г. Саратов |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А12-32181/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (400001, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Козловская, 14, ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2014 года по делу N А12-32181/2013 (судья Романов С.П.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (400001, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Козловская, 14, ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, Волгоградская обл., г. Волгоград, 7, ул. Гвардейская, 12, ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210)
заинтересованное лицо: Фомичев Д.С. (Волгоградская обл., р.п. Городище), общество с ограниченной ответственностью "Волгоградэнергосбыт" (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, пр. Ленина, 1, ОГРН 1033400023238, ИНН 3435041985)
о признании решения, предписания, постановления о привлечении к административной ответственности незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее общество, заявитель, ОАО "Волгоградэнергосбыт") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) от 13.09.2013 г. по делу N 13-01-10-04/291, предписания от 13.09.2013 г. по делу N 13-01-10-04/291.
В рамках возбужденного арбитражным судом Волгоградской области дела N А12-33648/2013 ОАО "Волгоградэнергосбыт" обратилось с заявлением о признании недействительным постановления УФАС по Волгоградской области по делу об административном правонарушении N 13-01-14.31-04/549 от 02.12.2013 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 562500 рублей.
Принимая во внимание письменное ходатайство УФАС, согласие представителей сторон и руководствуясь разъяснениями, приведенными в п. 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" суд, руководствуясь ч. 2 ст. 130 АПК РФ, объединил указанные дела для совместного рассмотрения с присвоением ему статистического номера N А12- 32181/2013.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Волгоградэнергосбыт", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 01 апреля 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия Фомичева Д.С., представителей открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Волгоградэнергосбыт", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 08.02.2012 г. в УФАС по Волгоградской области поступила жалоба Фомичёва Д.С. на нарушение ОАО "Волгоградэнергосбыт" антимонопольного законодательства, выразившегося в отказе от применения при расчете стоимости потребленной заявителем электроэнергии тарифа, подлежащего применению при расчете платы за электроэнергию; применении при расчете платы за электроэнергию общего тарифа, установленного для потребителей категории "население".
По результатам проверки, проведенной в отношении общества, УФАС по Волгоградской области вынесено решение от 13.09.2013 г. по делу N 13-01-10-04/291, которым общество признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" выдано предписание от 13.09.2013 г. по делу N 13-01-10-04/291 о прекращении нарушения ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган вынес постановление N 13-01-14.31-04/549 от 02.12.2013 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, изложенными в решении, предписании и оспариваемом постановлении, общество обратилось в суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что действия ОАО "Волгоградэнергосбыт" являются неправомерными, не соответствующими требованиям ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, и фактически направлены на невозможность произведения Фомичёвым Д.С. расчетов за потребленную электроэнергию по тарифам, установленным для населения, проживающего в городских и населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее также - Правила технологического присоединения).
Настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил);
1)осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
2)фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем подключения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия:
перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 19 Правил технологического присоединения по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Фомичевым Д.С. и ООО "Волгоградоблэлектросбыт" заключен договор энергоснабжения граждан-потребителей от 19.03.2013 г. N 08076-39-381, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется подавать потребителю электрическую энергию в пределах 15 кВт максимальной мощности на электрооборудование, расположенному по адресу: р. п. Городище, ул. Сосновая, д. 47, а потребитель - принимать и оплачивать ее.
В связи с этим, 21.03.2013 г. Фомичев Д.С. направил в адрес начальника Городищенского СУ заявление о предоставлении льготного тарифа на электроснабжение в размере 1,88 руб./кВт/ч. с приложением справки от ОАО "Волгоградоблгаз" о том, что принадлежащий ему дом "не газифицирован".
В ответ на заявление ОАО "Волгоградэнергосбыт" со ссылкой на Постановление Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее УРТ) от 15.12.2010 г. N 32/1 сообщило, что тариф с понижающим коэффициентом 0,7 на электроэнергию применяется для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, связи с чем, электрические плиты и (или) электроотопительные установки должны быть должны быть установлены стационарно в соответствии с требованиями законодательства.
На основании чего общество указало заявителю на необходимость представления следующих документов:
1. технических условий для присоединения к электрическим сетям с указанием выделенной мощности (на электрические плиты и (или) электроотопительные установки) от сетевой организации (с отметкой о выполнении), к сетям которой подключен дом;
2. проекта на электроснабжение жилого помещения, в соответствии с техническими условиями;
3. акта по разграничению балансовой принадлежности и установлению границы обслуживания и ответственности за состояние электрических сетей и электрооборудования, с сетевой организацией".
Потребитель 22.03.2013 г. обратился в ОАО "Волгоградоблэлектро" с заявлением о внесении изменений в технические условия для присоединения к электрическим сетям строительной площадки и индивидуального жилого дома.
В ответ на заявление ОАО "Волгоградоблэлектро" сообщило Фомичеву Д.С., что выданные ему технические условия соответствуют требованиям п. 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, в связи с чем, основания для внесения изменений в ранее выданные технические условия отсутствуют.
Таким образом, учитывая, что домовладение уже ранее было присоединено к электрическим сетям сетевой организации, требования ОАО "Волгоградэнергосбыт" о представлении потребителем иных технических условий с указанием выделенной мощности (на электрические плиты и (или) электроотопительные установки) является неправомерным и фактически неисполнимым, поскольку действующим законодательством не предусмотрено не только право, но и возможности владельцев энергопринимающих устройств повторно осуществить технологическое присоединение объекта (в ходе которого происходит оформление технических условий), ранее присоединенного к электрическим сетям в установленном законом порядке.
При этом акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подтверждающий надлежащее технологическое присоединение домовладения к электрическим сетям сетевой организацией Фомичевым Д.С. в адрес ОАО "Волгоградэнергосбыт" ранее представлялся.
Кроме того, исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к содержанию технических условий, приведен в п. п. 25, 25.1 Правил технологического присоединения, которые не предусматривают необходимости (обязанности) включения в технические условия информации о распределении присоединяемой мощности по конкретным электроприемникам, установленным в объекте капитального строительства (энергопринимающим устройстве), присоединение к электрическим сетям которого планируется.
Таким образом, действия ОАО "Волгоградэнергосбыт" по истребованию соответствующих технических условий - не основаны на нормах законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
В части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса установлено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что дом, принадлежащий Фомичеву Д.С., имеет этажность 2, в связи с чем, при его строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) разработка проектной документации (в том числе на электроснабжение) не требовалась. Правоустанавливающий документ на домовладение был представлен в адрес ОАО "Волгоградэнергосбыт" вместе с заявлением от 21.03.2013 г. в целях рассмотрения вопроса о применении тарифа за потребленную электроэнергию в размере 1,88 руб. кВт/час.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к правомерному выводу, что действия ОАО "Волгоградэнергосбыт" по истребованию у Фомичева Д.С. технических условий для присоединения к электрическим сетям с указанием выделенной мощности (на электрические плиты и (или) электроотопительные установки) от сетевой организации (с отметкой о выполнении), к сетям которой присоединено домовладение, а также проекта на электроснабжение жилого помещения, являются неправомерными, не соответствует требованиям ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, и фактически направлены на невозможность произведения Фомичевым Д.С. расчетов за потребленную электроэнергию по тарифам, установленным для населения, проживающего в городских и населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Вывод комиссии УФАС в оспариваемом решении соответствует правовой позиции изложенной в письме ФТС России от 15.02.2013 г. N 4-242 в адрес Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
Нарушение антимонопольного законодательства, вменяемое ОАО "Волгоградэнергосбыт" оспариваемым решением, выразилось в истребовании вышеуказанных документов для применения соответствующего тарифа (в определении обществом представления вышеуказанных документов в качестве обязательного условия для применения понижающего коэффициента к тарифу), в то время как соответствующие документы объективно не могут быть представлены в силу того, что действующим законодательством не предусматривается составление таковых. На основании оспариваемого решения обществу обоснованно выдано предписание повторно рассмотреть заявление Фомичева Д.С. о применении тарифа с понижающим коэффициентом с учетом правовой позиции Комиссии Управления, изложенной в оспариваемом решении.
Как в заявлении, так и в апелляционной жалобе общества не приведены доводы, опровергающие правомерность позиции УФАС о недопустимости истребования вышеуказанных документов для применения тарифа с понижающим коэффициентом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии основания для удовлетворений требований общества о признании недействительными решения Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 13.09.2013 г. по делу N 13-01-10-04/291 и предписания от 13.09.2013 г. по делу N 13-10-04/291.
Частью 1 ст. 14.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 указанного Кодекса.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, как того требуют положения ст. 71 АПК РФ, правомерно признал обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что уклонение от применения при расчете платы за электроэнергию тарифа, установленного для населения, проживающего в городских и населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, посредством истребования указанных в оспариваемом постановлении и протоколе об административном правонарушении документов, ущемляет права и законные интересы заявителя, поскольку стоимость соответствующего тарифа на 30% ниже стоимости общего тарифа, установленного для категории "населения", и примененного ОАО "Волгоградэнергосбыт" для определения стоимости электроэнергии, потребленной заявителем.
При этом, истребование указанных в оспариваемом постановлении и протоколе по делу об административном правонарушении документов для применения соответствующего тарифа, в принципе исключало возможность реализации заявителем своего права на применение льготного тарифа, что существенным образом ущемляет права Фомичева Д.С.
В рассматриваемом случае, постановление УФАС от N 13-01-14.31-04/549 от 02.12.2013 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ вынесено на основании выводов, содержащихся в решении от 13.09.2013 г. по делу N 13-01-10-04/291, которым общество признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, недействительным на момент рассмотрения настоящего спора не признанного.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2014 года по делу N А12-32181/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-32181/2013
Истец: ОАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба РФ в лице Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
Третье лицо: ООО "Волгоградоблэлектросбыт", Фомичёв Д С