город Ростов-на-Дону |
|
23 апреля 2014 г. |
дело N А53-25380/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.
при участии:
от ООО "Агропромсервис": Директор Суханов С.Ю., паспорт;
от Региональной службе по тарифам Ростовской области: Задорожная Е.Ю., удостоверение N 93, доверенность в деле;
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" к Региональной службе по тарифам Ростовской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам Ростовской области (далее - РСТ по РО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 194 от 22.10.2013 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 2 824,30 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что административный органа не доказал наличия в действиях общества состава вмененного ему в вину правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе РСТ по РО просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Определением от 12.03.2014 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела А53-25380/2013 по общим правилам административного производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с невозможностью рассмотрения дела без исследования, представленных административным органом в суд апелляционной инстанции документов, что не отвечает требованиям п. 4 ч. 5 ст. 227 АПК РФ для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
В силу пункта 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62, в случае перехода при рассмотрении апелляционной жалобы на решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ), рассмотрение данного дела арбитражным судом апелляционной инстанции осуществляется по правилам раздела II Кодекса ("Производство в арбитражном суде первой инстанции").
Такое дело рассматривается судьей единолично на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО "Агропромсервис" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительный пояснений по делу.
Суд, удовлетворил заявленное ходатайство.
Представитель ООО "Агропромсервис" поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Региональной службе по тарифам Ростовской области не согласился с доводами заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела в связи с поступившей жалобой гражданк Доника Н.(вх. РСТ N ж-436 от 11.07.2013) 30.08.2013 была проведена внеплановая, документарная проверка ООО "Агропромсервис" (ул. Калинина, д. 27, г. Белая Калитва, Ростовская область, 347042) по применению цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установленных постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.12.2012 N53/1 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Ростовской области".
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии с договором от 01.09.2010 N 2159, заключенным с ОАО "Донэнергосбыт", ООО "Агропромсервис" приобретает электрическую энергию:
-для физических лиц (собственников или иных законных владельцев), проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, управление которым осуществляет ООО "Агропромсервис" и использующих электрическую энергию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
-для использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);
-для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
На основании договора от 31.08.2010 управления многоквартирным домом, заключенного ООО "Агропромсервис" с гр. Доника Н.С., проживающей по адресу ул. Машиностроителей, 6/2, г. Белая Калитва Ростовской области, плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:
1.плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в Многоквартирном доме;
2. плату за коммунальные услуги (при наличии таковых):
-холодное водоснабжение;
-горячее водоснабжение; -водоотведение; -отопление; -энергоснабжение.
В соответствии с условиями указанного договора плата за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги вносится Собственниками через МУП "ЕРКЦ" с последующим перечислением оплаты организациям и предприятиям в зависимости от установленных условий заключенных отдельных договоров с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги по тарифам и нормативам, установленным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно техническому паспорту от 05.02.2009 N 4910 здание, расположенное по адресу: ул. Машиностроителей, N6/2, в разделе "Благоустройство площади квартир здания и строения" оборудовано напольными электроплитами.
ООО "Агропромсервис" при расчете размера платы за электрическую энергию граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, применяло тариф в размере 3,23 руб./кВт ч, вместо тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в размере 2,26 руб./кВт ч., утвержденного постановлением РСТ от 25.12.2012 N 53/1.
Протокол об административном правонарушении N 194 по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ, был составлен уполномоченным должностным лицом 24.09.2013 в присутствии законного представителя общества.
Постановлением от 22.10.2013 N 194 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 2 824,30 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Субъектами административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ являются граждане, должностные лица и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, является установленный порядок ценообразования.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в завышении регулируемых государством цен (тарифов).
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, не содержит такого квалифицирующего признака, как ущерб. Административное наказание применяется по самому факту нарушения порядка применения тарифов. При этом законодатель не ставит назначение наказания в зависимость от получения лицом, нарушившим порядок применения тарифов, дохода за счет такого нарушения, также он не возлагает обязанность на административный орган доказывать характер и размер ущерба. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения требований, предписанных правовой нормой, подтверждаемого административными материалами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно п. 2 Правил "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с п. I Правил исполнитель обязан в том числе производить в установленном Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно п. 33 Правил потребитель имеет право в том числе получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с п. 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищностроительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования, входят в перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с Положением о РСТ, утвержденным постановлением Правительства РО от 13.01.2012 N 20, РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, устанавливает в том числе, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2013 год установлены постановлением РСТ от 25.12.2012 N 53/1 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Ростовской области".
Основанием для привлечения ООО "Агропромсервис" к административной ответственности послужили следующие обстоятельства.
В связи с поступившей жалобой гражданки Надежды Доника (вх. РСТ N ж-436 от 11.07.2013) была проведена внеплановая, документарная проверка ООО "Агропромсервис" (ул. Калинина, д. 27, г. Белая Калитва, Ростовская область, 347042) по применению цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установленных постановлением РСТ от 25.12.2012 N 53/1 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Ростовской области".
