г. Томск |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А27-17548/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Кривошеиной С.В., Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя Чевтайкиной Н.А. по доверенности от 11.12.2013 (по 02.12.2016)
от заинтересованного лица без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 07 февраля 2014 года по делу N А27-17548/2013 (судья Конарева И.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (город Кемерово, ОГРН 1034205040935 ИНН 4205049090) к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18), (город Кемерово, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857)
о признании недействительным решения N 192 н/с от 07.11.2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - Фонд, филиал N 18 ГУ-КРОФСС РФ, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения N 192н/с от 07.11.2013 г. о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07 февраля 2014 года требование заявителя удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт по следующим основаниям:
- поскольку материальная помощь (на приобретение медикаментов, на оперативное лечение, в связи с вступлением в брак, на подготовку ребенка в школу) оказанная работникам, производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами;
- оплата работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами подлежит обложению страховыми взносами;
- оплата работникам по уходу за ребенком до трех лет сверх установленного размера подлежит обложению страховыми взносами;
- уплаченные организацией суммы процентов по аннуитентным платежам по договору займа работников не указаны в Перечне N 765, поэтому должны облагаться страховыми взносами;
- выплаты работнику стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно являются объектом возмещения, поскольку не поименовано в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ)".
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. В порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Фонда.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в отношении страхователя ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" по месту нахождения обособленного подразделения "Автотранс" по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2010-2012 гг. Фондом проведена выездная проверка.
По результатам проверки составлен акт выездной документальной проверки от 24.09.2013 г. N 18000191н/с с указанием на выявленные нарушения.
На основании акта проверки Фондом 07.11.2013 г. принято решение N 192н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данным решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ в размере 2 408,11 рублей, а также предложено уплатить недоимку в сумме 12 040,53 рубля, пени в сумме 1 990,80 рублей. Предложено также отразить в бухгалтерском учете и отчетности по средствам Фонда недоимку по страховым взносам.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных Обществом требований по вопросам исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащих зачислению в ФСС.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В силу положений статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанных правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Как следует из текста оспариваемого решения, основанием к его вынесению послужило, в том числе то, что обществом в облагаемую базу необоснованно не включены выплаты материальной помощи, оказанной работникам в связи с бракосочетанием, на лечение, приобретение медикаментов, на подготовку ребенка к школе в 2010 г. в сумме 150 556,40 рублей. Доначислено страховых взносов 301,11 рублей.
Фонд считает, что заявителем нарушены пункт 15 главы 4 "Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), пункты 3,4 "Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила N184) и пункты 7, 8 "Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ", утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень N 765).
Вместе с тем, согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию; страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу пунктов 3 которых, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
В соответствии с пунктом 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, исходя из содержания статьи 129 ТК РФ, определяющей понятие оплаты труда, принимая во внимание изложенные нормы, основанием для исчисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат, а не любые доходы, полученные работником.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, материальная помощь работнику по своему существу не является оплатой труда, не связана с выполнением трудовой функции, не связана с системой платы труда в зависимости от стажа, должностного оклада, квалификации, качества или количества выполняемой работы и иных составляющих, не зависит от трудового результата.
В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Положениями статьи 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, заработная плата работнику устанавливается за выполнение им определенной трудовой функции, которая предусмотрена системой оплаты труда организации, то есть имеется признак систематической выплаты.
В данном случае выплаты материальной помощи работникам в связи с бракосочетанием, на лечение не входят в состав заработной платы, не связаны с выполнением трудовых обязанностей, не носят компенсационного или стимулирующего характера, носят единовременный характер, в связи с чем на них не подлежат начислению страховые взносы. Иное Фондом не доказано.
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между обществом и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, начисленные данным физическим лицам, по существу, представляют собой оплату труда.
