гор. Самара |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А49-3270/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифовым И.Ш.,
рассмотрев 29 апреля 2014 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-10-1" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 февраля 2014 года, принятое по делу N А49-3270/2013 (судья Гук Н.Е.)
по иску Муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение гор. Пензы" (440008, гор. Пенза, ул. Некрасова, 34; ОГРН 1075836002450)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-10-1" (440008, гор. Пенза, ул. Некрасова, 34; ОГРН 1075836003220),
с участием третьего лица Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (440000, гор. Пенза, ул. Володарского, 49)
о взыскании 430 268 руб. 27 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
Установил:
Истец - Муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение гор. Пензы" обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-10-1" о взыскании задолженности в сумме 9 460 533 руб. 40 коп. за теплоэнергию и горячую воду, поставленные ответчику в марте 2013 года (счет-фактура N 3101-03-1170 от 31 марта 2013 года) по договору энергоснабжения N 3101 от 28 января 2008 года. Требования заявлены на основании ст. ст. 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 05 ноября 2013 года принято уменьшение размера исковых требований до 430 268 руб. 27 коп.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 07 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объёме. Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-10-1" в пользу Муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение гор. Пензы" сумма долга в размере 430 268 руб. 27 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 11 605 руб. 37 коп. Возвращена Муниципальному казенному предприятию "Теплоснабжение гор. Пензы" из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 58 697 руб. 30 коп., оплаченная платежным поручением N 787 от 06 мая 2013 года.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-10-1", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представители истца, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От третьего лица поступил мотивированный отзыв, которым просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 февраля 2014 года по делу N А49-3270/2013 законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28 января 2008 года между МКП "Теплоснабжение гор. Пензы" и ООО "Управляющая организация "Жилье 10-1" заключен договор энергоснабжения N 3101 (в редакции дополнительных соглашений от 27 июля 2009 года, 11 января 2010 года, 08 ноября 2010 года, 31 августа 2011 года), по условиям которого МКП "Теплоснабжение гор. Пензы" обязуется подавать "Абоненту" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель надлежащего качества для нужд отопления и горячую воду надлежащего качества для нужд горячего водоснабжения многоквартирных домов, а "Абонент" обязуется оплачивать за счет средств собственников (населения) принятую тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для нужд отопления и горячую воду для нужд горячего водоснабжения, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и горячей воды.
В соответствии с пунктом 4.2 договора энергоснабжения (в редакции дополнительного соглашения от 11 января 2010 года) расчет по настоящему договору за отпущенные "Абоненту" и субабонентам тепловую энергию в горячей воде на нужды отопления и горячую воду на нужды горячего водоснабжения производится по тарифам (кроме того, НДС), утвержденным регулирующими органами для соответствующих групп потребителей, а теплоноситель - согласно калькуляции "Энергоснабжающей организации" в соответствии с настоящим договором, действующим на момент оплаты. Стоимость тепловой энергии в горячей воде на нужды отопления и горячей воды на нужды горячего водоснабжения может быть изменена на основании изменения тарифов, согласно действующего Законодательства РФ, Решений регулирующих органов и других нормативных документов.
По условиям пункта 4.6 договора энергоснабжения (в редакции дополнительного соглашения от 11 января 2010 года) все расчеты по договору производятся ответчиком платежными поручениями на расчетный счет энергоснабжающей организации или наличными денежными средствами в кассу энергоснабжающей организации в срок до 25 числа месяца, следующего за расчетным в объеме нормативного потребления, рассчитанного в соответствии с разделом 5 настоящего договора, а в части суммы, составляющей разницу между фактической стоимостью тепловой энергии на нужды отопления и горячей воды на нужды горячего водоснабжения, предъявленной энергоснабжающей организацией, и стоимостью коммунальных услуг по отношению к ГВС, начисленной гражданам по нормативам потребления, в срок до 25 числа второго месяца, следующего за кварталом в части оплаты ГВС, и в срок до 1 марта года, следующего за расчетным в части оплаты отопления.
Договор заключен на срок с 01 января 2008 года по 31 декабря 2008 года.
Поскольку до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявила о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора, то в силу ч. 2 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения N 3153 от 31 января 2008 года считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
В марте 2013 года истец поставил ответчику тепловую энергию на нужды отопления и горячую воду и выставил для оплаты счет-фактуру N 3101-03-1 170 от 31 марта 2013 года на сумму 9 934 535 руб. 66 коп.
Стоимость горячей воды, поставленной в марте 2013 года, определена истцом с учетом тарифа, установленного Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 28 ноября 2012 года N 145.
В соответствии с пунктом 22 Приказа N 145 тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду (с НДС) 15,88 руб. за 1 куб.м. и компонента на тепловую энергию (с НДС) 1 106,76 руб. за 1 Гкал.
Выставленная истцом счет-фактура оплачена ответчиком частично.
В ходе рассмотрения дела, ответчик произвел частичную оплату задолженности, в связи с чем истец сумму долга уменьшил и просил взыскать с ответчика задолженность за теплоэнергию и горячую воду, потребленные в марте 2013 года, в сумме 430 268 руб. 27 коп., неоплаченная часть по счету-фактуре N 3101-03-1 170 от 31 марта 2013 года.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате и наличие задолженности в размере 430 268 руб. 27 коп. послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Объем и стоимость потребленной в спорный период тепловой энергии ответчик не оспаривает.
Между сторонами возникли разногласия в отношении тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости горячей воды, а именно, ответчик и третье лицо полагают, что стоимость данного коммунального ресурса должна быть определена с применением тарифов, установленных приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26 апреля 2013 года N 23, согласно которому тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения установлен в размере 88 руб. 77 коп. (с НДС) за 1 куб.м.
Доводы ответчика и третьего лица правомерно признаны судом первой инстанции противоречащими нормам действующего законодательства и отклонены.
Согласно п. 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 16 Постановления Правительства "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" от 14 февраля 2012 года N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с п. 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Согласно ст. 17 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применяемого во взаимосвязи с пунктом 5 ФЗ от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", органы регулирования муниципальных образований, на основании соответствующих решений Региональной службы по тарифам, регулируют тарифы и услуги коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения.
Во исполнение Закона N 210-ФЗ, Правительством РФ принято Постановление N 520 от 14 июля 2008 года, которым утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 2 Основ установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Согласно п/п. 2 п. 6 Основ к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду.
Установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (п. 14 Основ).
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра.
Из буквального толкования положений Закона N 210-ФЗ от 14 июля 2008 года следует, что под досрочным пересмотром тарифа следует понимать установление нового тарифа до истечения срока действия прежнего тарифа, а не обратную силу действия нового тарифа.
Таким образом, в случае изменения тарифов (цен, размеров платы) в результате вступления в силу соответствующих актов уполномоченных органов власти новые тарифы (цены, размер платы) применяется со дня вступления в силу соответствующего нормативно-правового акта.
Первоначально для потребителей МКП "Теплоснабжение гор. Пензы" был установлен двухкомпонентный одноставочный тариф на горячую воду, состоящий из компонента на холодную воду из расчета платы за 1 куб.м холодной воды и компонента на тепловую энергию из расчета платы за 1 Гкал. (Приказ N 145 от 28 ноября 2012 года).
26 апреля 2013 года Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области принят приказ N 23 "О внесении изменений в некоторые приказы Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области", которым в Приказ N 145 от 28 ноября 2012 года внесены изменения, согласно которым в дополнение к ранее принятым двухкомпонентным тарифам на горячую воду установлен так же тариф на горячую воду исходя из стоимости 1 куб.м.
Согласно п. 1, 2 и 4 Постановления Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 года N 1013-пП "О порядке опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области" нормативные акты исполнительных органов государственной власти Пензенской области подлежат официальному опубликованию.
Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо в газете "Издательский дом "Пензенская правда".
Акты исполнительных органов государственной власти Пензенской области вступают в силу одновременно на всей территории Пензенской области по истечении десяти дней после их первого официального опубликования.
Приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области N 23 от 26 апреля 2013 года опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" 30 апреля 2013 года.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что тариф на горячую воду, исходя из стоимости 1 куб.м., должен применяться с 11 мая 2013 года. Иной подход к определению стоимости уже поставленного коммунального ресурса противоречит законодательству, следствием такого подхода явится произвольный и субъективный расчет его стоимости, что, безусловно, приведет к нарушению частного и публичного интересов.
Таким образом, стоимость поставленных энергоресурсов определена истцом в порядке нормативного регулирования.
Принимая во внимание, что ответчик обязанность по оплате потребленных теплоэнергии и горячей воды надлежащим образом не исполнил, доказательств погашения долга в материалы дела не представил, стоимость энергоресурсов правильно определена истцом, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика в пользу истца 430 268 руб. 27 коп. задолженности.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 февраля 2014 года, принятое по делу N А49-3270/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-10-1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3270/2013
Истец: МКП "Теплоснабжение г. Пензы", Муниципальное казённое предприятие "Теплоснабжение города Пензы"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Жилье -10-1", ООО "Управляющая организация "Жилье-10-1"
Третье лицо: Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, Управление по регулированию тарифов и энергосбережению по Пензенской области