город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2014 г. |
дело N А32-17141/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования город-курорт Сочи, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2014
по делу N А32-17141/2013, принятое судьей Савиным Р.Ю., по заявлению: Администрации муниципального образования города-курорта Сочи к заинтересованному лицу: Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю при участии третьих лиц: Общества с ограниченной ответственностью "Бриз ЛТД"; Исканян Нугзара Грантовича; Марченко Владимира Георгиевича; Деева Василия Алексеевича; Овчинниковой Натальи Николаевны; Селезневой Елены Вадимовны; Долотовой Ирины Ивановны; Общества с ограниченной ответственностью "КАРЭ"; Общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ; Росимущество) о признании незаконным бездействия, которое выразилось в непринятии решения о передаче земельных участков: земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302014:0024 площадью 2898 кв. м., расположен по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, 17 (предназначен для благоустройства территории); земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304006:8, площадью 125 кв. м., расположен по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Платановая, 6/3 (предназначен для размещения салона красоты); земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303001:0199, площадью 1798 кв. м., расположен по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Чекменева, 18 (предназначен для эксплуатации здания конторы); земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302038:0006, площадью 6272 кв. м., расположен по адресу: г. Сочи, Хостинский район,Курортный проспект (предназначен для строительства комплекса жилых зданий апартаментного типа) из федеральной в муниципальную собственность.
Заявленные требования мотивированы тем, что Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления не принято какого-либо решения по заявлениям Администрации г. Сочи о передаче в муниципальную собственность муниципального образования город Сочи спорных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2014 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия ТУ ФАУГИ и обязании передать в муниципальную собственность города Сочи следующие земельные участки: с кадастровым номером 23:49:0304006:8, площадью 125 кв. м., расположен по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Платановая, 6/3; с кадастровым номером 23:49:0303001:0199, площадью 1798 кв. м., расположен по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Чекменева, 18; с кадастровым номером 23:49:0302038:0006, площадью 6272 кв. м., расположен по адресу: г. Сочи, Хостинский район, Курортный проспект; с кадастровым номером 23:49:0304026:132 площадью 660 кв. м., расположен по адресу: г.Сочи, Хостинский район, Сухумское шоссе, 52/2. При этом суд учитывал расположение земельных участков в земельные участки расположены в черте муниципального образования город-курорт Сочи, то есть, на территории курорта федерального значения, а также дату регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.
Администрация города Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2014, принять по делу новый судебный акт. Администрация города Сочи считает, что спорные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов - что является основанием применения к ним положений Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". Также, Администрация полагает, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае также обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2014 в части признания незаконным бездействия.
В обоснование апелляционной жалобы ТУ ФАУГИ указывает на то, что суд первой инстанции неправомерно вынес решение о признании незаконным бездействия Территориального управления и передаче земельных участков с кадастровым номером 23:49:0304006:8, 23:49:0303001:0199 23:49, 0302038:0006, 23:49:0304026:132 в муниципальную собственность города Сочи ввиду следующего. По мнению Территориального управления, материалами дела не подтверждается направление в ТУ ФАУГИ Администрацией города Сочи обращений о передачи спорных земельных участков из федеральной собственности в муниципальную. Также, Территориальное управление ссылается на тот факт, что в отношении земельных участков с кадастровым номером 23:49:0304006:8 и 23:49:0303001:0199 заключены договоры аренды с превышением предоставленных полномочий, что в случае передачи указанных земельных участков может привести к легализации ничтожных договоров аренды, а в границах земельных участков с кадастровым номером 23:49:0302038:0006 и 23:49:0304026:132 расположены объекты недвижимого имущества, собственники которых не установлены.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционным жалобам, в судебное заседание не явились, представителей не направили
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционных жалоб проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрация, претендуя на получение земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0302014:0024, 23:49:0304006:8, 23:49:0303001:0199, 23:49:0302038:0006, 23:49:0304026:132, 23:49:0304009:0016, 23:49:0303017:89 в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ), направила в Росимущество обращения о передаче вышеуказанных земельных участков в муниципальную собственность города Сочи.
Почтовыми уведомлениями подтверждается, что Росимущество получило обращения администрации о передаче земельных участков 09.01.2013 и 04.03.2013.
ТУ ФАУГИ не было принято в установленные сроки решение о передаче указанных земельных участков из федеральной в муниципальную собственность, в связи с чем Администрация города Сочи обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края.
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2-4 настоящей статьи.
Согласно части 11 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 названной статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8-10 настоящей статьи.
Администрация претендует на получение земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0302014:0024, 23:49:0304006:8, 23:49:0303001:0199, 23:49:0302038:0006, 23:49:0304026:132, 23:49:0304009:0016, 23:49:0303017:89 в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ, что в свою очередь предполагает, что право собственности на указанные земельные участки должно быть зарегистрировано до вступления в законную силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
Из материалов дела усматривается, что в отношении земельных участков с кадастровым номером 23:49:0303017:89, 23:49:0304009:0016, 23:49:0302014:0024 право собственности за Российской Федерацией зарегистрировано после вступления в силу закона N 244-ФЗ, а именно - 06.11.2009, 31.07.2009, 10.04.2009 соответственно.
Таким образом, довод Администрации о возможности применения ко всем спорным земельным участками положений Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2-4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 названной статьи и которые:
1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В части 4 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 предусмотрено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности, на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона по основаниям, указанным в части 4 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008.
Исходя из положений части 11 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 названной статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8-10 настоящей статьи.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, представленных материалов дела, суд первой инстанции правильно применил положения Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 для решения вопроса о передаче права собственности для находящихся в границах курорта федерального значения земельных участков.
Доводы Территориального управления о невозможности передачи обремененных земельных участков с кадастровым номером 23:49:0302038:0006 и 23:49:0304026:132, 23:49:0304006:8 и 23:49:0303001:0199 представляются суду апелляционной инстанции несостоятельными.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008. N 432 установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Минэкономразвития России N 270 от 13.07.2009 утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность".
Исходя из положений пункта 1.2 Административного регламента выполнение государственной функции осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и (или) его территориальными органами.
Согласно пункту 3.1 Административного регламента при поступлении в Росимущество письменного обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность ответственный исполнитель осуществляет проверку поступивших документов несоответствие перечню документов, указанному в пункте 2.4.2 названного Регламента. Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней.
В пункте 3.2 Административного регламента предусмотрено, что по результатам рассмотрения поступившего обращения и прилагаемых к нему документов Росимуществом принимается одно из следующих решений:
- письменное поручение соответствующему территориальному органу Росимущества рассмотреть и принять решение по существу;
- распоряжение Росимущества о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность;
- письмо заявителю об отказе в передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.
В материалы дела Администрацией города Сочи представлены копии обращений, копии уведомлений направления данных обращений в Росимущество, в виду чего, судебная коллегия признает довод ТУ ФАУГИ о об отсутствии в материалах дела доказательств направления в Росимущество Администрацией города Сочи обращений о передаче спорных земельных участков из федеральной собственности в муниципальную несостоятельным.
Довод о заключении в отношении спорных земельных участков договоров аренды также не основан на нормах Закона N 244-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Решение суда первой инстанции отмене не подлежит, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2014 по делу N А32-17141/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17141/2013
Истец: Администрация г Сочи, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи
Ответчик: Территореальное управлние по управлению Федеральным имуществом, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
Третье лицо: Деев Василий Алексеевич, Деева В. А., г. Сочи, Долгова И. И., Долгова И. И., г. Сочи, Долотова Ирина Ивановна, Исканян Н. Г., г. Сочи, Исканян Нугзар Грантович, Марченко В. Г., г. Сочи, Марченко Владимир Георгиевич, Овчинникова Н. Н., г. Сочи, Овчинникова Наталья Николаевна, ООО "Бриз ЛТД", ООО "КАРЭ", ООО "СтройИнвест", ООО "Бриз ЛТД", г. Сочи, ООО "КАРЭ", г. Сочи, ООО "СтройИнвест", г. Сочи, Селезнева Е. В., г. Сочи, Селезнева Елена Вадимовна