г. Самара |
|
29 апреля 2014 г. |
А65-29236/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Балакиревой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 марта 2014 года по делу N А65-29236/2013 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
с участием в деле в качестве третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "АБВ" (ОГРН 1131690038270, ИНН 1655270779), г. Казань,
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 8" (ОГРН 1021603629981, ИНН 1660007678), г.Казань
о признании незаконными пунктов 1 и 2 Решения от 18.11.2013 по делу N 250-гз/2013,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", (далее по тексту - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту - антимонопольный орган, Управление) при участии третьих лиц, без самостоятельных требований - общества с ограниченной ответственностью "АБВ" и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 8" - о признании незаконными пунктов 1 и 2 Решения от 18.11.2013 по делу N 250-гз/2013 (согласно уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 марта 2014 года заявленные требования удовлетворены, пункты 1 и 2 Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 18.11.2013 по делу N 250-гз/2013 признаны незаконными.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой, указывая на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права, просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, оставляющий в силе решение и предписание N 250-гз/2013 от 18.11.2013 Татарстанского УФАС России.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом была проведена внеплановая проверка в соответствии со статьями 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) по жалобе ООО "АБВ" на действия уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 8", при проведении открытого аукциона в электронной форме N0111300000113000673 на предмет: "Оборудование для начальной школы".
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0111300000113000673 на предмет: "Оборудование для начальной школы" было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 25.10.2013 года.
Уполномоченный орган - Муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Муниципальный заказчик - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 8".
Начальная (максимальная) цена контракта -999 000 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие - 05.11.2013 г. 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок - 08.11.2013.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 11.11.2013.
В своей жалобе общество "АВБ" сообщило о нарушениях действующего законодательства при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме, а именно заказчиком не даны разъяснения положений аукционной документации на его запрос.
Согласно представленным документам в антимонопольный орган запрос на разъяснение положений аукционной документации поступил в адрес Уполномоченного органа до окончания рабочего дня 01.11.2013 года в 17 часов 58 минут.
В соответствии с Производственным календарем Республики Татарстан на 2013 год ближайший рабочий день приходится на 05.11.2013 года.
Согласно Распоряжению Руководителя Исполнительного комитета Муниципального образоывания г. Казани N 3800-Р от 29.12.2012 года, рабочий день Уполномоченного органа начинается в 09 часов 00 минут, окончивается в 18 часов 00 минут.
Представитель Уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в ходе рассмотрения жалобы в антимонопольном органе, ссылаясь на то, что окончание срока подачи заявок одномоментно совпадало с датой и временем размещения разъяснения, просил учесть отсутствие возможности размещения разъяснения на поступивший запрос до окончания срока подачи заявок, то есть до 9 часов 00 минут 05.11.2013 года.
Вместе с тем, антимонопольный орган посчитал, что Закон о размещении заказов не предусматривает нормы, согласно которой заказчик, уполномоченный орган может не размещать разъяснение положений аукционной документации в вышеуказанном случае.
На основании вышеизложенного, антимонопольный орган пришел к выводу, что уполномоченным органом - МКУ "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" допущено нарушение требований части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
По результатам рассмотрения дела N 250-гз/2013 Управлением было принято решение от 18.11.2013 (от 21.11.2013 NДМ-04/14768) (в редакции Управления):
1.Признать жалобу ООО "АБВ" на действия уполномоченного органа -Муниципального казенного учреждения "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 8", при проведении открытого аукциона в электронной форме N0111300000113000673 на предмет: "Оборудование для начальной школы" обоснованной.
2.Признать уполномоченного органа - МКУ "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани нарушившим требования части 4 статьи 41.7 Федерального закона N 94 от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу - Муниципальному казенному учреждению "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерация о размещении заказов.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустившжх нарушение норм законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
На основании указанного решения ответчиком в адрес МКУ "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" 18.11.2013 г (21.11.2013 N ДМ-04/14769) было выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, в соответствии с которым устранить выявленные Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере размещения заказа нарушения норм действующего законодательства, для чего: разместить разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме на запрос ООО "АБВ" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров; оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционнои деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предоставить уполномоченному органу - Муниципальному казенному учреждению "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" техническую возможность исполнить выданное Татарстанским УФАС России предписание об устранении нарушений, выявленных при рассмотрении жалобы ООО "АБВ", при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0111300000113000673 на предмет: "Оборудование для начальной школы"; в течение 10 (десяти) дней со дня получения настоящего Предписания представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан через оператора электронной торговой площадки ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" доказательства исполнения настоящего предписания.
Не согласившись с пунктами 1 и 2 принятого решения (с учетом уточнений), заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, по основаниям, изложенным в заявлении и в уточнениях к заявлению.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
Согласно части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Как следует из материалов дела, дата и время окончания срока подачи заявок на участие установлена - 05.11.2013 г. 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок - 08.11.2013 г.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 11.11.2013 г.
По окончании срока подачи заявок 05.11.2013 г. в 09.00 часов на участие в открытом аукционе в электронной форме поступило 3 заявки, среди которых не было заявки ООО "АБВ". На основании протокола рассмотрения заявок все участники размещения заказа были допущены до участия в открытом аукционе в электронной форме и признаны участниками аукциона.
По итогам проведенного открытого аукциона в электронной форме победителем признан ООО "МТ-Групп", предложение о цене Муниципального контракта которого составило 994 005, 00 руб.
Каких-либо жалоб от реальных участников аукциона не поступало.
Как установлено из материалов дела и пояснений представителя заявителя, ранее, 01.11.2013 в 17 час. 58 мин. (то есть за 2 минуты до конца предпраздничного рабочего дня) в адрес Уполномоченного органа поступил запрос ООО "АБВ" на разъяснение положений аукционной документации.
В соответствии со ст.191 Гра?данского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно ч.1 ст.194 Гражданского кодекса РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
В связи с тем, что окончание подачи заявок приходится на 09 часов 00 минут 05.11.2013 г., окончательной датой направления запроса являлось бы 01.11.2013 г. при условии, что последующие календарные дни являлись бы рабочими.
Исходя из того, что запрос поступил 01.11.2013, разъяснение на него должно быть опубликовано в период 02.11.2013-03.11.2013.
Согласно ст.193 Гра?данского кодекса РФ, а также учитывая данные Производственного календаря Республики Татарстан на 2013 год ближайший рабочий день приходился на 05.11.2013.
Уполномоченный орган в соответствии с Распоряжением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани N 3800-Р от 29.12.2012 начинает свою работу в 09 час. 00 мин.
Таким образом, имеет место совпадение окончания срока подачи заявок и даты размещения разъяснения при исчислении в календарных днях.
На основании вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу, что у уполномоченного органа не имелось оснований для разъяснения положений документации, поскольку время, в течение которого должны быть даны указанные разъяснения (при исчислении в календарных датах) совпадает с окончанием срока подачи заявок и независимо от разъяснений документации о торгах прекращается право подачи заявок на участие в торгах. В тоже время при исчислении дат с учетом производственного календаря на 2013 год последним днем подачи заявки о разъяснении положений документации при соблюдении требований ч.4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов, заявок (не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе) таким последним днем являлось 29 октября 2013 года.
Документация об аукционе, размещенная на официальном сайте, была достаточна понятна всем заинтересованным лицам и позволяла участникам размещения заказа сформировать свое предложение по цене государственного контракта.
Антимонопольным органом не установлено, каким образом неразмещение разъяснений положений документации повлияло на право участия в торгах и затронуло законные интересы участников размещения заказа.
По смыслу норм Закона о размещении заказов государственный контроль осуществляется в целях восстановления публичного порядка и нарушенных гра?данских прав. Вместе с тем ничем не ограниченный контроль может мешать реализации общественных отношений, охраняемых законом. Поэтому ограниченный круг субъектов обжалования (по определенному юридическому интересу в исходе дела) призван исключить необоснованные решения, способные внести неоправданную дезорганизацию в порядок размещения заказа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях уполномоченного органа - МКУ "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" нарушений ч.4 ст.41.7 Федерального закона N 94 от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что пункты 1 и 2 решения УФАС по РТ от 18.11.2013 г. по делу N 250-гз/2013 (от 21.11.2013 г. N ДМ-04/14768) являются незаконными и нарушают права заявителя.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Вывод антимонопольного органа о том, что уполномоченным органом допущено нарушение требований ч.4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов не основан на нормах права и конкретных обстоятельствах настоящего дела.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 марта 2014 года по делу N А65-29236/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29236/2013
Истец: МКУ "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Финансовое управление Исполкома г. Казани
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия N8", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, ООО "АБВ", г. Казань