г. Саратов |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А57-22748/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы: Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280, адрес местонахождения: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78),
Комитета по управлению имуществом города Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511, адрес местонахождения: 410600, г. Саратов, Театральная площадь, 7)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 февраля 2014 года по делу N А57-22748/2013 (судья Топоров А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КАМА ЛТД" (ИНН 6451200042, ОГРН 1026402498980, адрес местонахождения: 410022, г. Саратов, 1-й Акмолинский проезд, 7 А)
заинтересованные лица:
Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280, адрес местонахождения: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78),
Комитет по управлению имуществом города Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511, адрес местонахождения: 410600, г. Саратов, Театральная площадь, 7)
о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.11.2013 N 2841 "Об отказе ООО "Кама Лтд" во внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.05.2013 N 853 "О предоставлении ООО "Кама Лтд" в аренду земельного участка в Заводском районе, занимаемого нежилым трехэтажным зданием"; об обязании Администрации муниципального образования "Город Саратов" внести изменения в постановление от 06.05.2013 N 853 в части указания кадастрового номера земельного участка (изменить кадастровый номер 64:48:0204445:14 на кадастровый номер 64:48:020445:335)
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Толочковой А.Н., действующей по доверенности от 01.01.2012,
Администрации - Чеконова Е.Ф., действующего по доверенности от 22.01.2014 N 01-03/35,
Комитета по управлению имуществом - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "КАМА ЛТД" (далее - заявитель, ООО "КАМА ЛТД", Общество) с заявлением о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.11.2013 N 2841 "Об отказе ООО "КАМА ЛТД" во внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.05.2013 N 853 "О предоставлении ООО "КАМА ЛТД" в аренду земельного участка в Заводском районе, занимаемого нежилым трехэтажным зданием".
В порядке устранения допущенного нарушения заявитель просил суд обязать Администрацию муниципального образования "Город Саратов" внести изменения в постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.05.2013 N 853 в части указания кадастрового номера земельного участка (изменить кадастровый номер 64:48:0204445:14 на кадастровый номер 64:48:020445:335).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), Комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет по управлению имуществом).
Решением от 26 февраля 2014 года Арбитражный суд Саратовской области признал недействительным постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18 ноября 2013 года N 2841 "Об отказе ООО "КАМА ЛТД" во внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06 мая 2013 года N 853 "О предоставлении ООО "КАМА ЛТД" в аренду земельного участка в Заводском районе, занимаемого нежилым трехэтажным зданием".
Суд также обязал Администрацию муниципального образования "Город Саратов" в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения арбитражного суда в законную силу принять решение о внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06 мая 2013 года N 853 "О предоставлении ООО "КАМА ЛТД" в аренду земельного участка в Заводском районе, занимаемого нежилым трехэтажным зданием" в части указания кадастрового номера предоставляемого земельного участка, заменив кадастровый номер 64:48:020445:14 на кадастровый номер 64:48:020445:335.
Кроме того, суд взыскал с Администрации муниципального образования "Город Саратов" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" и Комитет по управлению имуществом города Саратова не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "КАМА ЛТД" отказать.
ООО "КАМА ЛТД" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Комитет по управлению имуществом извещен о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 77555 3 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание комитет не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01 апреля 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.12.2012 по делу N А57-2541/2011 признано недействительным постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 23.12.2010 N 3207 "Об отказе ООО "КАМА ЛТД" в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка в Заводском районе, занимаемого нежилым трехэтажным зданием". Администрации муниципального образования "Город Саратов" была вменена обязанность предоставить ООО "КАМА ЛТД" в аренду земельный участок площадью 1275 кв.м., занимаемый принадлежащим ООО "КАМА ЛТД" нежилым трехэтажным зданием общей площадью 611,2 кв.м., литер А, расположенного по адресу: г. Саратов, 1-й Акмолинский проезд, 7 "А".
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.06.2013 решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.12.2012 по делу N А57-2541/2011 оставлено без изменения.
Как следует из содержания мотивировочной части решения Арбитражного суда Саратовской области от 24.12.2012 по делу N А57-2541/2011 испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 1275 кв.м., занимаемый принадлежащим ООО "КАМА ЛТД" нежилым трехэтажным зданием общей площадью 611,2 кв.м., литер А, расположенного по адресу: г. Саратов, 1-й Акмолинский проезд, 7 "А", с кадастровым номером 64:48:020445:14, был снят с кадастрового учета.
Однако арбитражным судом установлено, что снятие земельного участка с кадастрового учета произведено не по волеизъявлению какой-либо из сторон спорных правоотношений, а на основании Федерального закона, предусматривающего снятие земельного участка с кадастрового учета по истечении срока его статуса как "временного объекта" (по истечении 2-х лет).
