г. Самара |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А55-22693/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Семушкина В.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области - Вищуновой И.Н.(доверенность от 09.01.2013 N 3),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Эколайн" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 апреля 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 марта 2014 года по делу N А55-22693/2013 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эколайн" (ОГРН 1046301043964, ИНН 6323077548), Самарская область, г. Тольятти,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (ОГРН 1046300456058, ИНН 6316050376), Самарская область, г. Тольятти,
третье лицо: Самарская межрайонная природоохранная прокуратура, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 24 сентября 2013 года N 403,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эколайн" (далее - общество, ООО "Эколайн") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановление от 24.09.2013 N 403 о назначении административного наказания, принятого Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (далее - административный орган, Росприроднадзор ) (т.1 л.д. 2-6).
Определением суда от 22.11.2013 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Самарская межрайонная природоохранная прокуратура (т.1 л.д.55-56).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.03.2014 по делу N А55-22693/2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление от 24.09.2013 N 403 "О назначении административного наказания", принятое Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием ООО "Эколайн" (т.1 л.д.243-247).
В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д. 3-6).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Прокуратура отзыв на апелляционную жалобу не представила.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя общества и прокуратуры, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя административного органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Эколайн" является организацией осуществляющей с июля месяца 2006 года по настоящее время прием коммунальных отходов от организаций г. Тольятти Ставропольского района Самарской области для размещения.
Основными видами деятельности ООО "Эколайн" с учетом лицензии от 16.05.2012 N 63-00137, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, является деятельность по сбору отходов 1 - 4 классов опасности, использованию отходов 4 класса опасности, обезвреживанию 4 класса и размещению отходов 3 класса опасности.
Полигон ТБО "Тимофеевский" ООО "Эколайн" расположен на земельном участке, находящихся в собственности организации по адресу: Самарская область, Ставропольский район, городской округ Тольятти, 1,5 км от села Тимофеевка. Полигон занимает площадь 128 395 м(2), вместимость полигона - 5 193,72 тыс. кв. м отходов.
В ООО "Эколайн" имеются ответственные за работу с отходами лица, имеющие Свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами, назначенные приказом от 01.12.2009 N 78, изданным генеральным директором - Лазуткиным А.Н., а также - разработанные Должностные инструкции сотрудников экологической службы (эколога) и Инструкции по безопасному обращению с отходами.
Самарской Межрайонной природоохранной прокуратуры в присутствии законного представителя ООО "Эколайн" проведена проверка полигона твердых бытовых отходов "Тимофеевский ООО "Эколайн", расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, 1,5 км от села Тимофеевка Ставропольского района, в ходе которой установлено, что учет в области обращения с отходами за 2012 год, за 2013 год ведется по форме, предусмотренной приказом от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" с нарушением пункта 8 приказа, а именно:
- на листах Таблиц данных учета за 2012 год отсутствует нумерация в верхнем правом углу;
- листы Таблиц данных учета за 2013 год не заверены подписью лица, ответственного за учет и оттиском круглой печати юридического лица;
- в Таблицах данных учета за 2012 года и за 2013 год не отражены данные учета принятых отходов от других индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
- не представлена Таблица данных учета в соответствии с Приложением N 2 к Порядку учета в области обращения с отходами от 01.09.2011 N 721.
15.08.2013 Самарской Межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено постановление N 01-13-86-2013 о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ООО "Эколайн по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)(л.д. 29-30).
Постановление для рассмотрения по существу направлено в Росприроднадзор.
Рассмотрев материалы дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области 24.09.2013 в присутствии представителя ООО "Эколайн - Титова Д.А. (доверенность от 01.12.2012) принято постановление N 403 о назначении административного наказания, согласно которому ООО "Эколайн" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за совершение которого установлена статьей 8.2 КоАП РФ и наложен административный штраф в размере 110 000 руб. 00 коп. (л.д. 7-9, 41-43).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "Эколайн" в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду) относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 39 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 9 Закона об отходах производства и потребления, лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно статье 12 Закона об отходах производства и потребления, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В целях реализации пункта 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления, Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.
Данный Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах (пункт 1).
Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов 1 - 5 класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (пункты 4, 5).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 26 Закона об отходах производства и потребления, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (пункт 1).
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (пункт 2).
В соответствии со статьей 67 Закона об охране окружающей среды, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а так же в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1).
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а так же результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора (пункт 2).
Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов регламентированы Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
Согласно пункту 8 указанного Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721, лист (листы) таблицы данных учета заверяется подписью лица, ответственного за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и оттиском круглой печати индивидуального предпринимателя или юридического лица, в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.
Каждый из листов нумеруется в верхнем правом углу арабской цифрой, нумерация листов при этом сохраняется сквозной в течение всего квартала. Один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа.
В случае наличия у юридического лица и индивидуального предпринимателя по итогам календарного месяца значительного количества учетных листов (более 100 листов) допускается их брошюрование в несколько книг, при этом каждой книге присваивается порядковый номер, нумерация листов сохраняется сквозной в течение месяца.
Все листы, включая титульный, прошиваются и на последней странице скрепляются оттиском круглой печати и подписью индивидуального предпринимателя (руководителя юридического лица), в результате деятельности которого образуются отходы и/или который осуществляет деятельность в области обращения с отходами и подписью лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 000 руб. 00 коп. до 200 000 руб. 00 коп. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, охраняемые от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а так же в области обеспечения экологической безопасности населения и территории.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 12.07.2011 N 709/11, от 02.10.2012 N 4973/12.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт нарушения ООО "Эколайн" указанных норм подтвержден материалами дела, установлен судом первой инстанции и не оспаривается заявителем по существу, в связи с чем, в действиях общества имеется событие правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Суд первой инстанции правомерно совершенное обществом правонарушение признал малозначительным, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О нормы статей КоАП РФ не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд первой инстанции указывает, что является необоснованной мера наказания, примененная административным органом к заявителю за совершенное им правонарушение, данная мера наказания будет носить неоправданно карательный характер.
Из оспариваемого постановления следует, что отягчающих и смягчающих обстоятельств не установлено, кроме того, заявителем в материалы дела представлены доказательства устранения выявленных нарушений.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае штрафа в сумме 110 000 руб. с учетом того, что правонарушение не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло негативных последствий, имеет неоправданно карательный характер.
В данном случае, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения оно не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, и квалифицировал правонарушение в качестве малозначительного.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил обществу заявленные требования, признал совершенное правонарушение малозначительным, а постановление административного органа признал незаконным и отменил.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 марта 2014 года по делу N А55-22693/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22693/2013
Истец: ООО "Эколайн"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области
Третье лицо: Самарская межрайонная природоохранная прокуратура