город Омск |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А70-12527/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2146/2014) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.01.2014 по делу N А70-12527/2013 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий, оформленных в письме от 08.08.2013, выразившихся в фактическом отказе ОАО "Российские железные дороги" в финансовом обеспечении предупредительных мер на 2013 год,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1 - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (далее по тексту - заявитель, ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 1 (далее по тексту - Фонд, Учреждение) о признании незаконными действий, оформленных в письме от 08.08.2013, выразившихся в фактическом отказе Обществу в финансовом обеспечении предупредительных мер на 2013 год и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, предоставив финансовое обеспечение предупредительных мер в объеме 381 860,04 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.01.2014 по делу N А70-12527/2013 заявленные Обществом требования удовлетворены на том основании, что у Фонда отсутствовали законные основания для отказа Обществу в финансовом обеспечении предупредительных мер.
Не согласившись с указанным судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.01.2014 по делу N А70-12527/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указывает на то, что обращение Тюменской дистанции пути в 2013 году о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в Филиал является неправомерным, поскольку дальнейшие взаиморасчеты данного страхователя с территориальным органом страховщика не возможны. Как указано в жалобе, по вопросам финансового обеспечения предупредительных мер Тюменской дистанции пути необходимо было обратиться по месту регистрации Центральной дирекции, являющейся правопреемником Свердловской дирекции, в состав которой она входит.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Сторонами заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Общество (Тюменская дистанция пути - структурное подразделение Свердловской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД") обратилось в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении в 2013 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний своих работников, с приложением необходимого пакета документов, которое поступило в отделение фонда 26.07.2013.
Обществу было отказано в финансовом обеспечении предупредительных мер.
Основанием для отказа послужило то, что в Свердловской железной дороге (открытого акционерного общества "Российские железные дороги") была проведена реорганизация, в результате которой, по сообщению из информационного письма филиала ОАО "РЖД" Свердловская железная дорога от 01.07.2013 N исх-8779/сверд, создана Свердловская дирекция инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", которая является правопреемником Свердловской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", в части вопросов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прав на использование средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, юридических обязательств перед лицами, пострадавшими от несчастных случаев на производстве. Тюменская дистанция пути вошла в состав Свердловской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
Из указанного письма следует, что вновь образованное структурное подразделение самостоятельно будет работать с исполнительным органом Фонда социального страхования РФ по финансированию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В связи с чем, Фонд в письме от 08.08.2013 N 05-08/105-17717 рекомендовал Обществу решить вопрос финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний с вновь образованным подразделением Свердловской дирекцией инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", в состав которой входит Тюменская дистанция пути.
Общество, считая, что данный отказ является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.01.2014 по делу N А70-12527/2013 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Фондом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Закон N 125-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 6 Закона N 125-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения с отдельным балансом, расчетным счетом и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны осуществить регистрацию в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения таких обособленных подразделений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 7 Федерального закона 03.12.2012 N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в 2013 году Фонд вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 4 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов, о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ, подпунктом 5.2.35 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610, Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, с 1 января 2013 года (далее - Правила).
Данные Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем в 2013 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (п. 1 Правил).
Пунктом 2 Правил закреплено, что финансовому обеспечению в 2013 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя.
Для получения финансового обеспечения страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган фонда по месту своей регистрации в срок до 01.08.2013 с приложением перечисленных в нем документов (пункт 4 Правил).
В силу пункта 7 Правил решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении принимается: а) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 7 000,0 тыс. рублей включительно - территориальным органом Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в пункте 4 Правил; б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 7 000,0 тыс. рублей - территориальным органом Фонда после согласования с Фондом.
В этом случае территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в пункте 4 Правил, направляет их на согласование в Фонд.
Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
Согласно пункту 8 Правил, решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе Фонда в согласовании - с обоснованием причин отказа).
В соответствии с пунктом 9 Правил Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, заявление о финансовом обеспечении в 2013 году предупредительных мер подано Обществом в отделение Фонда 26.07.2013, то есть, своевременно - до 01.08.2013, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции учреждения (л.д. 10, 11).
Из материалов дела следует, что в заявлении от 26.07.2013 Тюменская дистанция пути - структурное подразделение Свердловской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" сумму финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний указало в размере 381 860,04 руб., что составило 20% от уплаченных страховых взносов за 2012 год.
Как было указано ранее, основанием для отказа в удовлетворении заявления Общества послужило проведение реорганизации в Свердловской железной дороге, заявителю рекомендовано решить вопрос финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний с вновь образованным подразделением Свердловской дирекцией инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции - филиала ОАО "РЖД", в состав которой входит Тюменская дистанция пути.
Указанное является единственным основанием для отказа, изложенным в письме Фонда от 08.08.2013.
Действительно, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании Приказа ОАО "РЖД" от 02.05.2012 N 36 "О создании структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры" создана Свердловская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", в которую включены в качестве структурных подразделений структурные подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", в том числе Тюменская дистанция пути.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, указанные обстоятельства не предусмотрены пунктом 9 Правил в качестве оснований для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер.
Кроме того, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что реорганизация ОАО "РЖД" как юридического лица в смысле положений 57 - 59 Гражданского кодекса РФ не производилась. ОАО "РЖД" осуществлялась процедура прекращения деятельности упраздненного подразделения Свердловской железной дороги путем перемещения рабочих мест в состав нового структурного подразделения Свердловская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
Структурные преобразования внутри юридического лица осуществлены на материально-правовой базе упраздняемого подразделения, во вновь созданную структурную единицу переведены не только работники, но и передано все имущество. Данный факт не оспорен ответчиком. Таким образом, все изменения носили характер структурных преобразований на прежней материально-правовой базе с одновременным внутренним переподчинением структурного подразделения новому подразделению.
Заявитель указал, что упраздняемое и вновь созданное подразделения не осуществляли одновременно производственную деятельность; с учетом специфики работы железной дороги такое функционирование структурных подразделений, выполняющих одну и ту же производственную функцию, не представляется возможным.
Также судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Фонда о том, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащих перечислению страхователем в Фонд в текущем году, в то время как сумма начисленных в 2013 году Тюменской дистанцией пути страховых взносов составила 236,15 руб.
Так, в соответствии со статьями 3 и 6 Закона N 125-ФЗ обособленное подразделение не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию, то при осуществлении финансового обеспечения в 2013 году предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и их санаторно-курортное лечение следует учитывать суммы страховых взносов, начисленных в текущем году самим страхователем, а не его обособленным подразделением.
Действующее законодательство в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не содержит запрета на предоставление страхователю финансирования предупредительных мероприятий в отношении упраздненных подразделений при условии перечисления ими страховых взносов в предыдущем периоде.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" производило уплату страховых взносов в Фонд социального страхования в 2012 году. Указанные обстоятельства Фондом не оспариваются.
Учитывая указанное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что вне зависимости от изменений в структуре юридического лица, страхователем в любом случае является само юридическое лицо, а именно - ОАО "РЖД", которое в силу положений пункта 4 Правил обращается в территориальный орган фонда с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер.
Также суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации или ликвидации; вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию.
Снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н (далее - Приказ N 959н).
На основании пункта 2.1 Приказа N 959н снятие с регистрационного учета юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения осуществляется в случаях принятия решения о закрытии обособленного подразделения.
Снятие с учета осуществляется на основании заявления юридического лица по установленной форме.
Как правильно установлено судом первой инстанции, 17.07.2013 Обществом было подано в Фонд заявление о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Фонда юридического лица, а именно Тюменской дистанции пути по месту нахождения обособленного подразделения (л.д.65).
Решение о снятии с регистрационного учета указанного структурного подразделения в территориальном органе Фонда учреждением было принято только 23.08.2013 N 365 (л.д.67).
Таким образом, на момент подачи заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер 25.07.2013 Тюменская дистанция пути не была снята с учета в Филиале N 1 Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, оспариваемый отказ в финансовом обеспечении в 2013 году предупредительных мер, изложенный в письме от 08.08.2013 года, произведен Фондом также в тот период, когда Тюменская дистанция пути еще не была снята с регистрационного учета в Филиале N 1 Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение Фонда об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, выраженное в письме от 08.08.2013 N 05-08/05-17717, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, требования Обществ правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Фонд, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.01.2014 по делу N А70-12527/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12527/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N1, Филиал N1 Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