В такой ситуации арбитражный суд пришел к выводу, что аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, на котором расположено принадлежащее ООО "КАМА ЛТД" здание, не препятствует реализации заявителем исключительного права на земельный участок, поскольку до отказа в предоставлении спорного земельного участка, изложенного в оспариваемом заявителем постановлении Администрации муниципального образования "Город Саратов", этот земельный участок состоял на государственном кадастровом учете, копия кадастрового паспорта была приложена к заявлению ООО "КАМА ЛТД" о приобретении права на земельный участок, указанный документ был приобщен к материалам дела и исследован судами наряду с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
После вступления решения Арбитражного суда Саратовской области от 24.12.2012 по делу N А57-2541/2011 в законную силу, заявитель провел работы, связанные с постановкой на кадастровый учет земельного участка площадью 1275 кв.м., занимаемого принадлежащим ООО "КАМА ЛТД" нежилым трехэтажным зданием общей площадью 611,2 кв.м., литер А, расположенного по адресу: г. Саратов, 1 -й Акмолинский проезд, 7 "А", участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 64:48:020445:335.
24 апреля 2013 года ООО "КАМА ЛТД" обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о приобретении права аренды на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020445:335 во исполнение решения Арбитражного суда Саратовской области от 24.12.2012 по делу N А57-2541/2011, приложив, в том числе кадастровый паспорт земельного участка от 08.04.2013 N 64/201/2013-102923.
06 мая 2013 года Администрация муниципального образования "Город Саратов" во исполнение решения от 24.12.2012 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-2541/2011 издало постановление N 853 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "КАМА ЛТД" в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка общей площадью 1275 кв.м. с кадастровым номером 64:48:020445:14 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Саратов, 1-й Акмолинский проезд, 7 "А" в Заводском районе, занимаемый нежилым трехэтажным зданием (отдельно стоящее офисное здание делового назначения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
ООО "КАМА ЛТД", учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:020445:14 был снят с кадастрового учета, 08.08.2013 обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о внесении изменений в постановление от 06.05.2013 N 853 в части кадастрового номера, заменив кадастровый номер 64:48:020445:14 на кадастровый номер 64:48:020445:335, приложив к обращению письмо Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" от 10.07.2013 N 6734.
Из содержания письма от 10.07.2013 N 6734 следует, что при анализе каталогов координат, представленных в Межевых планах земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:020445:14 и 64:48:020445:335 выявлено, что координаты поворотных точек границ вышеуказанных земельных участков и их конфигурации совпадают.
Однако Администрация муниципального образования "Город Саратов" постановлением от 04.10.2013 N 2388 отказала ООО "КАМА ЛТД" во внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.05.2013 N 853 "О предоставлении ООО "КАМА ЛТД" в аренду земельного участка в Заводском районе, занимаемого нежилым трехэтажным зданием", обосновав отсутствием у представителя заявителя полномочий на внесение изменений в ранее изданные муниципальные правовые акты.
15 октября 2013 года ООО "КАМА ЛТД" вновь обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о внесении изменений в постановление от 06.05.2013 N 853 в части кадастрового номера, заменив кадастровый номер 64:48:020445:14 на кадастровый номер 64:48:020445:335, приложив к обращению письмо Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" от 10.07.2013 N 6734 и доверенность подтверждающую полномочия представителя.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" постановлением от 18 ноября 2013 года N 2841 отказала ООО "КАМА ЛТД" во внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06 мая 2013 года N 853 "О предоставлении ООО "КАМА ЛТД" в аренду земельного участка в Заводском районе, занимаемого нежилым трехэтажным зданием", обосновав не предоставлением документов, подтверждающих полную идентичность земельного участка с кадастровым номерам 64:48:020445:14 земельному участку с кадастровым номером 64:48:020445:335.
Не согласившись с постановлением Администрации от 18 ноября 2013 года N 2841, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству и сопряжено с воспрепятствованием исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 24.12.2012.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Администрация муниципального образования "Город Саратов", несмотря на обязательность исполнения судебного решения, располагая как участник арбитражного процесса, сведениями о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номерам 64:48:020445:14, принимает постановление от 06.05.2013 N 853 о его предоставлении заявителю. То есть фактически принимает решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 64:48:020445:14 сведения, о котором аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости, что не согласуется с гарантиями обязательности исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
При этом, исходя из положений статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с частью 3 названной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Как было указано выше, заявитель обратился в Администрацию с заявлением о внесении изменений в постановление от 06.05.2013 N 853 в части кадастрового номера, заменив кадастровый номер 64:48:020445:14 на кадастровый номер 64:48:020445:335, приложив к обращению письмо Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" от 10.07.2013 N 6734, согласно которому координаты поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:020445:14 и 64:48:020445:335 и их конфигурации совпадают.