Объект обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен в Федеральном законе 125-ФЗ. При этом Федеральный закон N 125-ФЗ не указывает, что в объект обложения страховыми взносами включаются любые выплаты в пользу физического лица, за исключением тех, что указаны в Перечне выплат N765, а ограничивает объект обложения страховыми взносами только выплатами по оплате труда. Перечень выплат N765 устанавливал исключение не из любых выплат, полученных работником, а только из выплат, начисленных работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей.
Таким образом, в объект обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включаются не любые выплаты работодателя в пользу его работников, а исключительные выплаты, начисленные работникам за их труд. Независимо от наличия или отсутствия таких выплат в перечне, установленном постановлением Правительства РФ, на них не могли быть начислены страховые взносы.
Довод Фонда о том, что поскольку указанная материальная помощь производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку то обстоятельство, что указанные выплаты не вошли в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, не является основанием для начисления страховых взносов, так как указанный Перечень, как правомерно указал суд первой инстанции, подлежит применению в совокупности с перечисленными выше нормативными актами, в соответствии с которыми объектом для начисления страховых взносов являются выплаты, связанные с оплатой труда.
В данном случае независимо от наличия или отсутствия данных выплат в Перечне, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации, на них не могут быть начислены страховые взносы.
Как следует из материалов дела, Фонд считает, что страховые взносы не начисляются на компенсацию, выплачиваемую работнику (одному из родителей, родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком), находящемуся в соответствии с законодательством РФ в отпуске по уходу за ребенком, только в том случае, если данные выплаты не превышают размер, установленный законодательством РФ.
Так, в решении N 192н/с указано, что на общую сумму 199 364,52 руб. ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, произведенные за счет средств работодателя, сверх размера, установленного законодательством РФ, в 2010 занижена облагаемая база. Доначислено страховых взносов в сумме 398,73 рубля.
Вместе с тем, Фондом не учтены положения ст. 256 Трудового кодекса, п. 4, п. 5 Правил, в силу которых выплаты, производимые женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком трехлетнего возраста являются компенсационными выплатами, выплачиваемыми работникам, находящимся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком, и подпадают под пункт 5 Перечня выплат, на которые не предусмотрено начисление страховых взносов.
При этом Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 не содержит каких-либо ограничений по размеру компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.
В указанной части позиция апеллянта не состоятельна.
Как следует из материалов дела, Фонд в оспариваемом решении указывает, что страхователем в 2010 году не начислены страховые взносы на компенсацию процентов по аннуитентным платежам и занижена облагаемая база на сумму 754 376,44 рубля. Доначислено страховых взносов в сумме 1508,75 рублей.
Фондом указывается, что поскольку выплаты компенсаций по аннуитентным платежам по договорам займа работников не указаны в Перечне выплат N 765, поэтому они не освобождены от страховых взносов.
Как следует из материалов дела, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" с работниками заключались договоры о субсидировании части аннуитетного платежа работника по договору ипотечного займа, соответствии с которыми, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" за счет своих средств погашало за работников (нуждающихся в улучшении жилищных условия) 50% процентов по кредитному жилищному договору.
В соответствии с кредитным договором (ипотечный жилищный кредит), физическое лицо осуществляет аннуитетные ежемесячные платежи, которые включают полный платеж по процентам, начисляемый на остаток основного долга, и платеж в счет части самого кредита.
Компенсация части аннуитентых платежей по своему существу не является оплатой труда, не является платой за произведенных работником трудовые затраты, никаким образом не связана с выполнением работником трудовой функции. Указанные выплаты не являются частью заработной платы, не зависят от количества, качества или условий выполнения трудовых обязанностей, не носят компенсационного или стимулирующего характера, связанного с выполняемой работой сотрудниками, в пользу которых производились данные выплаты.
Кроме того, данные выплаты были произведены заявителем из нераспределенной чистой прибыли организации, не являлись выплатами, входящими в фонд оплаты труда, указанные выплаты, связаны с определенным событием и носят временный характер на период выплат аннуитетных платежей, тогда как Фондом не подтверждено документально, что выплаты работникам на компенсацию части аннуитетных платежей выплачивались из фонда заработной платы, связаны непосредственно с выполнением работниками трудовых обязанностей, носят поощрительный или компенсационный характер именно за труд работника.
Доводы подателя жалобы о том, что уплаченные организацией суммы процентов по аннуитентным платежам по договору займа работников не указаны в Перечне N 765, поэтому должны облагаться страховыми взносами не принимаются судебной коллегией, поскольку, как ранее изложено, объектом обложения страховыми взносами являются выплаты начисленные работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, решением установлено, что страхователем не начислены взносы на сумму социальных пособий исчисленных и выплаченных с нарушением установленных норм законодательства Российской Федерации: - в 2010 г. на сумму 418,65 рублей, из них расходы в сумме 418, 65 рублей не приняты к зачету в акте проверки N 18000191 от 24.09.2013 г. Дополнительно начислено страховых взносов в сумме 0,84 рубля; - в 2011-2012г.г. на сумму 2523,05 рублей, из них расходы в сумме 2097,73 рубля не приняты к зачету по акту проверки N 18000191 от 24.09.2013 г, пособие за первые два дня временной нетрудоспособности за счет предприятия в сумме 425,32 рубля. Дополнительно начислено страховых взносов 5,05 рублей.
Начисление страховых взносов в 2010 год на данные выплаты обосновано Фондом со ссылкой на нормы Перечня выплат N 765, подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и Правил N 184.
Нарушение правил начисления выплат в период 2011-2012 годах мотивировано Фондом нарушением подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, пункта 3 Правил 184 и пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Вместе с тем, в решение N 192н/с не указано конкретно, что за пособия представляют собой указанные суммы, выплаченные заявителем.
По мнению Фонда, в соответствии подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации. При этом, Фонд не отрицает, что указанные выплаты представляют собой суммы социальных пособий, в том числе пособие за первые два дня временной нетрудоспособности за счет предприятия в сумме 425,32 рубля.
Указанные выводы Фонда о занижении облагаемой базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев не производстве и профессиональных заболеваний на суммы социальных пособий в размере 418,65 рублей за 2010 и в размере 2523,05 рублей за 2011-2012 правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными на основании следующего.
Как следует из пункта 15 Положения N 101, страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.
В редакции пунктов 3 - 5 Правил N 184, действующей до 01.01.2011 установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 184 страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов
Пунктом 5 Правил N 184 предусмотрено, что страхователи, выплачивающие в соответствии с пунктом 9 Правил N 184 застрахованным обеспечение по страхованию, перечисляют страховщику сумму, равную разнице между начисленными страховыми взносами и суммой расходов на выплату указанного обеспечения. Страхователи, не выплачивающие застрахованным обеспечение по страхованию, перечисляют страховщику всю сумму начисленных страховых взносов.
Согласно пункту 2 Перечня N 765, действовавшего до внесения изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, не начислялись страховые взносы на государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение, пенсии, доплаты к пенсиям и иные социальные выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней.
Как правильно указал суд первой инстанции, после внесения изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ порядок определения базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами по указанному виду социального страхования, установлены статьями 20.1 и 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Оценив изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что законодательством прямо определено, что пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Из решения N 192н/с следует, что в данном случае речь идет о социальных пособиях по временной нетрудоспособности, выплаченных названным работникам на основании представленных ими листков нетрудоспособности, в том числе в 2011-2012 года за счет средств предприятия в сумме 425,32 рубля за первые два дня временной нетрудоспособности за счет предприятия, следовательно, оплата социальных пособий в виде пособия за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств предприятия не подлежит включению в облагаемую базу, поскольку указанные выплаты также являются пособиями, вне зависимости от источника выплат: средств Фонда или средств организации.
Как следует из материалов дела, о том, что социальные пособия в 418,65 рублей за 2010 и в сумме 2523,05 рублей за 2011-2012 являются расходами, выплаченными в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и не приняты к зачету по указанному виду социального обеспечения вывода из решения N 192н/с не следует, из решения можно сделать только вывод, что указанные социальные пособия являются пособиями по временной нетрудоспособности.
Вместе с тем, часть 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ указывает, что объектом обложения соответствующими страховыми взносами для их плательщиков признаются начисляемые ими в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
В соответствии со статьей 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В статье 3 Федерального закона N 255-ФЗ определено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Согласно статье 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, расходы, понесенные организацией в счет начисленных страховых взносов и непринятые к учету, являются неуплаченными страховыми взносами, на которые не подлежат начислению какие-либо дополнительные взносы.
В связи с чем, возложение на общество обязанности по уплате страховых взносов не соответствует указанным выше нормам права, так как базой для исчисления указанной суммы явились непринятые страховщиком к зачету расходы, что не предусмотрено статьей 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ; в случае выплаты социального пособия с нарушением законодательства, в том числе по неправильно оформленным документам, страхователь несет риск выплат таких пособий за свой счет, а не за счет страховых взносов, и риск возврата выплаченных сумм за счет страховых взносов в бюджет Фонда. Но и в этом случае, статус таких выплат как социальных пособий не утрачивается.
Как следует из материалов дела, в решении Фонд указывает, что страхователем в 2011-2012 году не начислены страховые взносы на суммы среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни для ухода за детьми - инвалидами на сумму 125734,24 рубля. Сумма страховых взносов составит 251,47 рублей.
Фондом указывается, что заявителем нарушены пункты 15 главы 4 Положения N 101, статья 20 Федерального закона N 165-ФЗ, пункт 3 Правил N 184, пункты 1.2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, поскольку данные выплаты не поименованы в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, то на них подлежали начислению страховые взносы.
В апелляционной жалобе Фонд также указывает, что оплата работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами подлежит обложению страховыми взносами. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такой позицией апеллянта при этом указывает следующее.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Как ранее изложено, согласно статье 129 ТК РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 262 ТК одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, который определяется по месту работы.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 08.06.2010 г. N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
При этом оплата выходного дня производится за счет средств ФСС РФ (п. 10 Постановления Минтруда РФ N 26, ФСС РФ N 34 от 04.04.2000 г. "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами", п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации").
Аналогичное требование содержит Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ, согласно ч. 17 ст. 37 которого с 01.01.2010 г. финансовое обеспечение на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.
Высший Арбитражный суд РФ в Определении от 25.02.2013 г. N ВАС-1344/13 по делу N А05-5260/2012 указал, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Вывод суда о том, что выплата, произведенная Обществом работникам в виде среднего заработка за дни, занятые уходом за детьми-инвалидами, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа, является правомерным.
В указанной части доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права и противоречат изложенным выводам.
Доводы подателя жалобы о том, что выплаты работнику стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно являются объектом возмещения, поскольку не поименовано в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии с абзацем 1 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
При этом в абзаце 7 указанной статьи говорится о том, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
Пункт 3 Постановления ВС РФ от 19.02.1993 N 4521-1 о введении в действие указанного Закона устанавливает, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Как следует из Постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 01.08.1989 N 601 с 01.08.1989 на предприятиях, в организациях и учреждениях всех отраслей народного хозяйства, расположенных в Кемеровской области, введены единые размеры районных коэффициентов в размере 1,3 к заработной плате рабочих и служащих, для которых эти коэффициенты были установлены в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 8 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Из содержания приведенных норм следует, что действующее законодательство Российской Федерации предусматривает возможность установления дополнительных льгот и компенсаций лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, средств работодателей; государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом N 4520-1, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и на территорию Кемеровской области; указанные выше нормы Закона N 125-ФЗ прямо называет коллективный договор в качестве источника правовых норм, в котором могут быть закреплены соответствующие льготы и компенсации.
С учетом изложенного, решение ГУ - КРО ФСС РФ N 192 н/с от 07.11.2013 года правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают по существу правильное решение суда первой инстанции и не могут являться основанием для его отмены.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07 февраля 2014 года по делу N А27-17548/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17548/2013
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18