г. Хабаровск |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А73-14946/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Гричановской Е.В., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.,
при участии в заседании:
от ФГКУ "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России: Сорокина Е.С., представитель по доверенности от 03.12.2013 N 43;
от ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае: Любушкин Е.Ю., представитель по доверенности от 17.03.2014 N 1юр/25/2575.1-08,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 14.02.2014
по делу N А73-14946/2013
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Медведевой О.В.
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
о признании права оперативного управления,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" (ИНН 2721928303, ОГРН 1022701290391, с. Ракитное Хабаровского района Хабаровского края) (далее - Спасательный отряд МЧС России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (ИНН 2721172546, ОГРН 1092721008005, г. Хабаровск) (далее - ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае) с иском о признании права оперативного управления на 14 объектов недвижимости, являющихся собственностью Российской Федерации и находящихся в пользовании истца с момента постройки, расположенные по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, в районе с. Ракитное, 2,4 км на северо-запад от него по автодороге г. Хабаровск - с. Гаровка-2:
1. Помещение для отдыха дежурной смены, инвентарный номер 576, Литер Т, общая площадь 656,8 кв.м;
2. Хранилище автомобильной техники, инвентарный номер 576, Литер Ш, общая площадь 570,4 кв.м;
3. Учебно-тренировочная башня со "скалодромом", Литер Х, инвентарный номер 576, общая площадь 304,3 кв.м;
4. Здание водных тренажеров, Литер Ф, инвентарный номер 576, общая площадь 81,0 кв.м;
5. Здание "барокомплекс", Литер Ч, инвентарный номер 576, общая площадь 129,7 кв.м;
6. Кинологическое поисково-спасательное подразделение, Литер О, инвентарный номер 576, общая площадь 61,9 кв.м;
7. Контрольно-диспетчерский пункт, Литер Н, инвентарный номер 576, общая площадь 92,5 кв.м;
8. Овощехранилище, Литер Е, инвентарный номер 08:255:002:000002040:0005, общая площадь 61,8 кв.м;
9. Учебный водолазно-парашютный корпус, Литер Л, инвентарный номер 576, общая площадь 371,0 кв.м;
10. Склад технического имущества, Литер П, инвентарный номер 576, общая площадь 48,8 кв.м;
11. Контрольно-пропускной пункт, Литер И, инвентарный номер 08:255:002:000002040:008, общая площадь 14,8 кв.м;
12. Пункт мойки техники, литер Р, инвентарный номер 576, общая площадь 89,9 кв.м;
13. Наружный бассейн, Литер М, инвентарный номер 576, общая площадь 29,8 кв.м;
14. Пункт технического обслуживания, Литер С, инвентарный номер 576, общая площадь 155,4 кв.м.
Требования мотивированы фактом строительства на земельном участке, находящемся в постоянном бессрочном пользовании истца, в период с 2005 по 2011 годы спорных объектов недвижимости, являющихся комплексом зданий административно-хозяйственного назначения, используемых с момента постройки для выполнения функций и задач, возложенных на Спасательный отряд МЧС России.
Решением от 14.02.2013 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае, ссылаясь на нарушение норм материального права, неверный учет обстоятельств, имеющих значение для дела, считает судебный акт - подлежащим отмене, а требования - оставлению без удовлетворения.
В обоснование указано на отсутствие письменного согласия Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на закрепление 14 объектов недвижимого имущества; несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
В отзыве на апелляционную жалобу Спасательный отряд МЧС России не согласился с ее доводами, указав на обращение истца к ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае с просьбой о закреплении на праве оперативного управления спорных объектов недвижимости.
В судебном заседании представители сторон настаивали на своих позициях, дав соответствующие пояснения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, в период с 2005 по 2011 годы Спасательным отрядом МЧС России осуществлено строительство 14 спорных объектов недвижимости, расположенных по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, в районе с. Ракитное, 2,4 км на северо-запад от него по автодороге г. Хабаровск-с. Гаровка-2.
Спорные объекты недвижимости расположены на земельном участке, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование для размещения объектов учебно-материальной базы ГУ "ДВРПСО МЧС России" на основании Распоряжения главы Хабаровского муниципального района N 19-р от 15.01.2007 (свидетельство о государственной регистрации права 27АВ 553070 от 04.05.2011- т.1 л.д.42).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.02.2013 по делу N А73-303/2013 на спорные объекты недвижимости признано право собственности Российской Федерации.
На основании указанного судебного акта произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на данные объекты недвижимости, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д.л.д.28-41).
Ссылаясь на отсутствие возможности постановки указанных объектов на баланс учреждения без распорядительного акта ТУ Росимущества в Хабаровском крае о передаче спорных объектов в оперативное управление, истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно положениям статьи 4 АПК РФ, статьи 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права, под которым понимается внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество, не соединенное с конкретными требованиями о возврате имущества или устранении иных препятствий, не связанных с лишением владения.
Основанием указанного иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности, а необходимым условием удовлетворения иска - подтверждение истцом своих прав на имущество.
В силу статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Пунктом 4 статьи 115 ГК РФ предусмотрено, что права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 297 настоящего Кодекса и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).
В силу разъяснений, изложенных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ N10/22), в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Согласно абзацу 2 пункта 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010, если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения.
В соответствии с Уставом Спасательного отряда МЧС России учредителем казенного учреждения является Российская Федерация (пункт 1.2 Устава).
Полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) через Дальневосточный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ДВРЦ МЧС России). Полномочия собственника имущества учреждения осуществляют МЧС России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (пункт 1.3 Устава).
Источником формирования финансовых средств учреждения являются средства федерального бюджета, источниками формирования имущества - имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления (пункт 3.1 Устава).
Как следует из материалов дела, Распоряжением главы Хабаровского муниципального района N 19-р от 15.01.2007 ГУ "ДВРПСО МЧС России" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью 46 372 кв.м, расположенный по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, в районе с. Ракитное, 2,4 км на северо-запад от него по автодороге г. Хабаровск - с. Гаровка-2 с кадастровым номером 27:17:329204:444, для размещения объектов учебно-материальной базы.
На указанном земельном участке расположены построенные истцом спорные объекты недвижимости, являющиеся комплексом зданий административного назначения, необходимых для выполнения в соответствии с Уставом функций и задач, возложенных на Спасательный отряд МЧС России.
Исходя из целевого использования предоставленного в постоянное бессрочное пользование земельного участка, факта владения и пользования истцом спорными объектами в своей деятельности, подтвержденного материалами дела, наличия зарегистрированного права собственности собственника имущества - Российской Федерации на спорные объекты недвижимости, вывод суда первой инстанции о правомерности заявленных требований, учитывая сущность вещного права, состоящего в управлении имуществом и необходимости обладания этим правом в виде его государственной регистрации, является обоснованным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии письменного согласия Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на закрепление 14 объектов недвижимого имущества подлежит отклонению, поскольку в силу пункта 1.3 Устава учреждения полномочия собственника имущества от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Ссылка в апелляционной жалобе на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора о передаче спорных объектов в оперативное управление в соответствии со статьей 299 ГК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" отклоняется, как противоречащая материалам дела.
Так, согласно письму Спасательного отряда МЧС России от 25.06.2013 N 1707, последний обращался к руководителю ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае с просьбой о закреплении на праве оперативного управления 14 спорных объектов недвижимости (т.1 л.д.21).
В ответе на данное обращение ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае указало на необходимость в срок до 10.09.2013 зарегистрировать право оперативного управления и заявить к учету спорные объекты недвижимости в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", при наличии правовых оснований, либо обратиться в судебные органы о признании за Спасательным отрядом МЧС России права оперативного управления. В случае не проведения указанных мероприятий ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае оставляет за собой право изъятия данных объектов (т.1 л.д.22).
Указанное бездействие собственника, выразившееся в не издании распорядительного акта о передаче спорных объектов в оперативное управление, сделало невозможным постановку объектов на баланс учреждения и государственную регистрацию права оперативного управления без соответствующего судебного акта о признании вещного права.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При повторном рассмотрении дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, правовых оснований для ее удовлетворения не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.02.2014 по делу N А73-14946/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14946/2013
Истец: ФГКУ "ДВРПСО МЧС России", Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России"
Ответчик: Администрация Хабаровского муниципального района, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае