г. Санкт-Петербург |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А26-7951/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: представителя Филимонова К.П. (доверенность от 02.12.2013)
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5448/2014) администрации Костомукшского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.01.2014 по делу N А26-7951/2013 (судья Погорелов В.А.), принятое
по иску Открытого акционерного общества "Карельский окатыш"
к администрации Костомукшского городского округа
о признании недействительной односторонней сделки по изменению условий договора
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - общество, ОАО "Карельский окатыш", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Костомукшского городского округа (далее - администрация, ответчик) о признании изменяющей условия договора аренды земельного участка от 14.12.2011 N 91/8 односторонней сделки (уведомления от 18.09.2013 N 1) недействительной.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 21.01.2014 исковые требования удовлетворены. Суд признал одностороннюю сделку, совершенную администрацией - уведомление от 18.09.2013 N 1, изменяющую условия договора аренды от 14.12.2011 N 91/8, недействительной. С администрации в пользу ОАО "Карельский окатыш" взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по госпошлине.
Администрация обжаловала решение в апелляционном порядке, просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация указала, что установление годового размера арендной платы за земельный участок в пределах двух процентов кадастровой стоимости согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) применяется только в отношении земельных участков, на которых расположены линейные объекты. Принимая решение, суд первой инстанции не учел, что на земельном участке расположены объекты промышленно-хозяйственного назначения, участвующие в процессе добычи и разработки полезных ископаемых. Установление годового размера арендной платы в пределах двух процентов его кадастровой стоимости, по мнению администрации, не соответствует положениям Закона N 137-ФЗ и Закона Республики Карелия от 10.06.2013 N1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия" (далее - Закон N 1712-ЗРК).
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая, что общество относится к субъектам, на которые распространяется действие правил, установленных пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, в части ограничения размера арендной платы в пределах 2% от кадастровой стоимости вне зависимости от категории земель, вида разрешенного использования земельного участка и того, какие объекты расположены на нем.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Администрация направила в апелляционный суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие её представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 10:04:0026509:153 принадлежал истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ с целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования между истцом (арендатором) и ответчиком (арендодателем) был заключен договор аренды земельного участка от 14.12.2011 N 91/8. Факт передачи ответчиком земельного участка истцу подтверждается подписанным представителями сторон актом приема-передачи земельного участка от 21.12.2011. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Администрация уведомлением от 18.09.2013 N 1 известила общество об увеличении размера арендной платы до 74 269 796 руб. 44 коп. в месяц. Согласно приложению N1 к уведомлению ставка арендной платы применена в размере 30% от кадастровой стоимости земельного участка.
Полагая, что данное уведомление противоречит требованиям действующего законодательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что к данным правоотношениям подлежали применению положения пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, мотивируя тем, что положения Закона N1712-ЗРК не устанавливают размер арендных платежей за пользование земельными участками, относительно которых были переоформлены права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
В результате исследования представленных в дело доказательств суд первой инстанции установил, что договор заключен сторонами в связи с переоформлением обществом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Законом N 137-ФЗ (статьей 3) предусмотрена обязанность юридических лиц, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи (абзацы 2 и 3 пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ).
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка (абзац 4 пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
С учетом приведенных обстоятельств, правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 N 15575/10, общество следует отнести к субъектам, указанным в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, поэтому к правоотношениям сторон, связанным с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, применимы установленные законом ограничения размера арендной платы (2% от кадастровой стоимости земельного участка, не относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, а также землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте).
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правительством Российской Федерации во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила). К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на этих принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Пунктом 8 Правил установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 Правил, не проводится (пункт 9 Правил).
Таким образом, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, подлежащими применению нормами действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое уведомление от 18.09.2013 N 1, изменяющее условия договора аренды земельного участка от 14.12.2011 N 91/8, недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта. При указанных обстоятельствах оснований к отмене законного и обоснованного решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21 января 2014 года по делу N А26-7951/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7951/2013
Истец: ОАО "Карельский окатыш"
Ответчик: Администрация Костомукшского городского округа