город Ростов-на-Дону |
|
24 апреля 2014 г. |
дело N А53-28062/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Дон": Островская Татьяна Григорьевна, паспорт, по доверенности от 01.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дон"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2014 по делу N А53-28062/2013, принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дон" к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дон" (далее - ООО "Дон", общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2014 заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности с виде предупреждения. Судебный акт мотивирован тем, что оператор связи ООО "Дон" не в полном объеме осуществляет ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном законом N 149 -ФЗ, чем нарушает п. 5 ст. 46 закона N 126-ФЗ "О связи", пп. "а" п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, сославшись на то, что нормы действующего законодательства устанавливают для оператора связи обязанность ограничить доступ к запрещенному интернет-сайту в течение суток с момента внесения его в реестр, однако законодательно не установлена периодичность исполнения обязанности по выгрузке информации из ЕАИС.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт по делу, отказав Управлению Роскомнадзора в удовлетворении требований о привлечении общества к административной ответственности.
В судебное заседание не явились представителя управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Ростовской области.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 17.04.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ООО "Дон", суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управлением 29.11.2013 в результате проведенного мониторинга было установлено, что ООО "Дон" осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказывает телематические услуги связи, на основании лицензии N 75753 (т.1,л.д.25-27), выданной Роскомнадзором и не регулярно осуществляет выгрузку информации из ЕАИС в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", дата авторизации - 21.11.2012, количество запросов за весь период 26,2%, количество запросов за последние время - (по состоянию на 29.11.2013) - 20%(т.1,л.д.12-16)
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ООО "Дон" 06.12.2013 протокола N 2013643 (т.1,л.д.8-10) об административном правонарушении по признакам наличия в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с последующим направлением материалов административного дела по подведомственности в арбитражный суд для рассмотрения и принятия по нему решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Статья 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" закрепляет, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены требования, соблюдение которых является необходимым условием осуществления деятельности
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона РФ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан, в том числе оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также требования к ведению взаиморасчетов и обязательным платежам.
Оказание услуг связи осуществляется на возмездной основе и требует наличия соответствующей лицензии (ст. 29 закона 126-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 46 закона N 126-ФЗ (п. 5 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N139-ФЗ) оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об Информации, информационных технологиях и о защите информации".
На основании части 1 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - ЕАИС).
Реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования ведения ЕАИС, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101 (далее - Правила ведения ЕАИС).
Согласно пункта 13 Правил ведения ЕАИС перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обновляется ежедневно в 9.00 часов и 21.00 час по московскому времени.
В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети Интернет.
На основании пункта 16.2 Временного порядка взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядком получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, утвержденного Роскомнадзора 25.10.2012, получение доступа к выгрузке информации из ЕАИС в автоматическом режиме осуществляется посредством обращения к web-сервису, описание которого размещено на сайте в сети Интернет eais.rkn.gov.ru.
Авторизация для использования указанного web-сервиса осуществляется с применением квалифицированной электронной подписи, выданной любым удостоверяющим центром, из числа аккредитованных Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии с пп. "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575, оператор связи обязан, оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими правилами, лицензией и договором.
На основании п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 75753, оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи утверждаемыми Правительства Российской Федерации.
Данный пункт лицензии повторяет пункт 5 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий", согласно которому лицензионным требованием в области оказания услуг телематической связи является оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что оператор связи ООО "Дон" не в полном объеме осуществляет ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном законом N 149-ФЗ, чем нарушает п. 5 ст. 46 закона N 126-ФЗ "О связи", пп. "а" п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ установлена судом первой инстанции и подтверждается протоколом об административном правонарушении, пояснениями представителя, данными при составлении протокола об административном правонарушении, а также иными доказательствами, собранными по делу.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом в материалы дела не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер в целях недопущения совершения правонарушения, а также доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему исполнению публично-правовой обязанности.
Приказом Роскомнадзора N 169 от 21.02.2013 утверждён "Порядок получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок устанавливает, что оператору связи обеспечивается в круглосуточном автоматическом режиме выгрузка данных из ЕАИС в целях возможности ограничения доступа к внесённым в реестр интернет-сайтам.
Таким образом, нормы действующего законодательства устанавливают для оператора связи обязанность ограничить доступ к запрещённому интернет-сайту в течение суток с момента его внесения в реестр.
На основании пункта 16.2 Временного порядка взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядком получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, утвержденного Роскомнадзора 25.10.2012, получение доступа к выгрузке информации из ЕАИС в автоматическом режиме осуществляется посредством обращения к web-сервису, описание которого размещено на сайте в сети Интернет eais.rkn.gov.ru.
Управлением 29.11.2013 в результате проведенного мониторинга было установлено, что ООО "Дон" осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказывает телематические услуги связи, на основании лицензии N 75753 (т.1,л.д.25-27), выданной Роскомнадзором, и не регулярно осуществляет выгрузку информации из ЕАИС в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", дата авторизации - 21.11.2012, количество запросов за весь период 26,2%, количество запросов за последнее время - (по состоянию на 29.11.2013) - 20% (т.1,л.д.12-16)
Таким образом, учитывая что на оператора связи возложена обязанность получать доступ к выгрузке информации из ЕАИС в автоматическом режиме посредством обращения к web-сервису, описание которого размещено на сайте в сети Интернет eais.rkn.gov.ru., количество запросов на уровне 20-26,2% является недостаточным, поскольку в данном случае не подтверждено выполнение оператором публично-правовой обязанности по пресечению доступа на сайты, содержащие запрещенную информацию.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела с учетом требований ст. 68 АПК РФ обществом не представлено надлежащих доказательств получения каким-либо иным образом (не путем выгрузки информации из ЕАИС) информации о доменных именах, сетевых адресах, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, как и доказательств фактического пресечения всех попыток доступа к указанным сайтам пользователей услуг ООО "Дон".
Системный анализ действующих нормативных правовых актов, регулирующих обязанности операторов связи по ограничению доступа к запрещённым интернет-сайтам и само ведение реестра доменных имён и сайтов, запрещённых к доступу, показывает, что ЕАИС создана для использования, в том числе операторами связи, для систематизации и хранения актуальной информации относительно указанных интернет-сайтов в целях возможности оперативного исполнения обязанности по блокированию доступа пользователей к этим сайтам.
Таким образом, матераилами дела подтверждено виновное совершение ООО "Дон" административного правонарушения.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела и вынес законное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагаются, в связи с чем государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная при обращении с апелляционной жалобой, подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Дон" из федерального бюджета на основании ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13 февраля 2014 года по делу А53-28062/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дон" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Т.Г. Гуденица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28062/2013
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Дон"