При таких обстоятельствах, Администрация, располагая сведениями об идентичности земельных участков, была обязана внести изменения в постановление от 06.05.2013 N 853 в части кадастрового номера, заменив кадастровый номер 64:48:020445:14 на кадастровый номер 64:48:020445:335.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отклонил довод органа местного самоуправления о том, что ему не предоставлены документы, подтверждающие полную идентичность земельного участка с кадастровым номерам 64:48:020445:14 земельному участку с кадастровым номером 64:48:020445:335.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Администрации о том, что представленные сведения не подтверждают полную идентичность земельного участка с кадастровым номерам 64:48:020445:14 земельному участку с кадастровым номером 64:48:020445:335, в связи с расхождением кадастровой стоимости объектов недвижимости, удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и адресов объектов недвижимости, поскольку адрес объекта недвижимости и сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости не являются уникальной характеристикой объекта недвижимости (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), а является дополнительным сведением об объекте недвижимости (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В материалы дела представлены копии кадастровых паспортов указанных выше земельных участков, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:020445:335 и земельный участок с кадастровым номером 64:48:020445:14 образованы от земельного участка с кадастровым номером 64:48:020445:4 (графы 4 "предыдущие номера" и 16 "особые отметки" кадастровых паспортов), т.е. земельный участок с кадастровым номером 64:48:020445:4 был разделен на земельный участок площадью 15996 кв.м. с кадастровым номером 64:48:020445:15 и земельный участок площадью 1275 кв.м. с кадастровым номером 64:48:020445:14 соответственно.
Согласно кадастровым паспортам земельный участок с кадастровым номером 64:48:020445:4 был расположен по адресу: г. Саратов, ул. Брянская, 3; земельный участок с кадастровым номером 64:48:020445:14 расположен по адресу: г. Саратов, проезд 1-й Акмолинский, 7 "а"; земельный участок с кадастровым номером 64:48:020445:335 расположен по адресу: г. Саратов, ул. Брянская, 3.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлен перечень сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, подлежащих обязательному внесению в государственный кадастр недвижимости (вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом требований).
Адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта отнесены к категории дополнительных сведений (подпункт 7 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пункту 68 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, сведения об адресе земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам.
В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относятся в том числе присвоение наименований улицам, площадям и их территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация установки указателей с наименованиями улиц и мерами домов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что адрес земельного участка не является уникальной характеристикой объекта недвижимости, расхождение в адресах спорного объекта недвижимости не может служить признаком неидентичности земельного участка с кадастровым номерам 64:48:020445:14 земельному участку с кадастровым номером 64:48:020445:335.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Под кадастровой стоимостью земельного участка понимается расчетная величина в денежном выражении, определяемая по утвержденной в установленном порядке методике и отражающая представления о ценности земельного участка при существующем его использовании.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 вышеуказанных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения; основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования земельного участка определение его кадастровой стоимости осуществляется на основании результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка (пункт 2.1.1. Методических указаний).
Таким образом, основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются: вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке, средние для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы и площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков не является уникальной характеристикой объекта недвижимости, расхождение в кадастровой стоимости объектов недвижимости, удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков не может служить признаком неидентичности земельного участка с кадастровым номерам 64:48:020445:14 земельному участку с кадастровым номером 64:48:020445:335.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом ссылается на то, что судом первой инстанции не учтено, что обращаясь в уполномоченный орган, представитель Общества, не представил документ, подтверждающий полномочия на внесение изменений в ранее изданные муниципальные правовые акты.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод несостоятельным, в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, указанное основание для отказа Обществу во внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.05.2013 N 853 "О предоставлении ООО "КАМА ЛТД" в аренду земельного участка в Заводском районе, занимаемого нежилым трехэтажным зданием" изложено в постановлении Администрации от 04.10.2013 N 2388.
В рассматриваемом случае Обществом обжалуется постановление Администрации от 18.11.2013 N 2841, в котором названное основание для отказа Обществу во внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.05.2013 N 853 не указано.
Кроме того, 15.10.2013 повторно обращаясь с указанным заявлением, Обществом представлена доверенность от 13.08.2013 64 АА 0922324, подтверждающая полномочия представителя Ивановой Л.А. на внесение изменений в ранее изданные распоряжения и постановления.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству и сопряжено с воспрепятствованием исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 24.12.2012 по делу N А57-2541/2011, поскольку на момент принятия оспариваемого ненормативного правового акта Администрация располагала сведениями, необходимыми для внесения соответствующих изменений и у нее отсутствовали основания для отказа Обществу во внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06 мая 2013 года N 853 "О предоставлении ООО "КАМА ЛТД" в аренду земельного участка в Заводском районе, занимаемого нежилым трехэтажным зданием".
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое постановление связано с неправомерным отказом органа местного самоуправления заявителю во внесение изменений в постановление Администрации от 06.05.2013 N 853 "О предоставлении ООО "КАМА ЛТД" в аренду земельного участка в Заводском районе, занимаемого нежилым трехэтажным зданием", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что надлежащим способом устранения допущенного нарушения будет являться судебное принуждение органа местного самоуправления к внесению изменений в постановление от 06.05.2013 N 853, направленного на восстановление нарушенного права и реализации исключительного права заявителя по приобретению права аренды земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, принадлежащим на праве собственности ООО "КАМА ЛТД".
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по управлению имуществом города Саратова следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 февраля 2014 года по делу N А57-22748/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-22748/2013
Истец: ООО "Кама ЛТД"
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова