г. Вологда |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А05-11097/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 апреля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" Нежельского Г.А. по доверенности от 25.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 февраля 2014 года по делу N А05-11097/2013 (судья Шишова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" (ОГРН 1052907019890; далее - ООО "ВКС", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, в котором просит:
1) признать незаконными действия муниципального образования "Вельский муниципальный район" в лице администрации (ОГРН 1022901219791; далее - Администрация МО "Вельский муниципальный район") по предоставлению в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; далее - Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области) информации о кредиторской (дебиторской) задолженности общества в размере 6 047 209,20 руб.;
2) признать незаконными действия Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области, выразившиеся в принятии от Администрации МО "Вельский муниципальный район" информации о кредиторской (дебиторской) задолженности общества в размере 6 047 209,20 руб.;
3) возложить на Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области обязанность принять в установленном порядке сведения о кредиторской (дебиторской) задолженности общества в размере 7 546 039,76 руб. (предмет заявленного требования указан с учётом его уточнения, изложенного в заявлении от 30.09.2013 N 1073).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Министерство финансов Архангельской области, администрация муниципального образования "Вельское" (далее - Администрация МО "Вельское"), администрация муниципального образования "Тегринское" (далее - Администрация МО "Тегринское").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ВКС" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель ООО "ВКС" апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация МО "Вельское" в отзыве считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Администрация МО "Вельский муниципальный район" и Администрация МО "Тегринское" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, отзывы и представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Министерством энергетики и связи Архангельской области и ООО "ВКС" заключён договор от 26.12.2012 N 46-т на возмещение обществу в 2013 году убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (том 1, лист 27.).
В последующем указом губернатора Архангельской области от 17.06.2013 N 73-у Министерство энергетики и связи Архангельской области переименовано в Министерство ТЭК И ЖКХ Архангельской области.
Указанный договор заключён в соответствии с Законом Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Согласно пункту 2.3.5 этого договора общество обязалось направить в адрес Министерства энергетики и связи Архангельской области акт сверки расчётов по субсидии по состоянию на 01.01.2013, подписанный уполномоченными должностными лицами общества и органа местного самоуправления. В пункте 2.1.1 договора Министерство энергетики и связи Архангельской области обязалось предоставлять обществу субсидию в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (приложение 17 к названному Областному закону).
Между обществом и Администрацией МО "Вельский муниципальный район" подписан акт сверки взаимных расчётов за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, согласно которому по состоянию на 01.01.2013 муниципальное образование должно обществу 7 647 809,49 руб. (том 1, лист 19).
В последующем Администрация МО "Вельский муниципальный район" передала в Министерство энергетики и связи Архангельской области по акту приёма-передачи от 01.01.2013 кредиторскую (дебиторскую) задолженность субвенции на возмещение убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения в 2012 году (том 1, лист 64). В соответствии с этим актом задолженность перед обществом составляет 6 047 209,20 руб.
Общество, считая недостоверной эту переданную Администрацией МО "Вельский муниципальный район" по акту от 01.01.2013 информацию о задолженности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении этого заявления, правомерно руководствовался следующим.
ООО "ВКС" полагает, что в рассматриваемом случае подлежат учёту суммы кредиторской и дебиторской задолженности в соответствии со следующими актами сверок:
1) актом сверки взаимных расчётов по состоянию на 01.01.2013 о задолженности МО "Вельский муниципальный район" перед обществом в размере 7 647 809,49 руб. (том 1, лист 19);
2) актом сверки расчётов по состоянию на 31.05.2010, согласно которому задолженность МО "Тегринское" перед обществом составляет 1 645 204,63 руб. (том 1, лист 22);
3) актом сверки расчётов по состоянию на 18.05.2010, согласно которому задолженность общества перед МО "Вельский муниципальный район" составляет 146 374,05. руб. (том 1, лист 21);
4) актом сверки взаимных расчётов по состоянию на 31.12.2011, согласно которому задолженность общества перед МО "Вельское" составляет 1 600 600,31 руб. (том 1, лист 20).
Поэтому общество считает, что окончательной суммой, подлежащей учёту, является 7 546 039 руб. 76 коп. (7 647 809,49 руб. + 1 645 204,63 руб. - 1 600 600,31 руб.- 146 374,05 руб.).
Эти доводы являются необоснованными.
Суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П при регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предусматривается установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, и закрепление в качестве общего требования соответствия утверждаемого для потребителей тарифа на тепловую энергию его предельному уровню (пункт 4 части 2 статьи 7, пункты 2 и 4 части 1 статьи 8, части 7 и 8 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении"; абзац тридцатый части первой статьи 5, абзацы четвертый и пятый части первой статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").
В случае передачи органам местного самоуправления данных полномочий на них возлагается и сопутствующая обязанность компенсировать энергоснабжающим организациям межтарифную разницу. По смыслу приведенных законоположений, эта обязанность может быть возложена на органы местного самоуправления и в качестве самостоятельного государственного полномочия с соблюдением установленного федеральным законодательством порядка, а именно, как указано в статье 19 Федерального законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", путем принятия закона субъекта Российской Федерации, который должен отвечать установленным данной статьей требованиям и вводиться в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, при условии что в нем предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05.02.2009 N 250-О-П, является обязательным во всех случаях.
Из этого следует, что обязанность возмещать потери теплоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления городских округов только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств.
В соответствии с Законом Архангельской области от 24.10.2011 N 373-25-ОЗ "О внесении дополнения и изменения в областной закон "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" в 2012 году органы местного самоуправления муниципальных образований были наделены государственными полномочиями по предоставлению субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.
В соответствии со статьёй 5 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из областного бюджета.
В статье 9 указанного Закона закреплено, что органы местного самоуправления начинают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий со дня, установленного областным законом об областном бюджете, которым введена в действие соответствующая глава настоящего областного закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а если такой день не установлен - со дня вступления в силу указанного областного закона об областном бюджете (пункт 1 этой статьи).
Органы местного самоуправления заканчивают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий после наступления основания прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (пункт 2 статьи 9).
Органы местного самоуправления не вправе прервать или приостановить осуществление отдельных государственных полномочий в период между датой начала и датой окончания осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего закона (пункт 3 статьи 9).
В соответствии со статьёй 8 Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в 2013 году из областного бюджета предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
В пункте 3 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг (приложение 17 к названному Областному закону) предусмотрен Порядок предоставления субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (далее - Порядок предоставления субсидий).
Пунктом 3.5 этого Порядка определено, что теплоснабжающие организации до 01.02.2013 представляют в Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области акты сверки расчётов с муниципальными образованиями Архангельской области по состоянию на 01.01.2013.
При этом в соответствии с пунктом 3.6 Порядка предоставления субсидий Министерство ТЭК И ЖКХ Архангельской области принимает в установленном порядке кредиторскую и дебиторскую задолженность муниципальных образований Архангельской области перед теплоснабжающими организациями по состоянию на 01.01.2013. В 2013 году производится возмещение учтённой в установленном порядке кредиторской задолженности за 2012 год. Дебиторская задолженность подлежит учёту при осуществлении расчётов с теплоснабжающими организациями по предоставлению субсидий за 2013 год.
Таким образом, с учётом положений абзацев второго и третьего пункта 3.6 Порядка предоставления субсидий Министерство ТЭК И ЖКХ в 2013 году производит возмещение теплоснабжающим организациям кредиторской задолженности за 2012 год, учтённой в установленном порядке. При осуществлении расчётов с теплоснабжающими организациями по предоставлению субсидий за 2013 год подлежит учету дебиторская задолженность (без указания периода образования такой задолженности).
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в 2008 - 2012 годах общество оказывало услуги теплоснабжения на территории МО "Вельский муниципальный район".
Администрация МО "Вельский муниципальный район" в соответствии с пунктом 3.6 Порядка предоставления субсидий передала Министерству ТЭК и ЖКХ Архангельской области задолженность муниципального образования перед обществом в сумме 6 047 209,20 руб. (том 1, лист 64), то есть задолженность за 2012 год перед обществом в сумме 7 647 809,49 руб. (акт сверки взаимных расчётов по состоянию на 31.12.2012 - том 1, лист 19) за минусом дебиторской задолженности общества перед МО "Вельское", сформировавшейся в 2011 году в сумме 1 600 600,31 руб. (акт сверки взаимных расчётов по состоянию на 31.12.2011 - том 1, лист 20).
Эти действия соответствуют положениям пункта 3.6 Порядка предоставления субсидий, согласно которому в 2013 году производится возмещение учтённой в установленном порядке кредиторской задолженности за 2012 год с учётом дебиторской задолженности.
Данные обстоятельства подтверждаются и актами сверки расчётов.
Так, согласно акту сверки взаимных расчётов по состоянию на 31.12.2011 за ООО "ВКС" числится задолженность перед Администрацией МО "Вельское" в размере 1 600 600,31 руб. (том 1, лист 20).
Поэтому при составлении акта сверки взаимных расчётов между Администрацией МО "Вельский муниципальный район" и ООО "ВКС" за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 (по состоянию на 31.12.2012) данная сумма 1 600 600,31 руб. должна быть отражена на начало года. Однако в акте сверки расчётов за этот период она не указана (том 1, лист 19), то есть сумма задолженности в этом акте года завышена и составила 7 647 809,49 руб.
Между тем согласно акту приёма-передачи кредиторской (дебиторской) задолженности субвенции на возмещение убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения в 2012 году, составленному между Администрацией МО "Вельское" и Министерством энергетики и связи Архангельской области (том 1, лист 64), кредиторская задолженность составила 6 047 209,20 руб. (то есть сумма за минусом задолженности ООО "ВКС" перед Администрацией МО "Вельское").
Доводы общества о необходимости учёта кредиторской задолженности МО "Тегринское" в размере 1 645 204,63 руб. являются необоснованными.
Как указано выше, пунктом 3.6 Порядка предоставления субсидий установлено, что в 2013 году производится возмещение учтённой в установленном порядке кредиторской задолженности за 2012 год.
Указанная обществом кредиторская задолженность МО "Тегринское" перед обществом в размере 1 645 204,63 руб. образовалась в 2008 году, правомерность требований общества к МО "Тегринское" в отношении этой задолженности установлена решением Арбитражного суда Архангельской области от 02.07.2009 по делу N А05-2705/2009 (оставлено без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009). При этом данными судебными актами по делу N А05-2705/2009 установлено, что указанная межтарифная разница подлежит возмещению за счёт средств казны муниципального образования "Тегринское" и что Российская Федерация и Архангельская область не могут нести обязательств по возмещению заявленной истцом к взысканию разницы в тарифах в соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку органы государственной власти Российской Федерации и Архангельской области не уполномочивали органы местного самоуправления устанавливать тарифы для населения ниже экономически обоснованных (том 2, листы 123, 127).
Таким образом, названными судебными актами по делу N А05-2705/2009 установлены обязательства перед обществом именно МО "Тегринское".
Доводы общества о необходимости учёта этой задолженности при определении объёма обязательств органов государственной власти Архангельской области противоречат указанным судебным актам, установившим, что Архангельская область не может нести этих обязательств.
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно отказано в учёте задолженности МО "Тегринское" в размере 1 645 204,63 руб. в составе задолженности, передаваемой с целью последующего возмещения в Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, верно оценил представленные сторонами доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
ООО "ВКС" при подаче апелляционной жалобы уплатило государственную пошлину в сумме 2000 руб. При этом надлежащий размер этой пошлины согласно подпунктам 12, 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1000 руб. Поэтому согласно статьям 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату обществу излишне уплаченная пошлина в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 февраля 2014 года по делу N А05-11097/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 руб. по чеку-ордеру от 28.03.2014 N 2601995072
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11097/2013
Истец: ООО "Вельские коммунальные системы"
Ответчик: министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, МО "Вельский муниципальный район"
Третье лицо: администрация МО "Вельское", администрация МО "Тегринское", администрация муниципального образования "Вельское", администрация муниципального образования "Тегринское", Министерство финансов Архангельской области, МО "Вельский муниципальный район", МО "Тегринское"