город Ростов-на-Дону |
|
29 апреля 2014 г. |
дело N А32-42715/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
от ООО "Лукойл-Югнефтепродукт": Богатырь А.Г., паспорт, по доверенности от 29.11.2012 г.
от Отдела надзорной деятельности Ейского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю: представитель не явилс, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности Ейского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2014 по делу N А32-42715/2013, принятое судьей Колодкиной В.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" к Отделу надзорной деятельности Ейского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛУКОИЛ-Югнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.13 N 484 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и отмене предписания ОНД Ейского района УНД ГУ МЧС N492/1/344 от 03.12.2013 г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2014 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с данным судебным актом, Отдел обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ОДН Ейского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, протокольным определением удовлетворил ходатайство административного органа о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Представитель общества не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Управления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.10 N 492 Заместителем начальника ОНД Ейского района проведена документарная плановая выездная проверка в отношении ООО " Лукойл-Югнефтепродукт" на территории по адресу: г. Ейск, ул. Коммунистическая. 50. Цель проверки : контроль за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на указанном объекте- АЗС.
Проверкой установлено, что ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" осуществляет эксплуатацию АЗС, расположенной по адресу: г. Ейск, ул. Коммунистическая, 50.
Нефтебаза "Юровская" в соответствии с решениями Комиссии по чрезвычайным ситуациям Краснодарского края от 31.01.2011 N 674, Антитеррористической комиссии Краснодарского края от 20.12.2011 N 54 является объектом повышенной опасности.
Как установлено в ходе проверки, обществом нарушено требование ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г N 123-ФЗ " Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" НПБ 111-98- не выведен сигнал о срабатывании автоматической установки пожаротушения в ближайшее подразделение пожарной охраны.
По данному факту в присутствие законного представителя юридического лица по доверенности Белого В.В. составлен протокол N 484 от 03.12.13 об административном нарушении в области пожарной безопасности.
В присутствии представителя общества Белого В.В. вынесено постановление N 484 от 10.12.13 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности о признании общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа на сумму 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности.
Диспозиция ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ охватывает нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влекущие наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом указанных правонарушений являются общественные отношения в сфере пожарной безопасности, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
На основании части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Во исполнение Закона N 69-ФЗ Приказом от 18.06.2003 N 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 30.06.2003 введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)(далее - Правила). Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения, в том числе и организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, а также должностными лицами организаций в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 1 Правил определено, что содержащиеся в них требования обязательны к применению и исполнению органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу пункта 3 Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходим состав административного правонарушения, включающий четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что подлежит выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с П. 3 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" автоматические установи пожаротушения и пожарной сигнализации должны быть обеспечены устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанной нормы на проверяемом объекте (АЗС) - не выведен сигнал о срабатывании автоматической установки пожаротушения в ближайшее подразделение пожарной охраны.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что наличие автоматического модуля порошкового пожаротушения "Буран-2,5", акустической системы речевого оповещения "АС-3", взрывозащищенного пожарного речевого оповещателя "Спикер-М-12" не может служить доказательством исполнения требования п.п.3п.1 ст.83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", по следующим сонованиям.
Из материалов дела следует, что в режиме самосрабатывания на АЗС N 164 применяются автоматический модуль порошкового пожаротушения "Буран-2,5", который в соответствии со своими конструктивными характеристиками не предусматривает возможности передачи сигнала срабатывания в подразделение пожарной охраны. Согласно паспорту модуля порошкового пожаротушения "Буран-2,5" он обладает функцией самосрабатывания при достижении температуры 85 С.
В соответствии с п. 96* НПБ 111-98* в качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания.
Учитывая, что п. 3 ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ содержит альтернативное требование о необходимости обеспечения системы оповещения автоматического пожаротушения устройством для оповещения подразделения пожарной охраны о месте возникновения пожара, отсутствие вывода информации в ближайшее подразделение пожарной охраны не может рассматриваться как нарушение законодательства в области пожарной охраны.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что Обществом разработаны и утверждены ГУ МЧС РФ Технические условия на обеспечение противопожарной защиты объекта АЗС N 164, расположенном по адресу г. Ейск, ул. Коммунистическая,50, в соответствии с которыми (п. 2.7) здания и территорию АЗС предусмотрено оборудовать системой оповещения людей о пожаре 3 типа. Проектным решением Автоматическая система оповещения и управления эвакуацией АЗС N 164 предусмотрена установка блока речевого оповещения "Рокот-4", акустической системы речевого оповещения "АС-3", взрывозащищенного пожарного речевого оповещателя "Спикер-М-12".
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Кроме того, заявитель просит признать недействительным предписание административного органа от 03.12.13г N 492/1/344 в части пункта 1.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения главного государственного инспектора г. Ейска и Ейского района по пожарному надзору N 492 от 24.10.13г в отношении Общества проводилась проверка помещений АЗС N 164, расположенной по адресу :г. Ейск,ул. Коммунистическая, 50.
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения, что отражено в протоколе от 03.12.2013 г.
Административным органом Обществу выписано предписание N 492/1/344 от 03.12.13, согласно которому выявлены нарушения:
Не выведен сигнал о срабатывании автоматической установки пожаротушения в ближайшее подразделение пожарной охраны. (ст.83 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ)
В пожарных резервуарах отсутствует измерение уровней воды (ст. 68, 99 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ п.10.6 СП 8.13130.2003
Обществу предписано устранить выявленные недостатки до 08.04.2014 г. Общество просит признать недействительным предписание административного органа от 03.12.13г N 492/1/344 в части пункта 1.
Недоказанность фактов совершения заявителем вмененных ему пунктом 1 предписания в вину правонарушений, свидетельствует о необоснованности вынесения в его адрес оспоренного в части предписания об устранении причин и условий, способствующих совершению такого правонарушения.
Поскольку этим незаконным ненормативным актом в части пункта 1 на заявителя необоснованно возложена обязанность по совершению действий, которые не предусмотрены действующим законодательством, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным совокупность обстоятельств, являющихся основанием для признания оспоренного ненормативного акта в части пункта 1 недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах административного законодательства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2014 по делу N А32-42715/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42715/2013
Истец: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности Ейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю
Третье лицо: Отдел надзорной деятельности Ейского района УНД ГУ МЧС России по КК