
с N 020146 по |
|
13 |
- |
|
|
услуг, связанных |
|
N 020150 |
30.08.2013 г. |
|
|
|
|
с рыболовством |
|
от 17.08.2013 г. |
|
|
|
|
|
и охотой, |
|
|
|
|
|
|
|
ст.Новая, п. |
|
|
|
|
|
|
|
Опеньки, РО |
|
|
|
|
|
|
|
Предоставление |
800 |
с N 018245 |
|
13 |
- |
|
|
услуг, связанных |
|
от 17.08.2013 г. |
30.08.2013 г. |
|
|
|
|
с рыболовством |
|
|
|
|
|
|
|
и охотой, ст. |
|
|
|
|
|
|
|
Удачная, |
|
|
|
|
|
|
|
п.Опеньки РО |
|
|
|
|
|
|
|
Предоставление |
2100 |
с N 018434 по |
|
13 |
- |
|
|
услуг, связанных |
|
N 018436 |
30.08.2013 г. |
|
|
|
|
с рыболовством |
|
от 17.08.2013 г. |
|
|
|
|
|
и охотой, |
|
|
|
|
|
|
|
ст.Восточная п." |
Г.,., |
|
|
|
|
|
|
Опеньки, РО |
|
|
|
|
|
|
|
Предоставление |
600 |
с N 018395 по |
|
13 |
- |
|
|
услуг, связанных |
|
N 018396 |
30.08.2013 г. |
|
|
|
|
с рыболовством |
|
от 17.08.2013 г. |
|
|
|
|
|
и охотой, |
|
|
|
|
|
|
|
ст.Спортивнаяп. Опеньки, РО |
|
|
|
|
|
|
|
Предоставление |
2700 |
с N 020420 по |
28.08.2013 г. |
11 |
- |
|
|
услуг, связанных |
|
N 020421 |
|
|
|
|
|
с рыболовством |
|
от 17.08.2013 г. |
|
|
|
|
|
и охотой, X. |
|
|
|
|
|
|
|
Вяженское, РО |
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
11000 |
|
|
|
|
5. |
18.08.2013 |
Предоставление услуг, связанных с рыболовством и охотой, ст.Спортивнаяп. Опеньки, РО |
1000 |
с N 018397 от 18.08.2013 г. |
30.08.2013 г |
12 |
N 224/10 от 07.10.2013 |
|
|
Итого : |
1000 |
|
|
|
|
6. |
23.08.2013 |
Предоставление" |
|
с N 021533 по |
30.08.2013 г. |
7 |
N 224/15 от |
|
|
услуг, связанных |
|
N 021534 |
|
|
07.10.2013 |
|
|
с рыболовством |
|
от 23.08.2013 г. |
|
|
|
|
|
и охотой, хутор Весёлый РО |
|
|
|
|
|
|
|
Итого : |
1200 |
|
|
|
|
7. |
24.08.2013 |
Предоставление услуг, связанных с рыболовством и охотой, хутор Веселый РО |
2370 |
с N 021535 по N 021537 от 25.08.2013 г. |
30.08:2013 |
6 |
224/16 от 07.10.2013 |
|
|
Итого : |
2370 |
|
|
|
|
8. |
25.08.2013 |
Предоставление услуг, связанных с рыболовством и охотой, хутор Весёлый РО |
800 |
с N 021538 по 021539 от 25.08.2013 г. |
30.08.2013 |
5 |
N 224/17 07.10.2013 г. |
|
|
Итого: |
800 |
|
|
|
|
9. |
26.08.2013 |
Предоставление услуг, связанных с рыболовством и охотой, хутор Весёлый РО |
150 |
N 021450 от 26.08.2013 г. |
30.08.2013 |
4 |
N 224/18 от 07.10.2013 |
|
|
Предоставление услуг, связанных с рыболовством и охотой, ст. Копанское, Кр.кр |
|
сN 015187 по N015188 от 26.08.2013 |
30.08.2013 |
4 |
N 224/18 от 07.10.2013 |
|
|
Итого: |
1650 |
|
|
|
|
10 |
27.08.2013 |
Предоставление услуг, связанных с рыболовством и охотой, хутор Веселый РО |
400 |
с N 021541 от 27.08.2013 г. |
30.08.2013 г. |
3 |
N 224/19 от 07.10.2013 |
|
|
Предоставление услуг, связанных с рыболовством и охотой, ст.Спортивная п. Опеньки, РО |
2000 |
с N 018398 от 27.08.2013 г. |
30.08.2013 г. |
3 |
N 224/19 от 07.10.2013 |
|
|
Предоставление услуг, связанных с рыболовством и охотой, ст. Копанское, Кр.кр |
3000 |
с N 015189 по N 015192 от 27.08.2013 г. |
30.08.2013 г. |
3 |
N 224/19 от 07.10.2013 |
|
|
Итого : |
5400 |
|
|
|
|
Таким образом, обществом нарушены пункты 3.3, 5.1, 5.6, 6.1 Положения ЦБ Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации".
Факт нарушения подтверждается актом проверки 07.10.2013 N 12/84, протоколами об административных правонарушениях N 224/1, 224/2, 224/3, 224/9, 224/10, 224/15, 224/16, 224/17, 224/18, 224/19 от 08.10.2013, и иными собранными по делу доказательствами.
Доводы общества о невозможности оприходования денежных средств в день их получения в связи с удаленностью структурных подразделений (охотничьих хозяйств и охотничьих станций, находящихся в Ростовской области, Краснодарском крае и Республики Адыгея) от основной кассы общества, судом отклонены как необоснованные, поскольку законом обществу предоставлено право передачи обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу в электронном виде. Более того, обществом не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих заявителю к исполнению возложенной на него обязанности.
Судом первой инстанции установлено, что проверка проводилась на основании документов, представленных BOO СКВО-МСОО, в соответствии с врученным 02.09.2013 гл. бухгалтеру Ефименко Л.М. уведомлением N 353 с требованием о предоставлении документов, а именно: кассовой книги, ежедневных фискальных отчетов, полных фискальных отчетов по дням, приходных и расходных кассовых ордеров, заявлений подотчетных лиц, основной кассы BOO СКВО-МСОО за июль, август, сентябрь 201З, карточек регистрации ККТ, журналов ордеров по бухгалтерскому счету 50 "Касса организации", бухгалтерскому счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами", распоряжений за июль, август, сентябрь 2013 об установленном лимите остатка наличных денег по обособленным подразделениям, журналов кассира-операциониста, распоряжений об обеспечении сохранности наличных денежных средств, БСО, корешков БСО, книг учета БСО, копий приказов руководителя, приказов об учетной политике, оборотно-сальдовых ведомостей по бухгалтерскому счету 51 "Расчетный счет", приказов о назначении на должность Председателя Совета, главного бухгалтера, также представленных операционных касс по обособленным подразделениям за проверяемый период.
Если бы общество соблюдало установленный порядок ведения кассовых операций, у предприятия была бы возможность представить к проверке не только первичные документы, сданные в основную кассу уполномоченными сотрудниками охотхозяйств (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным), но и своевременно заполненные отрывные листы кассовых книг и кассовые книги обособленных подразделений. Однако, общество не заявило в суде первой инстанции о наличии обстоятельств, препятствующих представлению указанных доказательств в ходе проверки, не обратилось в инспекцию с ходатайством о невозможности рассмотрения дел об административном правонарушении и их отложении в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств в соответствии с требованиями ст. 25.1 КоАП РФ. Представило в суд первой инстанции первичные документы, сданные в основную кассу сотрудниками охотхозяйств и заполненные отрывные листы кассовых книг и кассовые книги обособленных подразделений, что свидетельствует о злоупотреблении правом на представление доказательств, которое по существу, направлено на лишение инспекцией реализации права проведения оперативных мероприятий по установлению реальности обстоятельств осуществления работы с денежной наличностью и порядкам ведения кассовых операций хозяйственных операций обществом.
Таким образом судом первой инстанции установлено, что на момент проведения проверки обществом не были представлены первичные и иные документы - кассовые книги, приходные и расходные кассовые ордера которые непосредственно оформлялись в охотхозяйствах в момент получения наличных денежных средств, что обществом и не оспаривается.
Оценивая поведение общества на уклонение от представления документов в совокупности с собранными по делу доказательствами, суд инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у общества отсутствуют объективные причины объясняющие невозможность представления документов в инспекцию, а у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия по проведению контрольных оперативных мероприятий.
Иных доказательств, свидетельствующих о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих обществу во исполнение вышеуказанной обязанности, заявителем не представлено.
Предоставленные суду в материалы дела 20.02.2014 копия приказа от 29.01.2013 N 12 "В связи с отдаленностью обособленных подразделений" не соответствует по тексту копии данного приказа, предоставленному при проверке налоговому органу.
Предоставленные копии кассовых книг, которые ведут обособленные подразделения не были предоставлены при проверке налоговому органу.
Предоставив во исполнение уведомлений налогового органа от 02.09.2013 N 353 и от 04.09.2013 N 353/1 документы, главный бухгалтер указала собственноручно, что документы по учету выручки по юридическому лицу предоставлены в полном объеме (л.д.13 т.2).
Кроме того, пояснения предоставленный суду 20.02.2014 противоречат объяснениям отобранным при проверке (л.д. 58 т.2).
Данные доказательства, которые ранее при проверке не предоставлялись налоговому органу, не предоставлялись при рассмотрении материалов административных дел, оцениваются судом с учетом обстоятельств, установленных судом общей юрисдикции при рассмотрении дел N 12-28/14, N 12-29/14, N 12-30/14, N 12-31/14, N 12-32/14, N 12-33/14, N 12-34/14, N 12-35/14, N 12-36/14, которые вступили в законную силу и данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителями заявителя.
Указанными судебными актами установлены обстоятельства несвоевременного оприходования денежных средств, которые также послужили основанием к вынесению постановлений о привлечении к административной ответственности от 08.10.2013 N 224/2, 224/3, 224/9, 224/10, 224/15, 224/16, 224/17, 224/18, 224/19, данное обстоятельство подтверждено представителями заявителя в судебном заседании. Кроме того, как пояснили представители заявителя в отношении обстоятельств, зафиксированных, как правонарушение в постановлении о привлечении к административной ответственности от 08.10.2013 N 224/1, также вынесено решение, оно вступило в законную силу, его копия есть у заявителя, но налоговый орган его суду не предоставил.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановления о привлечении к административной ответственности от 08.10.2013 вынесены уполномоченным лицом инспекции, в присутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом. Данный факт также не оспаривается заявителем и подтверждается материалами дела.
На момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении налоговой инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административном правонарушениях.
Совершение указанного правонарушения верно не отнесено к категории малозначительного.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права. Как следует из материалов дела, обществу в качестве нарушения вменено не ведение кассовой книги, нарушение сроков оприходования денежных средств, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям закона.
Размер административного штрафа определен административным органом с учетом положений статей 3.5, 4.1 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, в сумме 40000 руб., по санкции части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества о привлечении его инспекцией к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях десятью постановлениями, что по его мнению является нарушением порядка привлечения, судом первой инстанции правомерно отклонены как необоснованные.
Как следует из оспариваемых постановлений, общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за каждый из дней, по итогам которого денежные средства не оприходованы в кассу.
Поскольку требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств, то моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу.
Оценив доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции, что оспариваемые постановления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области 08.10.2013 N 224/1, 224/2, 224/3, 224/9, 224/10, 224/15, 224/16, 224/17, 224/18, 224/19. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25786/2013
Истец: Военно-охотничье общество Северо-Кавказского военного округа - межрегиональная спортивная общественная организация, ВОО СКВО-МСОО
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области