В ходе проведения указанной проверки установлено следующее.
В соответствии с договором от 01.09.2010 N 2159, заключенным с ООО "Донэнергосбыт", ООО "Агропромсервис" приобретает электрическую энергию:
-для физических лиц (собственников или иных законных владельцев), проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, управление которым осуществляет ООО "Агропромсервис", и использующих электрическую энергию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
-для использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);
-для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
На основании договора управления многоквартирным домом от 31.08.2010, заключенного ООО "Агропромсервис" с гр. Доника Н.С., проживающей по адресу ул.Машиностроителей, 6/2, г. Белая Калитва Ростовской области, плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:
1. плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2. плату за коммунальные услуги (при наличии таковых):
-холодное водоснабжение;
-горячее водоснабжение;
-водоотведение;
-отопление;
-энергоснабжение.
Согласно указанному договору плата за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги вносится собственниками через МУП "ЕРКЦ" с последующим перечислением оплаты организациям и предприятиям в зависимости от установленных условий заключенных отдельных договоров с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги по тарифам и нормативам, установленным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно техническому паспорту от 05.02.2009 N 4910 здание, расположенное по адресу: ул. Машиностроителей, N 6/2, в разделе "Благоустройство площади квартир здания и строения" оборудовано напольными электроплитами.
ООО "Агропромсервис", являясь управляющей компанией, владея указанным техническим паспортом на многоквартирный дом, зная, что многоквартирный дом в установленном порядке оборудован стационарными электроплитами, при расчете размера платы граждан за электроэнергию применяло тарифы, установленные для населения, проживающего в "газифицированных" домах, тем самым допустив завышение тарифов, установленных для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Своевременных мер по доведению информации гарантирующему поставщику электрической энергии об оборудовании многоквартирного дома, расположенного по адресу ул. Машиностроителей, д. 6/2, г. Белая Калитва, Ростовская область, в установленном порядке стационарными электроплитами ООО "Агропромсервис" не было принято, что подтверждается письмами ООО "Агропромсервис" N 744 от
30.07.2013, главы администрации Белокалитвенского района N 65.01,01/430 от 08.08.2013.
Таким образом, ООО "Агропромсервис" при расчете размера платы за электрическую энергию граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, применяло тариф в размере 3,23 руб./кВт ч, вместо тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в размере 2,26 руб./кВт ч.. утвержденного постановлением РСТ от 25.12.2012 N 53/1 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Ростовской области".
ООО "Агромпромсервис", являясь исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией), приобретающим электроэнергию с целью предоставления ее потребителям, проживающим в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, обязано было в спорном периоде применять тариф в размере 2,26 руб./кВтч в соответствии с постановлением РСТ от 25.12.2012 N 53/1.
Факт завышения регулируемых государством цен (тарифов) на электрическую энергию удостоверяется актом проверки ООО "Агропромсервис" N 52 от 30.08.2013. При взимании с граждан платы за электрическую энергию ООО "Агропромсервис" взимало плату за электрическую энергию по тарифу, в размере, превышающем тарифы, установленные постановлением РСТ от 25.12.2012 N 53/1.
Указанные действия ООО "Агропромсервис" являются административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КОАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении РСТ было вынесено постановление от 22.10.2013 N 194 о признании ООО "Агропромсервис" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, и назначении ООО "Агропромсервис" административного наказания в виде административного штрафа в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), что составляет 2 824, 30 рублей (две тысячи восемьсот двадцать четыре рубля тридцать копеек).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции был установлен состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, при этом было установлено, что у ООО "Агропромсервис" имелась возможность для соблюдения действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов, но ООО "Агропромсервис" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает возможным удовлетворить требования общества в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" N 10 от 02.06.2004 г. при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в Постановлении "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24.03.2005 г. N 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в Особенной части названного кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Оценив совершенное деяние, указанное в оспариваемом постановлении о привлечении общества к административной ответственности, образующие объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, суд пришел к выводу о том, что действия общества, хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, однако само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
На основании части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, оценив обстоятельства совершения правонарушения, его последствия, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости применения судом статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного правонарушения как малозначительного.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления от 22.10.2013 N 194 в связи с малозначительностью совершенного обществом правонарушения.
Решение суда 20.01.2014 подлежит отмене по безусловным основаниям, предусмотренным ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2014 по делу N А53-25380/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление N 194 от 22.10.2013 вынесенное Региональной службой по тарифам Ростовской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 2 824,30 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья М.В. Соловьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25380/2013
Истец: ООО "Агропромсервис"
Ответчик: Региональная служба по тарифам Ростовской области
Третье лицо: ООО "Агропромсервис"