г. Саратов |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А06-8892/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителей Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Чернышевой А.В., действующей по доверенности от 09.01.2014 N 26, Лысенко Д.А., действующего по доверенности от 09.01.2014 N 135, представителя открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" Лычагина Е.С., действующая по доверенности от 23.12.2013 N 484,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (344010, г. Ростов-на-Дону, пр-т Соколова, д. 58, ОГРН 1046163010244, ИНН 6163071295)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 февраля 2014 года по делу N А06-8892/2013 (судья Моисеева О.Н.)
по заявлению Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (344010, г. Ростов-на-Дону, пр-т Соколова, д. 58, ОГРН 1046163010244, ИНН 6163071295)
к открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" (414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, д. 32, ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554)
заинтересованное лицо: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Астраханьэнерго" (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 49, ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта, управление, административный орган) с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Астраханская энергосбытовая компания") к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт о привлечении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности.
Заинтересованное лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 69 97172 0, N410031 69 97171 3. Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 27 марта 2014 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением граждан, проживающих по адресам: Астраханская область, Наримановский район, с. Разночиновка, ул. Комсомольская, д. 27, 29, 35, 45, 62, ул. Ленина д. 9, 20, 21, 25, 33, 37, 39, в период с 28 октября 2013 года по 25 ноября 2013 года Астраханским отделом госнадзора ЮМТУ Росстандарта на основании приказа от 21 октября 2013 года N 01-30/1757 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования (т.1 л.д.56).
В ходе проверки административным органом выявлено, что электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного однофазного тока частотой 50 Гц, реализуемая ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по договорам энергоснабжения гражданам, проживающим на ул. Комсомольская, ул. Ленина с. Разночиновка Наримановского района Астраханской области, и поставляемая филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" по договору оказания услуг от 28 июня 2013 года N 30000130000394 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" для реализации гражданам, в точках присоединения электропринимающего устройства потребителя (объекта энергетики) - на контактных зажимах автоматических устройств отключения напряжения после опломбированных электрических счётчиков потребителей не соответствует обязательным требованиям стандартов.
Испытания показателей качества электрической энергии в контрольных точках дали следующие результаты:
по адресу: Астраханская область, Наримановский район, село Разночиновка, ул. Комсомольская, д. 27 по отклонению напряжения (положительному отклонению напряжения, которое не должно превышать 10% нормального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени в одну неделю):
01 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило 13,4%, расчётный период несоответствия составил до 46,85% (11,2 часа) от проверенных суток;
02 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило 12,1%, расчётный период несоответствия составил до 32,43% (7,78 часа) от проверенных суток;
03 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило 11,8%, расчётный период несоответствия составил до 42,5% (10,2 часа) от проверенных суток;
04 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило 12,1%, расчётный период несоответствия составил до 43,26% (10,4 часа) от проверенных суток;
05 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило до 11,8%, расчётный период несоответствия составил до 33,68% (8,08 часа) от проверенных суток;
06 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило до 11,7%, расчётный период несоответствия составил до 36,31% (8,72 часа) от проверенных суток;
07 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило до 12,4%, расчётный период несоответствия составил до 35,28% (8,46 часа) от проверенных суток;
по отклонению напряжения (предельно допустимого и нормально допустимого значений) при норме нормально допустимого значения установившегося отклонения напряжения (_5%) от номинального напряжения и при норме предельно допустимого значения установившегося отклонения напряжения (_10%) фактическое наибольшее измеренное нормально допустимое значение (фазное А) в течение суток и наибольшее измеренное предельно допустимое значение составили:
01 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +6,57% до +13,27%, расчётный период несоответствия составил до 100% (24 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение напряжения в интервале наибольших нагрузок составило от +5,87% до +13,55%, расчётный период несоответствия составил 63,45% (15,2 часа) от проверенных суток;
02 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +4,53% до +11,82%, расчётный период несоответствия составил 99,31% (23,9 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение напряжения в интервале наибольших нагрузок составило от +4,53% до +12,25%, расчётный период несоответствия составил до 47,25% (11,34 часа) от проверенных суток;
03 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +4,14% до +11,52%, расчётный период несоответствия составил до 99,88% (23,9 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение напряжения в интервале наибольших нагрузок составило от +4,14,16% до +11,96%, расчётный период несоответствия составил до 59,33% (14,23 часа) от проверенных суток;
04 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +4,96% до +11,81%, расчётный период несоответствия составил до 99,9% (23,9 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение в интервале наибольших нагрузок составило от +4,96% до +12,9%, расчётный период несоответствия составил до 62,28% (14,9 часа) от проверенных суток;
05 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от + 6,58% до +11,56%, расчётный период несоответствия составил до 100% (24 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение в интервале наибольших нагрузок составило от +5,07% до +11,81%, расчётный период несоответствия составил до 47,05% (11,3 часа) от проверенных суток;
06 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +7,66% до +11,65%, расчётный период несоответствия составил до 100% (24 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение в интервале наибольших нагрузок составило от +5,22% до +11,91%, расчётный период несоответствия составил до 50,79% (12,2 часа) от проверенных суток;
07 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +3,69% до +12,09%, расчётный период несоответствия составил до 99,41% (99,8 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение в интервале наибольших нагрузок составило от +3,69% до +12,46%, расчётный период несоответствия составил до 50,98% (12,24 часа) от проверенных суток;
по адресу: Астраханская область, Наримановский район, село Разночиновка, ул. Ленина, д. 39 по отклонению напряжения (положительному отклонению напряжения, которое не должно превышать 10% нормального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени в одну неделю):
01 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило 14,12%, расчётный период несоответствия составил до 74,98% (17,99 часа) от проверенных суток;
02 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило 13,1%, расчётный период несоответствия составил до 83,43% (20,03 часа) от проверенных суток;
03 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило 12,9%, расчётный период несоответствия составил до 80,56% (19,33 часа) от проверенных суток;
04 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило 12,9%, расчётный период несоответствия составил до 82,3% (19,77 часа) от проверенных суток;
05 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило до 12,9%, расчётный период несоответствия составил до 56,67% (13,6 часа) от проверенных суток;
06 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило до 12,7%, расчётный период несоответствия составил до 70,42% (16,9 часа) от проверенных суток;
07 ноября 2013 года медленное изменение положительного отклонения напряжения составило до 13,6%, расчётный период несоответствия составил до 67,43% (16,18 часа) от проверенных суток;
по отклонению напряжения (предельно допустимого и нормально допустимого значений) при норме нормально допустимого значения установившегося отклонения напряжения (_5%) от номинального напряжения и при норме предельно допустимого значения установившегося отклонения напряжения (_10%) фактическое наибольшее измеренное нормально допустимое значение (фазное А) в течение суток и наибольшее измеренное предельно допустимое значение составили:
01 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +8,92% до +13,92%, расчётный период несоответствия составил до 100% (24 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение напряжения в интервале наибольших нагрузок составило от +7,84% до +14,29%, расчётный период несоответствия составил 89,95% (21,6 часа) от проверенных суток;
02 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +9,75% до +12,54%, расчётный период несоответствия составил 100% (24 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение напряжения в интервале наибольших нагрузок составило от +8,7% до +13,06%, расчётный период несоответствия составил до 95,46% (22,9 часа) от проверенных суток;
03 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +9,7% до +12,52%, расчётный период несоответствия составил до 100% (24 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение напряжения в интервале наибольших нагрузок составило от +9,16% до +12,99 %, расчётный период несоответствия составил до 94,35% (22,6 часа) от проверенных суток;
04 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +9,89% до +12,48%, расчётный период несоответствия составил до 100% (24 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение в интервале наибольших нагрузок составило от +9,28% до +12,89%, расчётный период несоответствия составил до 97,22% (23,3 часа) от проверенных суток;
05 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +7,75% до +12,36%, расчётный период несоответствия составил до 100% (24 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение в интервале наибольших нагрузок составило от +7,13% до +12,89%, расчётный период несоответствия составил до 66,91% (16,06 часа) от проверенных суток;
06 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +8,49% до +12,41%, расчётный период несоответствия составил до 100% (24 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение в интервале наибольших нагрузок составило от +7,95% до +12,78%, расчётный период несоответствия составил до 86,93% (20,9 часа) от проверенных суток;
07 ноября 2013 года нормально допустимое отклонение напряжения в интервале наименьших нагрузок составило от +8,68 % до +12,75%, расчётный период несоответствия составил до 100% (24 часа) от проверенных суток; предельно допустимое отклонение в интервале наибольших нагрузок составило от +7,46% до +13,55%, расчётный период несоответствия составил до 79,61% (19,1 часа) от проверенных суток.
Электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована.
Установленные обстоятельства, по мнению Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта, свидетельствуют о нарушении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" положений пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановления Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 года N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление N 982), пункта 4.2.2 ГОСТ Р 54149-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", утверждённого и введённого в действие Приказом Росстандарта от 21 декабря 2010 года N 904-ст (далее - ГОСТ Р 54149-2010), пункта 5.2 ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введённого в действие Постановлением Госстандарта от 28 августа 1998 года N 338 (далее - ГОСТ 13109-97).
21 ноября 2013 года управлением при участии представителя ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" Лычагиной Елены Сергеевны, действующей по доверенности от 29 декабря 2012 года N 293, составлен протокол об административном правонарушении N 04-28/29 (т.1 л.д.134-140). О дате, времени и месте составления протокола ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" извещено надлежащим образом (т.1 л.д.131-133).
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены административным органом в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления административного органа, пришёл к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2. статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования государственных стандартов, связанных с защитой жизни или здоровья граждан, подлежат обязательному исполнению.
В соответствии с приказом министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13 октября 2006 года N 51-0 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком на территории Астраханской области.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" заключены договоры энергоснабжения с потребителями, проживающими по адресам: Астраханская область, Наримановский район, с. Разночиновка, ул. Комсомольская, д. 27, ул. Ленина, д.39.
В пункте 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 04 мая 2012 года N 442 (далее - Основные положения), установлено, что договоры с потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В пункте 30 Основных положений предусмотрено, что если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надёжность снабжения его электрической энергией и её качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), территориальной сетевой организацией признаётся коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В подпункте "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила), при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Для исполнения своих обязательств и в интересах потребителя ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" заключён договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 28 июня 2013 года N 30000130000394 с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, проживающих в с. Разночиновка Наримановского района Астраханской области.
Согласно пункту 3.4.1 указанного договора, ОАО "МРСК Юга" приняло на себя обязательства по обеспечению передачи электроэнергии в точки поставки потребителям, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Административным органом в ходе проверки отобраны образцы по адресам: Астраханская область, Наримановский район, с. Разночиновка, ул. Комсомольская, д. 27; ул. Ленина, д. 39.
В соответствии с актами отбора образцов федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Астраханской области" (далее - ФБУ "Астраханский ЦСМ) контрольно-измерительные приборы устанавливались на контактных клеммах электрических счётчиков потребителей, которые установлены в жилых домах.
Измерения показателей качества электроэнергии, согласно указанным в акте местам установки измерителей показателей качества электроэнергии, производились в сетях у потребителей, то есть измерялись показатели качества электроэнергии во внутридомовой проводке абонента.
ГОСТ 13109-97 и ГОСТ Р 54149-2010 устанавливают показатели на границе балансовой принадлежности и в точках передачи электрической энергии. Указанные в акте точки таковыми не являются. Ответственность за состояние внутридомовой проводки несёт потребитель.
В акте не указаны мероприятия по обеспечению несанкционированного доступа к измерителям показателей качества (пломбирование мест подключения, пломбирование клеммной коробки прибора и оформление данной процедуры документально), исключающих воздействие на измерители и внешнюю схему включения.
Измерители качества электроэнергии устанавливались в домах потребителей после электросчётчика. Данные точки не являются точками передачи электроэнергии или точками разграничения балансовой принадлежности.
Показатели отклонения напряжений регламентируются ГОСТ Р 54149-2010 в точке передачи электрической энергии, а ГОСТ 13109-97 в точке коммерческого контроля качества электрической энергии - границе балансовой принадлежности.
Граница разграничения балансовой принадлежности административным органом не определена. Административным органом не представлены доказательства того, что точка, в которой был осуществлён отбор образцов электрической энергии, является зоной ответственности ОАО "Астраханская энергосбытовая компания".
Из материалов дела следует, что проверка и отбор образцов проводились в присутствии представителей сетевой компании - ОАО "МРСК Юга".
По окончании проверки административным органом составлены акт проверки и акты отбора образцов за период с 31 октября 2013 года по 08 ноября 2013 года.
Акты отбора образцов и акты установки приборов по измерению показателей качества электрической энергии N 15-13, N 12-13 подписаны ОАО "МРСК Юга" с учётом особого мнения, согласно которому измерительные приборы административным органом устанавливались не на контактных клеммах электрических счётчиков потребителей, а после электрических счётчиков потребителей на устройствах автоматического отключения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу о недоказанности административным органом вины ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" во вменённом правонарушении. Административным органом не представлены доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что отклонение электроэнергии от норм качества произошло в результате виновных действий именно гарантирующего поставщика.
Кроме того, в ходе проверки показатели поступающей в сети ОАО "МРСК Юга" от ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" электрической энергии не фиксировались и не исследовались, доказательств того, что на входе в электрические сети ОАО "МРСК Юга" электрическая энергия была ненадлежащего качества, в материалы дела не представлено.
В силу пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закреплённого в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что при отсутствии в материалах дела надлежащих допустимых и достоверных доказательств наличия вины в действиях ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", доказательств того, что его действия повлекли нарушение качества электроэнергии, поставляемой потребителям, оснований для привлечения ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" не имеется.
Правильными являются выводы суда первой инстанции об отсутствии у ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" обязанности по сертификации электроэнергии.
Согласно статье 3 Федерального закона N 35-ФЗ, под гарантирующим поставщиком электрической энергии понимается коммерческая организация, обязанная добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В соответствии с пунктом 12 Основных положений гарантирующий поставщик продаёт на розничном рынке электрическую энергию (мощность), приобретённую им на оптовом рынке с использованием группы (групп) точек поставки, соответствующей его зоне деятельности (за исключением гарантирующих поставщиков, чья зона деятельности располагается в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами), а также в случаях, предусмотренных настоящим документом, у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций на розничном рынке.
В целях исполнения принятых на себя обязательств гарантирующий поставщик электрической энергии на территориях г. Астрахани и Астраханской области ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" закупает электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии у генерирующей компании для последующей её продажи на розничном рынке конечным потребителям, в том числе населению, и не является владельцем электрической сети.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надёжность обеспечения их электрической энергией и её качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Порядок проведения сертификации электрической энергии изложен в Правилах проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии, утверждённых Постановлением Госстандарта России от 16 июля 1999 года N 36 (далее - Правила проведения сертификации).
В силу пункта 8.1 Правил проведения сертификации обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно пункту 8.9 Правил проведения сертификации, испытания электрической энергии для сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр) в контрольных пунктах распределительных электрических сетей (центрах питания).
В соответствии с пунктом 8.2 Правил проведения сертификации объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях.
С учётом изложенного судом первой инстанции верно установлено отсутствие у гарантирующего поставщика ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", не являющегося владельцем электросетевого оборудования, возможности обеспечить сертификацию электрической энергии.
В пункте 3.11 ГОСТ Р 53333-2008 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", утверждённого приказом Ростехрегулирования от 25 декабря 2008 года N 787-ст (далее - ГОСТ Р 53333-2008), предусмотрено, что распределительная электрическая сеть - электрическая сеть, присоединённая к центру питания, обеспечивающая распределение электрической энергии между потребителями электрической энергии.
Под центром питания понимается распределительное устройство генераторного напряжения электростанции или распределительное устройство вторичного напряжения трансформаторной подстанции энергокомпании, к которому присоединены сети данного района (региона) по месторасположению обследуемых потребителей (пункт 3.16 ГОСТ Р 53333-2008).
Под сетевой организацией понимается компания, владеющая на праве собственности или ином основании, установленном федеральными законами, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (пункт 3.14 ГОСТ Р 53333-2008).
В соответствии с требованиями Постановления N 982 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трёхфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трёхфазного и однофазного тока частотой 50 Гц установлены ГОСТ 13109-97.
Стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трёхфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приёмники электрической энергии (точки общего присоединения).
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 13109-97 под системой электроснабжения общего назначения понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей (приёмников электрической энергии).
Электрической сетью общего назначения является электрическая сеть энергосбнажающей организации, предназначенной для передачи электрической энергии различным потребителям (приёмникам электрической энергии), потребителем электрической энергии является юридическое или физическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).
Согласно пункту 15 Правил, при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Таким образом, обязательным условием сертификации является право владения субъектом электроэнергетики на законном основании распределительными сетями и иным объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком, не имеет распределительных сетей и иных объектов, участвующих в передаче электроэнергии.
Электроэнергия является специфическим товаром, который на момент его реализации покупателю физически отсутствует у продавца, и момент поставки можно отследить только после снятия показаний приборов учёта электрической энергии.
Также, исходя из указанных выше норм, обязательной сертификации подлежит не просто электрическая энергия как товар, а электрическая энергия как товар, поставляемый по электрическим сетям.
Следовательно, возложение на ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" обязанности по сертификации электрической энергии является невозможным с точки зрения действующего гражданского законодательства, поскольку у последнего на балансе отсутствуют энергопринимающее оборудование и электрические сети.
Исходя из вышеизложенного, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком, не может нести обязанность по сертификации электрической энергии.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона N 36-ФЗ юридическим лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Собственником электросетевого оборудования, с помощью которого электрическая энергия поставляется конечным потребителям ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", является сетевая организация ОАО "МРСК Юга".
Кроме того, тот факт, что сертификация должна производиться именно силами сетевой организации, подтверждается перепиской между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ОАО "МРСК Юга".
Вина ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по сертификации электроэнергии административным органом не доказана.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о незаконности результатов проверки, содержащихся в соответствующем акте.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В силу части 6 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора) привлекают к проведению выездной проверки юридического лица экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Федеральным законом N 294-ФЗ установлены следующие критерии, при наличии которых привлечение экспертов и экспертных организаций к проведению выездной проверки запрещено:
действующие в период проверки гражданско-правовые отношения между экспертом (экспертной организацией) и проверяемым лицом (к гражданско-правовым относятся договорные и иные обязательные правоотношения, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, регулируемые гражданским законодательством);
действующие в период проверки трудовые отношения между экспертом и проверяемым лицом;
аффилированность эксперта, экспертной организации с проверяемым лицом.
Кроме того, привлечение к проведению мероприятий по контролю экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводятся проверки, отнесено к категории грубых нарушений, вследствие чего результаты этих проверок не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица (часть 1 статьи 20, пункт 8 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ).
При проведении проверки Астраханским отделом госнадзора ЮМТУ Росстандарта была привлечена экспертная организация ФБУ "Астраханский ЦСМ".
Из материалов дела следует и верно установлено судом первой инстанции, что 20 сентября 2011 года между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ФБУ "Астраханский ЦСМ" заключён договор N 5509 на проведение работ по техническому обслуживанию и проверке систем аварийного отключения газа.
В пункте 6.1 договора стороны установили срок действия договора, а также условие о его пролонгации.
10 октября 2013 года между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ФБУ "Астраханский ЦСМ" был заключён договор N 1383 на проведение работ по техническому обслуживанию и проверке систем аварийного отключения.
Также между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ФБУ "Астраханский ЦСМ" заключён государственный контракт на поставку электроэнергии от 01 января 2013 года N 25-810-01372/01255, в пункте 10.1 которого сторонами установлен срок действия контракта до 31 декабря 2013 года.
При проведении проверки ФБУ "Астраханский ЦСМ" состояло в гражданско-правовых отношениях с ОАО "Астраханская энергосбытовая компания".
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к выводу, что результаты проверки, содержащиеся в акте проверки, не являются законными, поскольку основаны на исследовании, проведённом экспертной организацией, состоящей в гражданско-правовых отношениях с проверяемым субъектом.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов судов об отсутствии оснований для привлечения ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.02.2014 по делу N А06-8892/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8892/2013
Истец: ЮМТУ Росстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта
Ответчик: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Третье лицо: "Астраханьэнерго", ОАО "МРСК Юга"
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12726/13
06.06.2014 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8892/13
28.04.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2644/14
24.02.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8892/13