г. Хабаровск |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А73-15307/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Е.Г. Харьковской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Албузовой Э.С.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Амурское пароходство": Курлюченко В.Г., представитель по доверенности от 19.11.2013;
от управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу: Евтушенко Е.В., представитель по доверенности от 01.11.2013 N 55/2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Амурское пароходство"
на решение от 21.02.2014
по делу N А73-15307/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Амурское пароходство"
к управлению государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2013 N ПТБ-ВТ-13/12/2013/109ХБР о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Амурское пароходство" (ИНН 27200000088, ОГРН 1022700915962, (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган) от 13.12.2013 N ПТБ-ВТ-13/12/2013/109ХБР о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2014 по делу N А73-15307/2013 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 21.02.2014 по делу N А73-15307/2013 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа против доводов апелляционной жалобы общества возражал. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2014 по делу N А73-15307/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Подпунктами 5 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона N 16-ФЗ установлено, что объектами транспортной инфраструктуры являются технологические комплексы, включающие в себя внутренние водные пути, речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со статьей 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности (в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно статье 9 Закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.
В пункте 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34, также указано, что план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости.
Во исполнение Закона N 16-ФЗ приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее Требования).
В период с 15.11.2013 по 19.11.2013 при проведении Хабаровской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, УФСБ России по Хабаровскому краю, ЛУ МВД России на транспорте проведена проверка исполнения обществом требований законодательства о транспортной безопасности в здании управления общества, расположенном по адресу г.Хабаровск, ул.Муравьева-Амурского, 2, в его филиале "Амурречснаб" по адресу г.Хабаровск, ул. Юнгов, 9, в результате которой выявлены нарушения Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 41.
В соответствии с пунктом 5.6.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или ТС. В нарушение указанной нормы номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ, утвержденная заместителем директора филиала общества "Амурречснаб" 09.09.2011, не соответствует действительности. В частности, юридические лица ООО "Астория", ООО "Метиз Комплект", ООО "Пексис", ООО "Аква-ДВ", ООО "Упаковка-ДВ", ООО "МеталЛист" на момент проверки деятельности в зоне транспортной безопасности ОТИ не осуществляют.
Согласно пункту 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Как следует из материалов дела, результаты оценки уязвимости по объектам ОТИ - транспортных средств "Маршал Блюхер", "СТ-306", "РТ-297", "РТ-665", "ТН-607", были утверждены Федеральным агентством морского и речного транспорта 06.08.2012.
Следовательно, в силу прямого указания закона субъект транспортной инфраструктуры обязан был разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в срок до 06.11.2012, и реализовать этот план до 06.02.2013. Общество, как субъект транспортной инфраструктуры, нарушило срок реализации планов обеспечения транспортной безопасности на 5 ТС: буксир-толкач "Маршал Блюхер", "СТ-306", "РТ-297", "РТ-665", "ТН-607", результаты оценки уязвимости на которые утверждены 06.08.2012.
В соответствии с пунктом 5.31.3. Требований постоянные пропуска служебных, производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны содержать следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, вид, марку, модель, цвет, регистрационные знаки (номера), сведения о должности (должностях) лица (лиц), под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы.
Как следует из материалов дела и не отрицается заявителем, постоянные пропуска служебных, производственных автотранспортных средств общества и его филиала "Амурречснаб" не содержат наименование марки и цвета автотранспортных средств.
В соответствии с пунктом 5.31.22 субъект транспортной инфраструктуры обязан аннулированные пропуска и пропуска с истекшим сроком действия уничтожать с обязательной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определенном в положении (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС.
В нарушение указанной нормы в положении о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ "Амурречснаб" не определен порядок аннулирования пропусков и уничтожения пропусков с истекшим сроком действия.
В соответствии с пунктом 5.31.23 субъект транспортной инфраструктуры обязан образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В нарушение указанной нормы образцы пропусков всех видов общества и его филиала "Амурречснаб" на момент проверки не были согласованы с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
По результатам проверки составлен акт проверки от 15.11.2013 - 19.11.2013, в котором отражены выявленные нарушения.
Извещением от 21.11.2013 общество уведомлено о времени и месте составления прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на 25.11.2013, полученным 25.11.2013 входящий N 2887.
Постановлением Хабаровского транспортного прокурора от 25.11.2013, вынесенным в присутствии представителя общества по доверенности от 22.11.2013 N 151, в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ. Материалы дела для рассмотрения направлены в УГАН НОТБ по ДФО Ространснадзора.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Определением от 10.12.2013 общество уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 13.12.2013, врученным обществу 10.12.2013 входящий N 3029.
13.12.2013 государственным инспектором административного органа в отношении общества в отсутствие законного представителя общества, в присутствии представителя по доверенности вынесено постановление N ПТБ-ВТ-13/12/2012/109ХБР, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Обществу вменяется нарушение пунктов 5.6.5, 5.8, 5.31.3, 5.31.22, 5.31.23 Требований по обеспечению транспортной безопасности. Состав нарушений подтвержден материалами дела.
Суд первой инстанции верно определил срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 5.8 Требований по транспортной безопасности, с 07.02.2013 до 07.05.2013. Соответственно постановление от 13.12.2013 о привлечении общества к административной ответственности в этой части вынесено за пределами установленного срока давности привлечения к административной ответственности. Вместе с тем пропуск срока привлечения к административной ответственности в этой части не влияет в целом на размер административного штрафа по постановлению от 13.12.2013 при установленных иных нарушениях, срок привлечения к административной ответственности за которые не пропущен.
Обществом не были приняты все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, не представлено в материалы дела доказательств объективных препятствий соблюдения требований законодательства по обеспечения транспортной безопасности, его вина подтверждается материалами дела.
Общество не отрицает указанные нарушений, но ссылается на ухудшение финансового положения общества в связи с наводнением в 2013 году. Отклоняются доводы апелляционной жалобы общества, поскольку выявленные нарушения, за которые судом признано правомерным применение административного наказания (5.6.5, 5.31.3, 5.31.22, 5.31.23 Требований по обеспечению транспортной безопасности), составляют бездействие общества по оформлению соответствующих документов, на которое не требуется денежных средств.
Апелляционный суд с учетом пунктов 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", обстоятельств настоящего дела, не находит оснований для признания правонарушений общества малозначительными. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, который должен носить устойчивый характер.
Нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, влекущих отмену постановления о привлечении к административной ответственности, не установлено. Штрафные санкции назначены в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2014 по делу N А73-15307/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15307/2013
Истец: ОАО "Амурское пароходство"
Ответчик: УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу