г. Саратов |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А06-93/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3015010945, ОГРН 1023000828058, адрес местонахождения: 414040, г.Астрахань, ул. Академика Королева, 46)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 февраля 2014 года по делу N А06-93/2014 (судья Гущина Т.С.)
по заявлению Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Осыпнобугорская средняя общеобразовательная школа" (ИНН 3009000579, ОГРН 1023000839619, адрес местонахождения: 416471, Астраханская область, Приволжский район, с. Осыпной Бугор, ул. Есенина, 1)
к Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3015010945, ОГРН 1023000828058, адрес местонахождения: 414040, г.Астрахань, ул. Академика Королева, 46)
о признании недействительными решений от 29.10.2013 N 371 и N 533,
при участии в судебном заседании представителей:
МКОУ "Осыпнобугорская СОШ" - не явился, извещено,
Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Осыпнобугорская средняя общеобразовательная школа" (далее - заявитель, МКОУ "Осыпнобугорская СОШ") с заявлением к Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными решений от 29.10.2013 N 371 и N 533.
Решением от 19 февраля 2014 года Арбитражный суд Астраханской области признал недействительными решения Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении к ответственности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Осыпнобугорская средняя общеобразовательная школа" от 29.10.2013 N 371 и от 29.10.2013 N 533.
Кроме того, суд взыскал с Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Осыпнобугорская средняя общеобразовательная школа" судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования МКОУ "Осыпнобугорская СОШ" оставить без удовлетворения.
МКОУ "Осыпнобугорская СОШ" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
МКОУ "Осыпнобугорская СОШ" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 77562 1 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.
Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации извещено о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 77563 8 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01 апреля 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11.09.2013 Государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством МКОУ "Осыпнобугорская СОШ".
По результатам проверки были составлены акты от 30.09.2013 N 712 и N584н/с, согласно которым выявлено, что МКОУ "Осыпнобугорская СОШ" в базу для исчисления страховых взносов за 2011 и 2012 годы не включило следующие виды выплат, произведенных в пользу своих работников: выходное пособие в связи расторжением трудового договора с работниками и субсидию (подъемные) молодому специалисту.
29 октября 2013 года, по результатам рассмотрения актов приняты решения:
- N 371 (по акту N 712) которым, МКОУ "Осыпнобугорская СОШ" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 986, 57 руб., предложено уплатить дополнительно начисленные страховые взносы в сумме 4 932, 85 руб. и пени в сумме 65, 71 руб.;
- N 533 (по акту N 584 н/с) которым, МКОУ "Осыпнобугорская СОШ" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 68, 04 руб., предложено уплатить дополнительно начисленные страховые взносы в сумме 340, 20 руб. и пени в сумме 16, 78 руб.
Не согласившись с указанными решениями, МКОУ "Осыпнобугорская СОШ" обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что выплата выходного пособия в связи расторжением трудового договора с работниками и единовременная выплата молодым специалистам носят социальный характер и не могут являться объектом обложения страховыми взносами.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы положениями Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемых решений явился вывод Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о том, что МКОУ "Осыпнобугорская СОШ" в базу для исчисления страховых взносов за 2011 и 2012 годы не включило следующие виды выплат, произведенных в пользу своих работников: выходное пособие в связи расторжением трудового договора с работниками и субсидию (подъемные) молодому специалисту.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах а, б пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Из статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
С учетом названных норм права Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации пришло к выводу о том, что перечень не облагаемых страховыми взносами выплат физическим лицам, является исчерпывающим. При этом спорные выплаты произведены обществом в рамках трудовых отношений, в связи с чем, являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.
Между тем, Государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации не учтено следующее.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения.
Как следует из представленных в материалы дела соглашений о расторжении трудового договора с работниками: Маукиевой Р.С., Сидельниковой В.С. Ижбердеевой Р.И., Умеровой А.Р., Дрюкова Н.С., Новак Г.И., Васильевой Н.В., Алиевой Ф.Х., Шугайповой Р.И., Ауезалиевой Х.К., выходное пособие им было выплачено в рамках части 4 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации на основании коллективного договора МКОУ "Осыпнобугорская СОШ".
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что указанная выплата носит социальный характер, так как установлена коллективным договором учреждения, в виде дополнительных гарантий для работников пенсионного возраста и иных работников при расторжении трудового договора на основании пункта 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации и не представляет собой оплату труда работников по трудовым договорам.
Таким образом, данные выплаты выходных пособий не могут являться объектом обложения страховыми взносами, так как не соответствуют критериям, установленными статьей 7 Закона N 212-ФЗ, т.е. не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемые плательщиком страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Кроме того, как следует из оспариваемых решений уполномоченного органа, в ходе проверки установлено, что бухгалтерия страхователя не начислила страховые взносы на "пособие молодому специалисту" - Кинжибаевой З.К.
Из Постановления Правительства Астраханской области от 14.11.2011 N 459-П "О единовременной выплате в форме субсидии молодым специалистам системы образования Астраханской области, приступившим к педагогической деятельности в 2011 году" следует, что оно создано в целях усиления социальной поддержки молодых специалистов-работников образовательных учреждений Астраханской области, закрепления их в отрасли образования, повышения престижа педагогической профессии, созданию условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села и развития рынка труда в сельской местности.
В соответствии с пунктом 2.2. названного Постановления, основанием для получения выплаты является представление администрацией образовательного учреждения, с которым молодой специалист заключил трудовой договор на условиях, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка, в министерство в срок до 28.11.2011 (молодые специалисты, приступившие к педагогической деятельности до 01.11.2011) и до 01.02.2012 (молодые специалисты, приступившие к педагогической деятельности после 01.11.2011, но не позднее 31.12.2011 включительно).
Таким образом, единовременная выплата молодым специалистам также носит социальный характер и не может являться объектом обложения страховыми взносами, в связи с чем, МКОУ "Осыпнобугорская СОШ" не является плательщиком единовременной выплаты молодым специалистам.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорные выплаты, произведенные МКОУ "Осыпнобугорская СОШ" в пользу своих работников, указанных в оспариваемых решениях не облагаются страховыми взносами. Доначисление страховых взносов, а так же пени и штрафных санкций, является неправомерным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 февраля 2014 года по делу N А06-93/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-93/2014
Истец: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Осыпнобугорская средняя общеобразовательная школа"
Ответчик: Государстве учреждение-Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: 12ААС