г. Санкт-Петербург |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А56-67139/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Есипова О.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нестеровым С.А.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Чернышова Т.Д. - по доверенности от 25.07.2013 N 13-11/10165;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4920/2014) Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2014 по делу N А56-67139/2013 (судья Константинова Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Краски Жизни", место нахождения: 190020, г. Санкт-Петербург, Набережная Обводного Канала, д. 223, ОГРН 1127847093318,
к Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Краски Жизни", 190020, г. Санкт-Петербург, Набережная Обводного Канала, д. 223, ОГРН 1127847093318 (далее - Общество, заявитель, ООО "Краски Жизни"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, административный орган) от 23.10.2013 N557/40-1-0 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 32 000 рублей.
Решением суда от 29.01.2014, вынесенным в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявление Общества удовлетворено, постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение от 29.01.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, состав административного правонарушения в действиях Общества доказан, и оно правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Кроме того Инспекция считает, что должностные лица налогового органа при проведении проверки соблюдения Обществом требований законодательства действовали в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, которыми не определены методы и порядок проведения названных мероприятий.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, представило отзыв в материалы дела, согласно которому считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы Инспекции несостоятельными.
В соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке без участия представителя заявителя.
Как следует из материалов дела, 09.10.2013 должностными лицами Инспекции на основании поручения от 09.10.2013 N 04-17/935 провели проверку соблюдения Обществом требований Закона N 54-ФЗ в магазине заявителя, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Захарова, д. 21.
В ходе проверки Инспекция установила, что в момент продажи товара - набор карандашей стоимостью 140 рублей продавцом Кучмой Д.А. осуществлен наличный денежный расчет с выдачей по требованию покупателя товарный чек, на котором отсутствовали: порядковый номер документа, фамилия, инициалы лица, выдавшего документ.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 09.10.2013 N 021635.
Постановлением от 23.10.2013 N 557/40-1-0 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 32 000 рублей.
Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужило нарушение требований пункта 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие совершение Обществом вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) - влечет наложение административного штрафа.
В силу пункта 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Привлекая Общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, Инспекция исходила из того, что выданный продавцом документ, по требованию покупателя, не соответствует установленным пунктом 2.1 статьи 2 Законом N 54-ФЗ требованиям: в товарном чеке не указаны порядковый номер документа, фамилия, инициалы лица, выдавшего документ.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, однако не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и административным органом не оспаривается, что при осуществлении проверочных мероприятий должностными лицами Инспекции была произведена контрольная закупка.
В силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" контрольная закупка допускается только в качестве оперативно-розыскного мероприятия, проводимого полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.
Согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" налоговые органы не наделены правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе правом на приобретение товаров, работ и услуг в ходе таких мероприятий.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, результат проверочной закупки, проведенной должностными лицами налогового органа при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие административного правонарушения.
Следовательно, акт проверки от 09.10.2013 N 021635 не мог быть принят судом первой инстанции в качестве доказательства по делу об административном правонарушении. Иных доказательств в материалы дела Инспекцией не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговый орган не представил допустимых доказательств совершения заявителем вменяемого ему в вину административного правонарушения, в связи с чем правомерно признал постановление Инспекции незаконным и отменил его.
При этом, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, указание в резолютивной части решения от 29.01.2014 номера постановления Инспекции N 557/40-60 вместо N 557/40-1-0 является ничем иным как опечаткой, допущенной в результате технической ошибки Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Вопреки позиции административного органа указанное обстоятельство, равно как и иные описки, допущенные судом в мотивировочной части решения, не является основанием для отмены или изменения принятого по делу судебного акта, а может служить лишь поводом для обращения в суд первой инстанции с заявлением в порядке статьи 179 АПК РФ.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе положений статьи 228 АПК РФ, при вынесении решения судом также не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 января 2014 года по делу N А56-67139/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N22 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
О. И. Есипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67139/2013
Истец: ООО "Краски Жизни"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N22 по Санкт-Петербургу