г. Вологда |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А52-2708/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 апреля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Теребовой Я.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Европа плюс" Кузнецова М.В. по доверенности от 15.04.2014, Степанова А.В. по доверенности от 11.01.2014, от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области Михайлова С.А. по доверенности от 31.10.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европа плюс" на решение Арбитражного суда Псковской области от 09 января 2014 года по делу N А52-2708/2013 (судья Орлов В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Европа плюс" (далее - ООО "Европа плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными действий Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (далее - управление) по аннулированию регистрации транспортного средства RENAULT MAGNUM 460 и обязании восстановить регистрационный учет.
Определением Арбитражного суда Псковской области от 21 ноября 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Карго Плюс" (далее - ООО "Карго Плюс").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 09 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
ООО "Карго Плюс" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Карго Плюс" по договору купли-продажи от 18.06.2012 приобретено транспортное средство - автомобиль грузовой (тягач седельный) RENAULT RG04A136A, 1995 года выпуска, идентификационный номер (VIN) VF6RGO4A1REP57092, паспорт транспортного средства 10 ТК 295229, выданный Сортавальской таможней 01.11.2001.
ООО "Карго Плюс" 08.08.2012 выдано свидетельство о регистрации транспортного средства - грузового автомобиля RENAULT RG04A136A, государственный регистрационный знак А518КВ60 (т. 1, л. 113).
ООО "Карго Плюс" 29.08.2012 обратилось в управление с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, в соответствии с которым просило рассмотреть вопрос о замене рамы и кабины на автомобиле RENAUL RG04A136A на раму и кабину грузового автомобиля RENAULT MAGNUM 460, номер рамы VF617CKA000000253 (т. 1, л. 86).
Управление 05.09.2012 на основании экспертного заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства от 30.08.2012 N 1461/12 и заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства выдало свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА 488638 (т. 1, л. 87-89, 100).
По заявлению ООО "Карго Плюс" в регистрационные данные о транспортном средстве 06.09.2012 внесены изменения в связи с заменой номерного агрегата - рамы и кабины, выдано свидетельство о регистрации транспортного средства серия 60 ХУ N 274982. В соответствии с указанным свидетельством управлением зарегистрирован грузовой автомобиль RENAULT MAGNUM 460, идентификационный номер (VIN) VF617CKA000000253 (т. 1, л. 146).
В этот же день ООО "Карго Плюс" обратилось в управление с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, в соответствии с которым просило рассмотреть вопрос о замене двигателя на автомобиле RENAULT MAGNUM 460 и об установке бортового кузова (т. 1, л. 142).
Управлением 11.09.2012 на основании экспертного заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства от 06.09.2012 N 1492/12 и заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства выдало свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА 488666 (т. 1, л. 143, 144).
В регистрационные данные о транспортном средстве 12.09.2012 внесены изменения, выдан паспорт транспортного средства серии 60 НН 110409, по заявлению ООО "Карго Плюс" транспортное средство снято с регистрационного учета для продажи (т. 1, л. 11, 12).
Между ООО "Карго Плюс" и ООО "Европа Плюс" 13.09.2012 заключен договор купли-продажи грузового (бортового) автомобиля RENAULT MAGNUM 460, идентификационный номер (VIN) VF617CKA000000253, мощность двигателя 460 л.с. (т. 1, л. 13).
ООО "Европа Плюс" 18.09.2013 выдано свидетельство серии 60 ХУ 276487 о регистрации транспортного средства - грузового автомобиля RENAULT MAGNUM 460, государственный регистрационный знак М358КА60.
На основании заключения управления, утвержденного 12.08.2013,
свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА 488638 аннулировано как выданное в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" и приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору", МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области предписано аннулировать произведенные с транспортным средством RENAULT RG04A136A, (VIN) VF6RGO4A1REP57092, государственный регистрационный знак А518КВ60, регистрационные действия, связанные с изменением конструкции транспортного средства (т. 1, л. 118-120).
Письмом от 23.08.2013 ООО "Европа Плюс" извещено о том, что на основании заключения проверки, проведенной по факту законности внесения изменений в конструкцию транспортного средства RENAULT MAGNUM 460 государственный регистрационный знак М358КА60, регистрационные действия с указанным транспортным средством аннулированы (т. 1, л. 15).
Не согласившись с указанными действиями управления, ООО "Европа Плюс" обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными действий управления по аннулированию регистрации транспортного средства RENAULT MAGNUM 460 и обязании восстановить регистрационный учет.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и пунктам 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2008 за N 13051) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства (пункт 51 Правил регистрации).
В соответствии с пунктом 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент), настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Согласно пункту 5 Технического регламента свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 81 Технического регламента).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 16 к настоящему техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).
В пунктах 4-7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В соответствии с пунктом 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
Согласно пункту 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 Технического регламента определено, что "базовое транспортное средство" - транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно, сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, действовавшего в период проведения замены основных агрегатов спорного транспортного средства, допускалась замена кузова легкового автомобиля и автобуса, кабины грузового автомобиля, в том числе на другую модель (модификацию). При этом, такая замена расценивалась как внесение изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства, регистрационные действия производятся на основании свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, выданного Госавтоинспекцией.
В рассматриваемом случае замена рамы транспортного средства не может рассматриваться как изменение конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются такие конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Замена рамы (шасси) транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать автомобиль RENAULT RG04A136A, поскольку его идентификационный номер был утрачен в результате указанной операции. Как следует из диагностической карты от 05.09.2012 после переоборудования техническими специалистами указанное транспортное средство было идентифицировано как автомобиль RENAULT MAGNUM 460 с указанием соответствующего идентификационного номера VF617CKA000000253.
В свидетельствах о регистрации транспортного средства, выданных Госавтоинспекцией, после внесения указанных выше изменений, указывается на возможность идентификации автомобиля только по раме.
Таким образом, подразделением Госавтоинспекции при осуществлении регистрационных действий в связи с заменой рамы (шасси) фактически присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у управления отсутствовали основания для выдачи свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в связи с заменой рамы транспортного средства на основании представленных заявителем документов.
Поскольку соответствующие свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности по результатам проверки аннулированы и у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие соответствие автомобиля после замены рамы требованиям безопасности, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным и аннулирование регистрационных действий в отношении автомобиля RG04A136A, 1995 года выпуска, идентификационный номер (VIN) VF6RGO4A1REP57092, государственный регистрационный знак А518КВ60.
В силу пункта 51 Правил регистрации при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
В данном случае последовательной заменой основных агрегатов автомобиля RENAULT RG04A136A - рамы (шасси), кабины, двигателя, установки кузова, фактически создано новое транспортное средство автомобиль RENAULT MAGNUM 460, выпуск которого в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведенных положений норм действующего законодательства.
Следовательно, оснований для вывода о неправомерности аннулирования регистрации транспортного средства RENAULT MAGNUM 460 у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Апелляционная инстанция отмечает, что суд первой инстанции в резолютивной части решения указал на отказ обществу в удовлетворении требований о признании неправомерными действий управления по аннулированию регистрационных действий, связанных с внесением изменений в конструкцию транспортного средства RENAULT RG04A136A, государственный регистрационный знак А518КА60, тогда как общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительными действий управления по аннулированию регистрации транспортного средства RENAULT MAGNUM 460 и обязании восстановить регистрационный учет, что подтвердили в апелляционной инстанции представители общества и управления. При этом доводов, что данное обстоятельство нарушило их права не заявлено.
По мнению апелляционной инстанции, данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, поскольку заявленный обществом предмет рассмотрен судом первой инстанции по существу, что не оспаривают лица, участвующие в деле. Допущенная судом первой инстанции в резолютивной части решения описка не повлияла на результат рассмотрения дела, выводы, изложенные в оспариваемом решении суда, а также на права и законные интересы лиц, участвующих в деле.
С учетом изложенного, оснований для отмены оспариваемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 09 января 2014 года по делу N А52-2708/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европа плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2708/2013
Истец: ООО "Европа Плюс"
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области
Третье лицо: ООО "Карго Плюс", ГИБДД УМВД России по Псковской области, ООО "Европа Плюс"