г. Челябинск |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А47-3967/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазодобывающее предприятие "ЮжУралнефть" Крючкова Владимира Яковлевича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 декабря 2013 года по делу N А47-3967/2013 (судья Карев А.Ю.).
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазодобывающее предприятие "ЮжУралнефть" Крючков Владимир Яковлевич (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга) о признании недействительным решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) N 13443 от 28.02.2013 по налогу КБК 182 1 02 02010 06 2000 160 в сумме 1446,55 руб. (с учетом уточнения заявленных требований, т. 1, л.д. 40).
Определением от 18.07.2013 (т. 1, л.д. 46, 47) арбитражный суд первой инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам административного судопроизводства.
Определением от 08.10.2013 (т. 1, л.д. 101) арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве соответчика государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее - УПФР в г. Оренбурге).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2013 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, допущено неправильное применение норм материального права, а, у налогового органа наличествует обязанность по возврату суммы переплаты по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтегазодобывающее предприятие "ЮжУралнефть" (далее - ООО "НГДП "ЮжУралнефть") признано несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.07.2011 по делу N А47-9326/2010, конкурсным управляющим ООО "НГДП "ЮжУралнефть" быд утвержден Садыков А.А. (т. 1, л.д. 14 - 18); определением от 30.01.2013 конкурсным управляющим ООО "НГДП "ЮжУралнефть" утвержден Крючков Владимир Яковлевич.
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтегазодобывающее предприятие "ЮжУралнефть", в лице конкурсного управляющего Садыкова А.А. обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга о признании недействительным решения N 11267 от 29.03.2012 об отказе в осуществлении зачета (возврата), обязании налоговый орган вернуть суммы переплат по обязательным платежам.
Арбитражным судом Оренбургской области данное заявление было принято к производству, и возбуждено дело N А47-8604/2012.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2012 по делу N А47-8604/2012 (т. 1, л.д. 24 - 32) (с учетом определения от 28.01.2013 об исправлении арифметической ошибки, т. 1, л.д. 22, 23) требования общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазодобывающее предприятие "ЮжУралнефть" удовлетворены частично: признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга N 11267 от 29.03.2012 об отказе в осуществлении зачета (возврата) в части отказа в возврате переплаты в сумме 55 961 рубля 69 копеек, в том числе: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 1446 рублей 55 копеек; налога на имущество организаций, за исключением имущества организаций, входящих в единую систему в сумме 3447 рублей; транспортного налога в сумме 48 929 рублей 82 копеек; пеней по транспортному налогу в сумме 499 рублей 07 копеек; платежей за проведение поисковых и разведочных работ, мобилизуемых на территориях муниципальных районов в сумме 5820 рублей; единого социального налога в сумме 1639 рублей 25 копеек. В остальной части в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Нефтегазодобывающее предприятие "ЮжУралнефть" отказано. Также в резолютивной части решения арбитражного суда первой инстанции содержится указание на обязание Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом в рамках дела N А47-8604/2012 Арбитражного суда Оренбургской области установлено, и указано в числе прочего, следующее: "Согласно справке о состоянии расчетов N 84001 от 20.10.2011 у налогоплательщика имеется переплата по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 446,55 руб., наличие переплаты и ее размер налоговым органом не оспаривается. Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Часть 3 статьи 27 названного Федерального закона предусматривает, что решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 г. является ПФР (первые три цифры КБК - 392). Согласно ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор дохода бюджетов принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. В ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182). Судом установлено, что предъявленная сумма пени по страховым взносам является излишне уплаченной за период 2007-2009 и внесена в доход бюджета на КБК "182". При таких обстоятельствах, в связи с тем, что обществом суммы страховых взносов направлены на КБК с указанием кода главы "182", где главным администратором дохода является Федеральная налоговая служба России, возврат предъявленных сумм подлежит осуществлению Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга, заявленные требования в этой части подлежат удовлетворению".
Представитель ООО "НГДП "ЮжУралнефть", действующий на основании доверенности - Беляева Д.С. 05.02.2013 обратился в ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, в котором, процитировав резолютивную часть решения Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2012 по делу N А47-8604/2012, в том числе фразу об обязании налогового органа по устранению нарушений прав и законных интересов заявителя, в числе прочего, просил возвратить 1446 руб. 55 коп. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии (т. 1, л.д. 33, 34)
Налоговым органом 28.02.2013 вынесено решение N 13443 об отказе в осуществлении зачета (возврата) 1446 руб. 55 коп. указанной переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, - мотивированное невозможностью исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области в части возврата налога по КБК 182 1 02 02010 06 2000 160 в сумме 1446,55 руб., так как отсутствуют налоговые обязательства по переплате.
В рассматриваемой ситуации имеют место быть следующие обстоятельства.
Безусловно, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться:
1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;
3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как отмечено выше, в настоящем судебном акте, ООО "НГДП "ЮжУралнефть" обращалось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением, содержащим требования о признании недействительным решения N 11267 от 29.03.2012 об отказе в осуществлении зачета (возврата), вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга и обязании налогового органа вернуть суммы переплат по обязательным платежам.
Соответствующие требования рассматривались Арбитражным судом Оренбургской области в рамках дела N А47-8604/2012 и, в итоге, были удовлетворены частично: признано недействительным в части, решение ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 29.03.2012 N 11267, в остальной части в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Нефтегазодобывающее предприятие "ЮжУралнефть" отказано.
То есть, ООО "НГДП "ЮжУралнефть" Арбитражным судом Оренбургской области, в рамках дела N А47-8604/2012 в числе прочего, также отказано в удовлетворении заявленного требования об обязании налогового органа вернуть суммы переплат по обязательным платежам.
Тем не менее, в резолютивной части решения от 05.12.2012 по делу N А47-8604/2012 Арбитражный суд Оренбургской области указал на обязание Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, Арбитражный суд Оренбургской области, указывая в резолютивной части решения от 05.12.2012 по делу N А47-8604/2012 на наличие у ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга обязанности по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя, - не обязывал данный налоговый орган совершить в отношении ООО "НГДП "ЮжУралнефть", те или иные действия, связанные с возвратом сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку в удовлетворении требований ООО "НГДП "ЮжУралнефть" об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга вернуть суммы переплат по обязательным платежам, как отмечено выше, в настоящем судебном акте, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2012 по делу N А47-8604/2012, обществу с ограниченной ответственностью "Нефтегазодобывающее предприятие "ЮжУралнефть" было отказано.
Учитывая вышеизложенное, возврат части сумм переплаты (за исключением переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) в данном случае произведен ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга в самостоятельном порядке, но не во исполнение решения Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2012 по делу N А47-8604/2012.
Таким образом, формальное указание в резолютивной части решения Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2012 по делу N А47-8604/2012 фразы "Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя", лишено какого-либо правового значения, и не несет для налогового органа правовых последствий, в виде обязания ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга по возврату ООО "НГДП "ЮжУралнефть" сумм переплаты, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, обладает администратор доходов бюджета.
В силу ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываемых по КБК 392 1 02 02031 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно)", является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, в силу объективных условий, не являясь с 2013 года администратором соответствующих доходов бюджета, не имеет возможности осуществить возврат обществу с ограниченной ответственностью "Нефтегазодобывающее предприятие "ЮжУралнефть" суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Каких-либо требований у УПФР в г. Оренбурге, несмотря на привлечение данного лица к участию в деле в качестве соответчика, ООО "НГДП "ЮжУралнефть" заявлено не было.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал ООО "НГДП "ЮжУралнефть" в удовлетворении заявленных требований, и соответственно, в силу условий ч. 1 ст. 110 АПК РФ, на законных основаниях отказал заявителю в компенсации судебных издержек.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 декабря 2013 года по делу N А47-3967/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазодобывающего предприятия "ЮжУралнефть" Крючкова Владимира Яковлевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3967/2013
Истец: Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазодобывающее предприятие "ЮжУралнефть" Крючков Владимир Яковлевич, Конкурсный управляющий ООО "Нефтегазодобывающее предприятие "ЮжУралнефть" В. Я.Крючков
Ответчик: ГУ - УПФР в г. Оренбурге, инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Ленинскому району г. Оренбурга, Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) РФ в г. Оренбурге
Третье лицо: Арбитражный управляющий Крючков В. Я.