г. Москва |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А41-3194/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Шведченко А.М., по доверенности от 10.01.2014 N Д/14-38/1, Савицкий Р.В., по доверенности от 28.01.2014 N Д/14-54,
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьих лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации Раменского муниципального образования Московской области, МИФНС России N 1 по Московской области, Правительства Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений Московской области - Мерзлякова Л.А., по доверенности от 24.03.2014 N 12исх-3798,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Раменского муниципального образования Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2013 года по делу N А41-3194/13, принятое судьей Гриневой А.В., по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" (ИНН 7705794926, ОГРН 5077746882384) к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Раменского муниципального образования Московской области, МИФНС России N1 по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Московской области" (далее - ответчик) с требованиями:
- признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости следующих земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0030401:9, 50:23:0000000:964, 50:23:0020396:9, с 50:23:0030401:30 по 50:23:0030401:580, расположенных в Раменском районе Московской области;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 179 рублей 11 копеек за 1 кв.м. и рассчитанные по этому показателю кадастровые стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0030401:9, 50:23:0000000:964, 50:23:0020396:9, с 50:23:0030401:30 по 50:23:0030401:580, расположенных в Раменском районе Московской области, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030401:9, 50:23:0000000:964, 50:23:0020396:9, с 50:23:0030401:30 по 50:23:0030401:580, расположенных в Раменском районе Московской области, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков - рыночную стоимость 1 кв.м. с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости.
Решением от 03 декабря 2013 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация Раменского муниципального образования Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт
В обоснование доводов жалобы администрация указывает, что представленный обществом отчет об оценке не может быть признан относимым и допустимым доказательством по делу, поскольку содержит недостоверные сведения в части определения рыночной стоимости спорных земельных участков. При проведении государственной кадастровой оценки земель необходимо руководствоваться Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного или уточнения площади земельного участка.
Определением от 19.03.2014 апелляционный суд заменил в порядке процессуального правопреемства Министерство экологии и природопользования Московской области на Министерство имущественных отношений Московской области.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства поддержал доводы жалобы администрации, просил решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель общества возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации Раменского муниципального образования Московской области, МИФНС России N 1 по Московской области, Правительства Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество с ограниченной ответственностью "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" является управляющей компанией закрытого паевого инвестиционного рентного фонда "Своя земля-рентный" (далее - Фонд).
В состав имущества Фонда входят земельные участки с кадастровыми номерами: 50:23:0030401:9, 50:23:0000000:964, 50:23:0020396:9, с 50:23:0030401:30 по 50:23:0030401:580, расположенные в Раменском районе Московской области (далее - Земельные участки).
Указанные земельные участки принадлежат на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев Фонда, что подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности.
Общество, полагая, что кадастровая стоимость земельных участков установлена неверно, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части указания даты (момента), с которой признана несоответствующей рыночной кадастровая стоимость земельных участков, с которой кадастровая палата обязана исключить и внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
Истец как собственник спорных земельных участков по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком земельного налога в отношении данных участков.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-0-0 указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости земель эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в том числе средние уровни кадастровой стоимости квадратного метра земель по муниципальным районам Московской области в разрезе земель садоводческих, огороднических объединений и земель дачных объединений, утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121 -РМ (далее Распоряжение N 121-РМ) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Согласно пункту 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ.
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (деле - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков, проведение которой было поручено ЗАО "ИнтерпромТЭКпроект Инжениринг".
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков, перед экспертом судом поставлены вопросы об определении их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость в ГКН.
Судебная экспертиза об определении рыночной стоимости земельных участков была назначена определением суда первой инстанции от 22.08.2013, при этом Постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761, содержащее вышеуказанную правовую позицию относительно даты, на которую необходимо определять рыночную стоимость земельных участков при назначении судебной экспертизы, не было размещено в полном объеме на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В связи с указанными обстоятельствами апелляционный суд не имеет оснований для оценки судебной экспертизы как ненадлежащего доказательства по делу.
Оценив представленное экспертное заключение ЗАО "ИнтерпромТЭКпроект Инжениринг", апелляционный суд приходит к выводу о том, что оно составлено в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
Сторонами не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, содержащихся в указанном экспертном заключении.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования в части установления рыночной стоимости спорных земельных участков.
Вместе с тем, признавая несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков, обязывая кадастровую палату исключить из ГКН сведения об удельном показателе и рассчитанные кадастровые стоимости, а также внести в Государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости установленную рыночную стоимость земельного участка с момента внесения первоначальных сведений в ГКН, судом первой инстанции не учтено, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, но это не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента ее внесения в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка; либо по состоянию на которую внесены сведения о кадастровой стоимости ранее); соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований с указанием в резолютивной части на осуществление вышеуказанных действий именно "с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости", в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене в указанной части.
Данная правовая позиция также согласуется с позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N А41-23739/13.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.12.2013 по делу N А41-3194/13 отменить в части указания на момент (внесения в Государственный кадастр недвижимости), с которого признана несоответствующей рыночной стоимости кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков; с которого ФГБУ "ФКП Росреестр" в лице филиала по Московской области обязано исключить из ГКН сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков; с которого ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филила по Московской области обязано внести изменения в ГКН, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030401:9, 50:23:0000000:964, 50:23:0020396:9, с 50:23:0030401:30 по 50:23:0030401:580.
В удовлетворении требований в части указания на осуществление вышеуказанных действий "с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости"- отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3194/2013
Истец: ЗАО "ИнтерпромТЭКпроект Инжиниринг", ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" Д. У. Закрытым паевым инвестиционным рентным фондом "ТрастЮнион-Рентный"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Администрация Раменского муниципального района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N1 по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области