г. Хабаровск |
|
05 мая 2014 г. |
Дело N А73-416/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Е.А. Швец
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 11.03.2014
по делу N А73-416/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
об оспаривании постановления отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 30.12.2013 о наложении административного штрафа по исполнительным производствам N N 9089/12/01/27, 36176/11/01/27
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ, Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованиями признать незаконными и отменить постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - Отдел судебных приставов, ОСП по Центральному району г. Хабаровска) от 30.12.2013, вынесенные в рамках исполнительных производств N N 9089/12/01/27, 36176/11/01/27, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 11.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
22.02.2012 ОСП по Центральному району города Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 041047282, выданного 13.02.2012 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 30.12.2011 по делу N 2-7461/2011 об обязании Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Беловой Анне Владимировне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах г. Хабаровска на состав семьи из одного человека размером не менее 18 кв.м. общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края, возбуждено исполнительное производство N 9089/12/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. постановления от 03.04.2013 о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора по исполнительному производству N 9089/12/01/27 в размере 5 000 руб.
Министерство обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.05.2013 по делу N 2-3976/13 в удовлетворении требований Министерства о признании незаконным постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 03.04.2013 отказано.
По состоянию на 12.12.2013 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем Светлановой Е.В. Министерству ЖКХ выдано требование от 12.12.2013 г. исх. N 9089/12/01/27 об исполнении решения суда в срок до 18.12.2013 г. Также должник предупрежден о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда. Вышеуказанное требование получено Министерством 12.12.2013 под штамп входящей корреспонденции.
Этим же требованием должник уведомлен о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (19.12.2013 г. в 15 час. 00 мин. в отделе судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 6), в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
19.12.2013 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. в отношении Министерства, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 401 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 19.12.2013, полученным Министерством под штамп входящей корреспонденции 19.12.2013 г., рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 30.12.2013 г. в 12 час. 10 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 1.
30.12.2013 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено постановление, которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
21.11.2011 Отделом судебных приставов на основании исполнительного листа серии ВС N 019366149, выданного 21.09.2011 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 14.07.2011 г. по делу N 2-3271/11 об обязании Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Кузнецовой Веронике Олеговне вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах г. Комсомольска-на-Амуре, на состав семьи из одного человека размером не менее 18 квадратных метров общей площади, возбуждено исполнительное производство N 36176/11/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Иусовой О.Н. постановления от 07.09.2012 г. о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора по исполнительному производству N 36176/11/01/27 в размере 5 000 руб.
Министерство ЖКХ обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 26.09.2012 по делу N 2-6398/12, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 07.12.2012 в удовлетворении требований Министерства о признании незаконным постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 07.09.2012 отказано.
По состоянию на 12.12.2013 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем Светлановой Е.В. Министерству ЖКХ Хабаровского края выдано требование от 12.12.2013 исх. N 36176/11/01/27 об исполнении решения суда в срок до 18.12.2013. Также Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда. Вышеуказанное требование получено Министерством 12.12.2013 под штамп входящей корреспонденции.
Этим же требованием должник уведомлен о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (19.12.2013 г. в 15 час. 00 мин. в Отделе судебных приставов по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 6), в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
19.12.2013 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. в отношении Министерства, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 403 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 19.12.2013, полученным Министерством ЖКХ под штамп входящей корреспонденции 19.12.2013 г., рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 30.12.2013 г. в 12 час. 00 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 1.
30.12.2013 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено постановление, которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Несогласие Министерства с вышеуказанными постановлениями от 30.12.2013 о наложении административного штрафа явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В соответствие со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу статьи 113 Закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОСП по Центральному району города Хабаровска на основании исполнительных листов Центрального районного суда г. Хабаровска возбуждены исполнительные производства N 9089/12/01/27 от 22.02.2012, N 36176/11/01/27 от 21.11.2011.Согласно требованиям указанных исполнительных документов на должника - Министерство ЖКХ возложена обязанность за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить благоустроенное жилое помещение гражданам Беловой А.В. и Кузнецовой В.О. соответственно.
Постановлениями о возбуждении исполнительных производств должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительных документов, а также должник предупрежден, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пяти тысяч рублей.
Неисполнение должником требований исполнительных документов в установленный срок явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановлений от 03.04.2013 по исполнительному производству N 9089/12/01/27 и от 07.09.2012 по исполнительному производству N 36176/11/01/27 о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по каждому исполнительному производству.
В ходе указанных выше исполнительных производств должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решений суда. В ответ от Министерства поступали информационные письма аналогичного содержания, а именно: о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решений суда - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в г. Хабаровске и в г. Комсомольске-на-Амуре.
В установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительных документов должником исполнены не были.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Беловой А.В. и Кузнецовой В.О. благоустроенных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 36 ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Министерство с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта, в связи с невозможностью исполнения судебного акта, не обращалось.
В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда. Обращение должника с заявкой в Министерство имущественных отношений Хабаровского края на приобретение квартир в г. Хабаровске для Беловой А.В. и Кузнецовой В.О. не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения.
Ссылка должника на отсутствие свободных жилых помещений, не свидетельствует об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку право гражданина на получение жилого помещения не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у должника соответствующей жилой площади.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемых постановлений от 30.12.2013.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства ЖКХ предоставить гражданам благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным судом отклоняется ввиду следующего.
В главе 13 Закона об исполнительном производстве определяется специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.03.2014 по делу N А73-416/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-416/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району г. Хабаровска, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска