г. Москва |
|
25 апреля 2014 г. |
А40- 59886/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 25.04.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.,
судей: Савенкова О.В., Панкратовой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полонским А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Алан - АП" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "03" февраля 2014 г. по делу N А40-59886/13, принятое судьей М.Ю. Махалкиным, по иску ООО "Алан - АП" (ОГРН 1037739022441) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822), третьи лица - 1)ДГИГМ, 2)ГУП МосгорБТИ, 3)Госинспекция по недвижимости, об исправлении сведений государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Андросюк Д.Ф. протокол от 17.05.2011; Юминов А.Ю. по доверенности от 14.05.2013;
от ответчиков: от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен
от Управления Росреестра по Москве - Помогаева О.В. по доверенности от 30.12.2013
от третьих лиц:
от ДГИГМ - Устабасиди Д.В. по доверенности от 27.12.2013;
от ГУП МосгорБТИ - не явился, извещен
от Госинспекция по недвижимости - не явился, извещен
ООО "Алан-АП" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - ответчик) об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:06:0002008:33 "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9.)" и обязании установлении кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере 30 881 360 рублей (с учётом уточнённых требований: л.д. 113 - 117 т. 3).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить его исковые требования.
Истец в судебном заседании полностью поддержал доводы апелляционной жалобы, ответчик Управление Росреестра по Москве и третье лицо ДГИгМ с решением суда согласны, просили оставить его без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Ответчик ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и третьи лица, привлеченные к участию в деле, в судебном заседании не участвовали, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия на основании п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Истцом заявлено ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы на предмет установления возможно ли осуществление деятельности по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств без автомоечного поста. Судебная коллегия рассмотрев представленные документы и заслушав мнение присутствующего в судебном заседании ответчика и третьего лица не нашла оснований для удовлетворения ходатайства истца.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между истцом и Департаментом земельных ресурсов г. Москвы был заключён договор краткосрочной аренды земельного участка N М-06-012132 от 31.08.1998 г. (л.д. 31 - 47 т. 1), в соответствии с которым истцу был предоставлен в аренду земельный участок площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:33, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, пр-кт 60-летия Октября, вл. 15, для размещения автомоечного поста с комплексом автосервисных услуг.
В соответствии с п.5.7. Постановления Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" (далее - Постановление 65-ПП) Департамент земельных ресурсов города Москвы (далее -Департамент) в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Как следует из п. 1.4 договора, на участке расположен, в том числе, моечный пост, автосервис и иные здания. Договор заключён сроком на 25 лет (п. 2 договора) и прошёл государственную регистрацию 04.05.2012 г. рег. N 77-77-14/011/2012-020.
Согласно п.4.2.7. Положения о Департаменте городского имущества города Москвы от 20.02.2013 года N 99-ПП Департамент городского имущества города Москвы принимает решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования на другой вид до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесёнными в кадастр.
В силу подпункта 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Согласно части 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316.
В силу пунктов 4, 8 данных Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В соответствии с п. 3.2 Постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Согласно п. 5.1 данного Постановления, в правовых актах о предоставлении земельных участков, образованных для предоставления в собственность или образованных для предоставления в аренду собственникам расположенных на них объектов недвижимости (зданий, сооружений) для использования таких объектов (за исключением случаев предоставления земельных участков для целей строительства или реконструкции объектов капитального строительства), а также в договорах аренды соответствующих земельных участков в качестве цели предоставления указывается фактическое использование земельного участка, установленное на основании указанного при проведении технической инвентаризации функционального назначения зданий и сооружений, расположенных на земельном участке.
Согласно 2.3.7. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" в случае расширения количества видов разрешенного использования земельного участка его кадастровая стоимость определяется в соответствии с пунктом 2.1.16 Методических указаний, согласно которому в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
По мнению истца в силу Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39, принадлежащий ему земельный участок должен иметь вид разрешённого использования по пункту 1.2.9: "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Данный свой довод истец обосновывает тем, что на земельном участке размещён автосервис, а согласно п. 3.1.1 Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 228-ПП, земельные участки с разрешённым использованием: "Объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств" относится к группе разрешённого использования 1.2.9 Методических указаний Минэкономразвития РФ.
Между тем, из материалов дела, в том числе из акта обследования объекта недвижимости от 26.12.2013 г. N 9061079, составленного Госинспекцией по недвижимости г. Москвы (л.д. 60 - 63 т. 3), следует, что на земельном участке размещается не только автосервис, но и автомоечный пост.
Согласно п. 3.4.7 Перечня, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 228-ПП, земельные участки с разрешённым использованием: "Объекты размещения автозаправочных, газонаполнительных станций, автомоек" относится к группе разрешённого использования 1.2.5 Методических указаний Минэкономразвития РФ "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Поскольку на земельном участке расположены автомойка и автосервис, у данного земельного участка имеется два вида разрешенного использования. Разрешённое использование, при котором кадастровая стоимость имеет наибольшее значение, является "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", что соответствует группе "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (1.2.5).
В соответствии с ч.2 ст.16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или указанного в п.14 ч.2 ст.7 Закона о кадастре (далее - разрешенное использование земельного участка) сведений осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.
В соответствии с п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", сведения о видах разрешенного использования земельного участка в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
По требованиям, заявленным по настоящему делу, направленным на устранение недостоверных сведений о разрешенном использовании земельного участка и, одновременно, сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенных исходя из недостоверных сведений о виде разрешенного использования, стороной спорного материального правоотношения является также город Москва, как собственник земельного участка.
Между тем, истец не представляет доказательств того, что он обращался в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений разрешенного использования спорного земельного участка, ООО "Алан-АП" не представлено также документов уполномоченного органа государственной власти, подтверждающих изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка и наличии спора между сторонами указанного правоотношения.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что требования истца предъявлены к ненадлежащему ответчику и неверно определён способ защиты права являются правомерными.
Довод представителя истца о том, что истцом заявлено два исковых требования и по второму требованию ответчик надлежащий также не может быть принят в качестве основания для изменения решения суда, поскольку исковые требования истца взаимосвязаны между собой.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Госпошлина по апелляционной жалобе на основании ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится на истца.
Руководствуясь ст.ст. 110,49,150,176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "03" февраля 2014 г. по делу N А40-59886/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59886/2013
Истец: ООО "Алан - АП", ООО "Алан-АП"
Ответчик: Управление росреестра по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по г. Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Госинспекция по недвижимости, Госинспекция по недвижимости г. Москвы, ГУП МосгорБТИ, Департамент городского имущества г. Москвы, Фонд Сертификации "ФТОЛА - НАМИ"
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-59886/13
05.08.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7890/14
25.04.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10479/14
03.02.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-59886/13