г. Челябинск |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А76-25336/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2013 по делу N А76-25336/2013 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Ядрихинского Дмитрия Борисовича - Литуновская Татьяна Валерьевна (доверенность от 11.11.2013);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Шишкина Ирина Валерьевна (доверенность от 17.01.2014 N 76).
Индивидуальный предприниматель Ядрихинский Дмитрий Борисович (далее - заявитель, предприниматель ИП Ядрихинский Д.Б.) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды N 725 от 06.11.2012 лесного участка с кадастровым номером 74:19:11070001:2371, выраженного в сообщении об отказе от 04.10.2013 N 11/029/2013-501; возложении обязанности осуществить государственную регистрацию договора аренды N 725 от 06.11.2012 лесного участка с кадастровым номером 74:19:11070001:2371.
Определением Арбитражного суда Челябинской области суда от 26.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление лесами Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2013 (резолютивная часть оглашена 17.02.2013) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ в государственной регистрации договора аренды N 725 от 06.11.2012 лесного участка с кадастровым номером 74:19:11070001:2371, выраженного в сообщении об отказе от 04.10.2013 N 11/029/2013-501 и обязал Управление Росреестра произвести государственную регистрацию названного договора в 30-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление Росреестра (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о достаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что предоставленный по договору аренды N 725 от 06.11.2012 лесной участок является частью земельного участка с условным номером 74-74-19/060/2009-382, права на который зарегистрированы за Российской Федерацией. Вместе с тем, из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 74:19:11070001:2371, следует, что его предыдущим номером являлся номер 74:19:0000000:580. В отсутствие данных государственного кадастра недвижимости, указывает на невозможность сопоставления названных сведений и исключает обоснованность ссылки суда первой инстанции на идентификацию земельного участка путем определения местоположения относительно земельного участка с условным номером 74-74-19/060/2009-382. Тем более, что в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 74:19:11070001:2371 было отказано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился.
С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представителем подателя апелляционной жалобы были поддержаны изложенные в ней доводы. Представителем заявителя заявлены возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.01.2010 на основании пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации была произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда - ведение лесного хозяйства, площадью 124722103 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, Кременкульское участковое лесничество ОГУ "Шершневское лесничество", кварталы 1-38, 41-44, 45 (выделы: 1-27, часть 28, часть 29, 30, часть 31, часть 32, 33-38, часть 39, 40-52), 46, 47 (выделы: 1-11, часть 12, 13-30), 48, 49 (выделы:1-29, часть 30, 31-34), 51 (выделы: 1-5, часть 6, 7-21), 52-58, 62-73, 74 (выделы: 1-36, 38-40), 75 (выделы: 1-38, часть 39, 40, 41), 76 (выделы: 1-17, 19-21, 26-35), 77, 78 (выделы: 1, 2, 4-7), 79-95, 96 (выделы: 2, 3, 9-29), 97, 98, 99 (выделы: 1-12, часть 13, 17-26, часть 27, 28-34), часть 100 (выделы: 1,2, часть 3, 4, часть 5, 6, 7, 11, 12, 14-24, часть 25, 26-28, часть 29, 30), 101-109 (свидетельство о государственной регистрации от 05.10.2010 N 74АГ076581, л.д. 26).
По результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 17.10.2012 (протокол аукциона N 5, л.д. 23), между индивидуальным предпринимателем Ядрихинским Дмитрием Борисовичем и Главным управлением лесами Челябинской области 06 ноября 2012 года заключен договор аренды лесного участка N 725 (л.д. 10-14).
Согласно пункту 1.2 договора аренды, лесной участок, передаваемый в аренду, относится к землям лесного фонда и имеет следующие характеристики: целевое назначение - защитные леса, категория защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - лесопарковые зоны; собственность Российской федерации; кадастровый номер участка 74:19:1107001:2371; местоположение участка: Челябинская область, Сосновский район, Шершневское лесничество, Кременкульское участковое лесничество, квартал 105, часть выдел 18; общая площадь лесного участка - 0,5 га.
В пункте 1.3 договора указано, что лесной участок передается для осуществления рекреационной деятельности.
Приложением к названному договору являются: приложение N 1 "Схема расположения и границы лесного участка", в котором указаны геоданные границ участка; приложение N 2 "Характеристика лесного участка", в котором указаны площади покрытия лесной растительностью, характеристика насаждений, таксационные показатели; приложение N 3 "Объем (размер) использования лесов на арендуемой участке"; приложение N 4 "Объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке"; приложение N 5 "Акт приема-передачи лесного участка в аренду"; приложение N б "Расчет арендной платы за использование лесного участка для рекреационной деятельности на 2012 г."; приложение N 7 "Сроки внесения арендной платы" (л.д. 15-22).
13.07.2013 в Управление обратился Ядрихинский Дмитрий Борисович с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка с кадастровым номером 74:19:1107001:2371 площадью 5000 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район ОГУ "Шершневское лесничество", Кременкульское участковое лесничество, квартал 105, часть выдела 18 (л.д. 64 оборот, 71 оборот).
На государственную регистрацию договора аренды от 06.11.2012 N 725 лесного участка были предоставлены следующие документы: заявление стороны договора о государственной регистрации договора аренды лесного участка; подлинники договора аренды лесного участка, заключаемого в простой письменной форме; протокол результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды; кадастровый план лесного участка; платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию договора аренды (л.д. 64, 71). 16.07.2013 дополнительно было представлено согласие супруги от 15.07.2013 на заключение сделки.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в связи с чем, государственная регистрация была приостановлена на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), о чем заявителю было сообщено уведомлением от 19.07.2013 N 19/029/2013-501. Заявителю было предложено устранить выявленные препятствия в государственной регистрации (л.д. 60, 73).
04.10.2013 Управлением Росреестра было принято решение об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка с кадастровым номером 74:19:1107001:2371 на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (л.д. 9, 82).
Управлением указано, что в договоре аренды не изложены данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду, поскольку в пункте 1.2. договора аренды лесного участка указано, что предметом договора является лесной участок с кадастровым номером 74:19:1107001:2371, который представляет собой часть лесного участка с условным номером 74-74-19/060/2009-382. Согласно пункту 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Однако, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведения о регистрации прав на лесной участок с кадастровым номером 74:19:1107001:2371 отсутствуют. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости предыдущим для вышеуказанного земельного участка является кадастровый номер 74:19:0000000:580, записи о регистрации прав на который в ЕГРП также не имеется.
Не согласившись с указанным отказом, предприниматель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
При рассмотрении спора, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для отказа в государственной регистрации по доводам, изложенным регистрационным органом, не имелось, так как заявителем для государственной регистрации сделки были предоставлены все необходимые документы, договор аренды лесного участка по содержанию соответствует требованиям лесного и гражданского законодательства, в том числе в части идентификации лесного участка. Сделав вывод о том, что земельный участок, являющийся предметом договора, является частью земельного участка с условным номером 74-74-19/060/2009-382, права на который зарегистрированы за Российской Федерацией на основании сопоставления схемы расположения лесного участка и нумерации квартала и выдела, в котором расположен предоставленный в аренду участок, суд удовлетворил требования заявителя.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
В соответствии со статьями 131, 164, пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 26 Закона о государственной регистрации, договор аренды земельного участка, заключенный сроком не менее одного года, подлежит государственной регистрации.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав).
По смыслу статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения его несоответствия закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию.
В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации прав, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Как следует из абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При этом, в силу пункта 1.2 указанной статьи Закона о государственной регистрации прав, не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован нормами статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются, соответственно, по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно пункту 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действиями, подтверждающими существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком недвижимом имуществе.
Пунктом 1 статьи 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
Исходя из пункта 2, 3 статьи 26 Закона о государственной регистрации прав, если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
В рассматриваемом случае предоставленный в аренду лесной участок получил индивидуализацию при постановке на кадастровый учет и присвоении кадастрового номера - 74:19:1107001:2371; имеет свое определённое местоположение: Челябинская область, Сосновский район, Шершневское лесничество, Кременкульское участковое лесничество, квартал 105, часть выдел 18 и общую площадь - 0,5 га. Названное исключает несоответствие договора аренды требованиям пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации об определении предоставленного в аренду имущества и приведенные в обжалуемом отказе основание о незаключенности договора аренды лесного участка N 725 от 06.11.2012.
Исследовав совокупность имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанный лесной участок входит в состав принадлежащего на праве собственности Российской Федерации участка лесного фонда с условным номером 74-74-19/060/2009-382.
Доводы апеллянта о невозможности сопоставления названных сведений в отсутствие данных государственного кадастра недвижимости относительно земельного участка с условным номером 74-74-19/060/2009-382, с учетом того, что предыдущим кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 74:19:11070001:2371 являлся номер 74:19:0000000:580, права на которые не зарегистрированы, подлежат отклонению.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых, указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Закона, сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено названным Законом на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с этим же Законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 названного закона, одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Из материалов дела усматривается, что права Российской Федерации зарегистрированы на земельный участок с условным номером 74-74-19/060/2009-382, категория земель: земли лесного фонда - ведение лесного хозяйства, площадью 124722103 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, Кременкульское участковое лесничество ОГУ "Шершневское лесничество", кварталы 1-38, 41-44, 45 (выделы: 1-27, часть 28, часть 29, 30, часть 31, часть 32, 33-38, часть 39, 40-52), 46, 47 (выделы: 1-11, часть 12, 13-30), 48, 49 (выделы:1-29, часть 30, 31-34), 51 (выделы: 1-5, часть 6, 7-21), 52-58, 62-73, 74 (выделы: 1-36, 38-40), 75 (выделы: 1-38, часть 39, 40, 41), 76 (выделы: 1-17, 19-21, 26-35), 77, 78 (выделы: 1, 2, 4-7), 79-95, 96 (выделы: 2, 3, 9-29), 97, 98, 99 (выделы: 1-12, часть 13, 17-26, часть 27, 28-34), часть 100 (выделы: 1,2, часть 3, 4, часть 5, 6, 7, 11, 12, 14-24, часть 25, 26-28, часть 29, 30), 101-109.
Предоставленный в аренду предпринимателю участок 0,5 га представляет собой часть выдела 18 в квартале 105, Кременкульского участкового лесничество Шершневского лесничества, поэтому является частью земельного участка с условным номером 74-74-19/060/2009-382. Тот же вывод следует из приложений к договору в виде схемы расположения, границ и характеристик земельного участка.
При таких обстоятельствах, само по себе обстоятельство образования земельного участка с кадастровым номером 74:19:11070001:2371 из земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:580, не исключает принадлежность предоставленного в аренду предпринимателю земельного участка к собственности Российской Федерации.
С учетом названного, а также индивидуализации земельного участка присвоением кадастрового номера 74:19:11070001:2371, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, распределение и взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2013 по делу N А76-25336/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25336/2013
Истец: Ядрихинский Дмитрий Борисович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