г. Пермь |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А71-10642/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Галиевой Флюры Фаатовны (ОГРН 304183501500201, ИНН 183504808205): Галиева Ф.Ф., паспорт;
от заинтересованного лица - Управление по недропользованию по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800268982, ИНН 1831098967): не явились;
от третьего лица - Автономное учреждение "Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Управления по недропользованию по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 января 2014 года
по делу N А71-10642/2013,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Галиевой Флюры Фаатовны
к Управлению по недропользованию по Удмуртской Республике
третье лицо: Автономное учреждение "Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики"
о признании незаконным решения,
установил:
индивидуальный предприниматель Галиева Флюра Фаатовна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточненных заявленных требований) к Управлению по недропользованию по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо)
о признании незаконным решения, выраженного в протоколе N 20 (В)-2013 от 02.07.2013, и обязании Управления по недропользованию по Удмуртской Республике (Удмуртнедра) выдать протокол ТКЗ от 02.07.2013, в соответствии с принятым голосованием решением утвердить на 25-летний срок эксплуатации балансовые запасы природных пресных столовых подземных вод водоносной нижнеуржумской карбонатно-терригенной свиты по скважине N Б 2117 в с.Чур Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики с целью розлива в объеме заявленной потребности 320 м3/сут, по категории "В".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 января 2014 года (резолютивная часть решения объявлена 28 января 2014 года) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным, Управление по недропользованию по УР обязано устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает на необоснованный вывод суда первой инстанции о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Судом не установлена причинно-следственная связь между действиями территориальной комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых Удмуртнедра, выразившимися в принятии решения, указанного в протоколе от 02.07.2013 N 20 (В)-2013, и наступлением каких-либо негативных последствий для заявителя, нарушающих его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, в невозможности эксплуатировать скважину.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Заявитель в суде апелляционной инстанции поддержал позицию письменного отзыва.
Третье лицо - Автономное учреждение "Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики" письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Заинтересованное лицо и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Ходатайство заявителя о приобщении к материлам дела письма Роснедр N ОК-03-37/3493 от 02.04.2014 рассмотрено и удовлетворено в силу ч.2 ст.268 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.
Заслушав заявителя, изучив материалы дела, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ИП Галиевой Ф.Ф. (ОГРНИП 304183501500201) Управлением по недропользованию по Удмуртской Республике выдана лицензия серии ИЖВ N 01701 ВР от 23.01.2012 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение и добыча питьевых подземных вод для розлива. Участок недр расположен на южной окраине п.Чур Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики. Срок действия лицензии до 23.01.2037 года (т.1 л.д.11-17).
В соответствии с пунктом 3 Условий пользования недрами (Приложение N 1 к лицензии ИЖВ 01701 BP) подземные воды на рассматриваемой территории пресные, гидрокарбонатные, по катионному составу кальциево-магниево-натриевые. Минерализация до 0,5 г/л (стр.2 абз.8). Таким образом, лицензирующий орган при выдаче лицензии установил, что на участке недр, на котором расположена скважина N Б2117, вода пресная.
ИП Галиевой Ф.Ф. в 2011 году была пробурена скважина N Б2117 по водозаборному Чурзаводской, в с.Чур Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики.
26.03.2012 между Автономным учреждением "Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики" и ИП Галиевой Ф.Ф. заключен договор б/н "Оценка запасов пресных подземных вод по водозаборной скважине N Б2117 в п. Чур, принадлежащей ИП Галиеева Ф.Ф., с составлением проекта ЗСО и проекта водозабора" (т.1 л.д.35-44).
В соответствии с техническим заданием на производство работ "Оценка запасов пресных подземных вод по водозаборной скважине N Б2117 в п. Чур, принадлежащей ИП Галиева Ф.Ф., с составлением проекта ЗСО и проекта водозабора" Автономным учреждением "Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики" был выполнен отчет "Оценка запасов пресных подземных вод по скважине N Б2117 в с.Чур Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики", в котором воды участка оценены как пресные подземные с целью розлива "минеральных природных питьевых столовых вод". По сложности гидрогеологических условий участок отнесли ко второй группе. По степени изученности запасы отнесены к группе разведанных. В результате на утверждение были представлены запасы подземных вод нижнеуржумской водоносной свиты средней перми в количестве 320 м3/сут, по категории "В" (т.2 л.д.41-42).
Судом первой инстанции установлено, участвующими в деле лицами не оспаривается, что согласно отчету по оценке запасов пресных подземных вод для розлива по скважине "Б2117 в с. Чур Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики скважина N Б2117 расположена в центре группового водоразбора Чуровского завода селикатных стеновых материалов, состоящего из 6-ти скважин в с. Чур. При выполнении работ по оценке запасов выявлено взаимодействие скважин между собой и скважиной N Б2117.
Категория запасов присваивается участку недр, в данном случае это групповой водоразбор "Чурзаводской", поскольку скважины взаимодействуют при эксплуатации, объемы воды зависят от работы всех скважин; скважины эксплуатируют один и тот же участок недр.
С целью проведения государственной экспертизы запасов материалы отчета "Оценка запасов пресных подземных вод по скважине N Б2117 в с.Чур Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики", в котором воды участка оценены как пресные подземные с целью розлива "минеральных природных питьевых столовых вод", направлены в Удмуртнедра.
Приказом директора Пермского филиала ФБУ "ГКЗ" от 29.04.2013 N 88-орг для проведения государственной экспертизы по подсчету запасов материалов отчета о результатах работ "Оценка запасов пресных подземных вод по скважине N Б2117 в с.Чур Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики" создана экспертная комиссия в составе Батюковой Т.В., Светлаковой Т.Ф. и Шибоковой Л.И.
Экспертом Широбоковой Л.И. было подготовлено экспертное заключение, согласно которому она рекомендовала к утверждению запасы минеральных природных питьевых столовых подземных вод нижнеуржумской карбанатно - терригенной свиты участка "Чурзаводской, скважина N Б2117" в количестве 320 куб.м/сут. по состоянию на 06.03.2012 на расчетный срок 25-лет по категории "В" (т. 1 л.д. 24-28).
Экспертом Светлаковой Т.Ф. было подготовлено экспертное заключение, согласно которому она предложила утвердить балансовые запасы питьевых подземных вод водоносной нижнеуржумской карбанатно - терригенной свиты по скважине N Б2117 с целью разлива в объеме заявленной потребности 320 куб.м/сут., по категории "С1" по состоянию на 06.03.2012 (т.1 л.д.29-34).
Замечаний по отчету у экспертов не было. Представленные на рассмотрение материалы по полноте и содержанию в целом соответствовали требованиям "Рекомендаций ГКЗ от 1998 г. и ГОСТ Р 53579-2009 "Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению" и достаточны для обоснования подсчета запасов, о чем указано в заключениях.
На заседании экспертной комиссии 27.06.2013 присутствовали главный специалист ФБУ "ГКЗ" - Батюкова Т.В., внештатный эксперт - Широбокова Л.И., ответственный исполнитель отчета - Кубацких Н.В. и ведущий гидрогеолог отдела мониторинга геологической среды и подземных вод АУ "Управление Минприроды" - Бакланова Н.З. По результатам проведения государственной экспертизы отчета о результатах работы "Оценка запасов пресных подземных вод по скважине N Б2117 в с.Чур Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики" подготовлено заключение экспертной комиссии, содержащее выводы о необходимости утверждения на 25 - летний срок эксплуатации балансовые запасы природных пресных столовых подземных вод нижнеуржумской свиты среднего отдела пермской системы по участку "Чурзаводской, скважина NБ2117" для целей розлива по категории "В" в количестве 320 куб. м/сут.
02 июля 2013 года состоялось заседание Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ), на котором рассматривались результаты государственной экспертизы материалов отчета о результатах работы "Оценка запасов пресных подземных вод по скважине N Б2117 в с.Чур Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики", содержащее выводы о необходимости утверждения на 25 - летний срок эксплуатации балансовые запасы природных пресных столовых подземных вод нижнеуржумской свиты среднего отдела пермской системы по участку "Чурзаводской, скважина NБ2117" для целей розлива по категории "В" в количестве 320 куб. м/сут.
По результатам рассмотрения результатов государственной экспертизы ТКЗ было вынесено и озвучено в присутствии представителей заявителя и авторов отчета (Автономного учреждения "Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики") решение об утверждении на 25-летний срок эксплуатации балансовые запасы пресных подземных вод нижнеуржумской свиты среднего отдела пермской системы по участку "Чурзаводской, скважина N Б2117" для целей розлива в количестве 320,0 куб. м/сут. по категории "В".
Между тем, протокол N 20 (В)-2013 от 02.07.2013 заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) (изложенный в письменном виде и направленный в адрес Галиевой Ф.Ф. 11.07.2013) и заключение экспертной комиссии, являющееся неотъемлемой частью протокола от 02.07.2013 (направленное в адрес Галиевой Ф.Ф. - 31.07.2013) содержат сведения, согласно которым к утверждению рекомендованы на 25-летний срок эксплуатации балансовые запасы минеральных природных питьевых столовых вод нижнеуржумской карбонатно-терригенной свиты среднего отдела пермской системы по участку "Чурзаводской, скважина NБ2117" в Якшур-Бодьинском районе УР для целей розлива в количестве 320 куб.м./сут. по категории "С1" ( т.1 л.д.18-19, 20-23).
Кроме того, из материалов дела следует, что по одному и тому же участку недр ТКЗ приняты разные решения. Так, протоколом заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) от 27.02.2013 N 4 (В)-2013 были утверждены запасы пресных подземных вод по участку "Чурзаводской скважины N 4387, N 43848, N 47777, N 50558. N 71695, N 77207", принадлежащие ЗАО "Чуровской завод селикатных стеновых материалов" и присвоена категория "В" (т.1 л.д.49-50), а скважине N Б2117, принадлежащей ИП Галиевой Ф.Ф. "присвоена категория "С1". Между тем, скважина N Б2117 расположена в центре группового водозабора Чуровского завода силикатных стеновых материалов, состоящего из 6-ти скважин в с. Чур. При выполнении работ по оценке запасов выявлено взаимодействие скважин между собой и скважиной N Б 2117, объемы воды зависят от работы всех скважин; скважины эксплуатируют один и тот же участок недр.
Несогласие ИП Галиевой Ф.Ф. с протоколом N 20 (В)-2013 от 02.07.2013 заседания ТКЗ послужило основанием для обращения ИП Галиевой Ф.Ф. в Удмуртскую природоохранную прокуратуру.
Прокурорской проверкой было установлено превышение Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых предоставленных ей законом полномочий, по выявленным нарушениям законодательства внесены представления об устранении нарушений директору Пермского филиала ФБУ "ГКЗ" и начальнику Управления по недропользованию по Удмуртской Республике, по результатам проведения заседания ТКЗ (т.1 л.д.53-55).
На основании заключения экспертной комиссии по результатам повторного рассмотрения материалов отчета (т.1 л.д.68-76) ТКЗ Удмуртнедра было принято повторное решение (Протокол N 30(В)-2013 заседания ТКЗ от 08.11.2013 (т.1 л.д.77-79), которым было решено:
1) отменить решение комиссии ТКЗ Удмуртнедра об утверждении запасов минеральной природной питьевой столовой воды нижнеуржумской карбонатно-терригенной свиты средней перми по водозаборному участку "Чурзаводской, скважина N Б2117" в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики по состоянию на 06.03.2013 в количестве 320 м3/сут. по категории С1 (протокол ТКЗ Удмуртнедра от 02.07.2013 N20(В)-2013) (п.3.1 протокола);
2) от оценки и утверждения запасов подземных вод по водозаборному участку "Чурзаводской, скважина N Б2117" в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики воздержаться по следующим причинам (п.3.2 протокола):
- представленные на экспертизу материалы неполностью соответствуют нормативным требованиям ГОСТ Р 53579-2009, "Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод, 2007 г", "Методических рекомендаций по применению "Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод, 2007 г" и "Требованиям к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных вод, 2010 г." (п.3.2.1 протокола);
- недропользователем нарушены требования лицензионных условий к лицензии ИЖВ 01701 ВР от 23.01.2012: нет сведений о проекте на бурение и гидрогеологическом опробовании скважины; не организована зона санитарной охраны скважины; проект ЗСО не разрабатывался и не утверждался; скважина не оборудована приборами учета, устройствами для замера уровней и отбора проб воды; качество подземных вод не оценивалось в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения" (п.3.2.2 протокола);
- отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по УР о соответствии качества воды и зон санитарной охраны государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для питьевых подземных вод (п.3.2.3 протокола);
- отсутствие обоснованного расчета перспективной потребности в подземных водах (п.3.2.4 протокола);
- в ходе проведения опытно-фильтрационных исследований стационарный режим не был достигнут (п.3.2.5 протокола);
- оценка химического и микробиологического состава добываемых подземных вод в зависимости от величины водоотбора и сезонов года не изучена (п.3.2.6 протокола);
- отсутствуют сведения о технических условиях розлива, а также планируемой водоподготовке по уменьшению содержания бора и рН (п.3.2.7 протокола);
3) рекомендовать недропользователю:
- разработать проект ЗСО и согласовать его в установленном порядке (п.3.3.1 протокола);
- организовать первый пояс ЗСО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (п.3.3.2 протокола);
- оборудовать скважину N Б2117 приборами учета, устройствами для замера уровней и отбора проб воды (п.3.3.3 протокола);
- внедрить водоподготовку по бору и рН (п.3.3.4 протокола);
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование скважины N Б2117 для питьевого водоснабжения (п.3.3.5 протокола);
- разработать проект мониторинга и согласовать его в установленном порядке (п.3.3.6 протокола);
- по результатам годичного цикла мониторинга выполнить повторно оценку запасов питьевых подземных вод (п.п.3.3.7 протокола);
4) недропользователю по завершению работы представить отчет по оценке запасов питьевых подземных вод по скважине N 2117 в с.Чур Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики на экспертизу в Удмуртнедра (п.3.4 протокола).
Несогласие заявителя с протоколом N 20 (В)-2013 от 02.07.2013 заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии с нормами ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу о том, что данный вывод суда является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст.ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу п. 1 Положения о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию N 1332 от 22.12.2005 (далее - Положение) территориальные комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых (ТКЗ) образуются в составе территориальных органов Федерального агентства по недропользованию с целью исполнения возложенных на Роснедра функций по проведению государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
В соответствии с п.п. 4, 5 Положения решение ТКЗ об утверждении заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых является основанием для внесения соответствующих изменений в Государственный баланс запасов полезных ископаемых. ТКЗ осуществляют полномочия по утверждению и постановке на государственный учет запасов полезных ископаемых, а также по списанию и снятию с государственного учета запасов полезных ископаемых, в том числе подземных минеральных вод: питьевые лечебно-столовые; природные столовые, включая промышленный разлив - бальнеологические (единица измерения - м3/сут., количество запасов по категориям - 100).
В пределах полномочий, установленных настоящим Положением, к компетенции ТКЗ относится принятие решений по результатам государственной экспертизы:
- подсчетов запасов вновь выявленных, оцененных, разведываемых, вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений полезных ископаемых;
- технико-экономических обоснований кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах;
- ежегодного оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, находящихся в ведении федеральных органов управления государственным фондом недр (за исключением углеводородного сырья), в результате геологоразведочных работ и их переоценки вне зависимости от количества запасов полезных ископаемых, указанных в пункте 5;
- геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, размещения промышленных и бытовых отходов, за исключением нефтехранилищ и газохранилищ для государственных нужд, подземных сооружений для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, полигонов захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов;
- геологической информации об иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность (п.7 Положения).
Пунктом 8 Положения установлено, что проведение государственной экспертизы запасов осуществляется Федеральным государственным учреждением "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" или его территориальными отделами.
В силу п. 9 Положения ТКЗ имеют право, в том числе:
- запрашивать и получать от территориальных отделов ФГУ "ГКЗ" необходимые для принятия решения материалы, представленные недропользователем на государственную экспертизу, а также экспертные заключения отдельных экспертов, входящих в состав экспертных групп;
- отклонять или отправлять на доработку недостаточно обоснованные экспертные заключения, представленные территориальными отделами ФГУ "ГКЗ";
- поручать территориальным отделам ФГУ "ГКЗ" формирование и организацию работы экспертных групп нового состава при необходимости подготовки повторного заключения государственной экспертизы;
- давать рекомендации недропользователям, органам государственной власти, организациям по вопросам своей компетенции.
Согласно п. 11 Положения предусмотрено, что решение по результатам проведения государственной экспертизы принимается на заседании ТКЗ и оформляется протоколом, который подписывается всеми членами ТКЗ, принимавшими участие в заседании, и утверждается Руководителем территориального агентства по недропользованию. Решения ТКЗ принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, принимающих участие в заседании. К протоколу ТКЗ прилагается заключение государственной экспертизы, являющееся его неотъемлемой частью. Копии протоколов ТКЗ с приложениями рассылаются в ФГУНПП "Росгеолфонд", в соответствующие территориальные фонды геологической информации, ФГУ "ГКЗ" и недропользователю.
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, приняв решение об утверждении запасов минеральной природной питьевой столовой воды нижнеуржумского карбонатно - терригенной свиты средней перми по водоразборному участку "Чурзаводской, скважина N Б2117" в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики по состоянию на 06.03.2013 на 25 - летний срок эксплуатации для целей розлива по категории С1, в количестве 320 куб.м./сут., то есть отличное от заключения экспертной комиссии, ТКЗ превысило предоставленные ей законом полномочия.
08.11.2013 на основании заключения экспертной комиссии по результатам повторного рассмотрения материалов отчета ТКЗ Удмуртнедра было принято повторное решение (Протокол N 30(В)-2013 заседания ТКЗ от 08.11.2013), которым было решено отменить решение комиссии ТКЗ Удмуртнедра об утверждении запасов минеральной природной питьевой столовой воды нижнеуржумской карбонатно-терригенной свиты средней перми по водозаборному участку "Чурзаводской, скважина N Б2117" в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики по состоянию на 06.03.2013 в количестве 320 м3/сут. по категории "С1" (протокол ТКЗ Удмуртнедра от 02.07.2013 N20(В)-2013).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что при рассмотрении результатов государственной экспертизы материалов отчета "Оценка запасов пресных подземных вод для розлива по скважине N Б2117 в с. Чур Якшур-Бодьинского района УР" 02.07.2013 Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых был нарушен порядок, установленный Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых, утвержденным приказом Федерального агентства по недропользованию N 1332 от 22.12.2005.
Выданный ИП Галиевой Ф.Ф. протокол N 20(В)-2013 от 02.07.2013 не соответствует принятому и озвученному на заседании решению.
Следует принять во внимание, что ТКЗ Удмуртнедра отменило свое решение, выраженное в протоколе ТКЗ Удмуртнедра от 02.07.2013 N 20(В)-2013, путем принятия решения (протокол N 30(В)-2013 заседания ТКЗ от 08.11.2013). Между тем, повторное решение (Протокол N 30(В)-2013 заседания ТКЗ от 08.11.2013) было принято уже после обращения заявителя в арбитражный суд.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действия ТКЗ Удмуртнедра по принятию протокола ТКЗ Удмуртнедра от 02.07.2013 N 20(В)-2013 правомерно расценены судом как не соответствующие законодательству и нарушающие права и законные интересы заявителя.
Таким образом, решение комиссии ТКЗ Удмуртнедра, выраженное в протоколе ТКЗ Удмуртнедра от 02.07.2013 N 20(В)-2013, следует признать не соответствующим Положению о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых, утвержденному приказом Федерального агентства по недропользованию N 1332 от 22.12.2005, и нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежащим отмене.
Также ИП Галиева Ф.Ф. просила обязать Управление по недропользованию по Удмуртской Республике (Удмуртнедра) выдать протокол ТКЗ от 02.07.2013 в соответствии с принятым голосованием решением: утвердить на 25-летний срок эксплуатации балансовые запасы природных пресных столовых подземных вод водоносной нижнеуржумской карбонатно-терригенной свиты по скважине N Б 2117 в с.Чур Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики с целью розлива в объеме заявленной потребности 320 м3/сут, по категории "В".
Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ суд, признав, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным, и в резолютивной части на основании п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ указывает на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Указание же судом в резолютивной части решения на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, предусмотрено п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в случае оспаривания действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий.
Исходя из смысла указанных норм, следует, что признание судом незаконным решения Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых от 02.07.2013 N 20 (В)-2013 влечет возложение на Федеральное агентство по недропользованию Управление по недропользованию по Удмуртской Республике обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. Суд не может подменять компетентный орган в вопросе по выдаче решений по результатам проведения государственной экспертизы.
Государственная экспертиза геологической информации о запасах полезных ископаемых является функцией Федерального агентства по недропользованию Управления по недропользованию по Удмуртской Республике. В связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал на обязанность Федерального агентства по недропользованию Управление по недропользованию по Удмуртской Республике, г. Ижевск по устранению допущенных им нарушений прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Галиевой Ф.Ф.. В указанной части решение суда заявителем не обжалуется.
Нарушение прав и законных интересов заявителя заключается в невозможности дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности в сфере добычи питьевых подземных вод для розлива принятием оспариваемого решения ТКЗ (протокол от 02.07.2013 N 20 (В)-2013) с учетом представленного им отчета по оценке запасов пресных подземных вод для розлива по скважине N 2127 и обстоятельств принятия данного решения. В рассматриваемом случае действиями заинтересованного лица нарушено право заявителя на объективное рассмотрение результатов отчета по оценке запасов воды, надлежащую оценку его результатов, принятие в установленном порядке обоснованного решения в целях разрешения вопроса о дальнейшей возможности осуществления предпринимательской деятельности в указанной в сфере на обозначенном предпринимателем участке недр.
Доводы апелляционной жалобы по сути сводятся к невозможности утверждения балансовых запасов пресных подземных вод, однако, данные доводы могут иметь значение при оспаривании последующего принятого решения ТКЗ (протокол от 08.11.2013).
Юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по оспариванию решения ТКЗ протокол N 20(В)-2013 от 02.07.2013 судом первой инстанции установлены правильно при полном и объективном исследовании доказательств по делу, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, в связи с чем подлежат отклонению в полном объеме, в том числе относительно соблюдения процедуры принятия оспариваемого решения как документально не подтвержденные, при этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание отмену оспариваемого решения непосредственно заинтересованным лицом.
Указание судом первой инстанции в резолютивной части решения на Федеральное агентство по недропользованию Управления по недропользованию по Удмуртской Республике не свидетельствует о незаконности судебного акта, на что указывает апеллятор в обоснование довода о рассмотрении дела в отсутствие Федерального агентства, поскольку заинтересованным лицом по делу является Управление по недропользованию по Удмуртской Республике как территориальный орган Федерального агентства по недропользованию, являющееся стороной по делу, с участием которого разрешен спор.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оставляет решение суда первой инстанции в силе.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 января 2014 года по делу N А71-10642/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по недропользованию по Удмуртской Республике- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10642/2013
Истец: Ип Галиева Флюра Фаатовна
Ответчик: Управление по недропользованию по Удмуртской Республике
Третье лицо: ГУ "Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики"