г. Чита |
|
5 мая 2014 г. |
Дело N А58-5691/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., в отсутствие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей лиц, участвующих в деле, при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия):
от ООО "Ярославские огни": Черемкина А.В., доверенность от 20 февраля 2014 года; Прокопьев М.А., доверенность от 14 марта 2014 года;
от Департамента: Лиханди В.Е., доверенность от 13 января 2014 года; Горская Н.В., доверенность от 13 января 2014 года,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Устиновой А.Н., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Кононовой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ярославские огни" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2014 года по делу N А58-5691/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ярославские огни" (ОГРН 1121435009596, ИНН 1435256666; адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Кулаковского, 32, 48) к Департаменту градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1101435006298, ИНН 1435230160; адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 20) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
(суд первой инстанции: Эверстова Р.И.)
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ярославские огни" (далее - ООО "Ярославские огни", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент):
- о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта "Магазин по улице Ярославского в квартале "Б" города Якутска", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105041:241, выраженного в письме N 7182-ДГП от 13 сентября 2013 года;
- об обязании Департамента принять решение о выдаче разрешения на строительство объекта "Магазин по улице Ярославского в квартале "Б" города Якутска", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105041:241.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Департамента имелись законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство по причине несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Ярославские огни" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и положениям градостроительного законодательства. По мнению Общества, чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования соответствует Правилам землепользования и застройки г. Якутска, утвержденным решением Окружного совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9. Общество считает также, что при наличии положительного заключения государственной экспертизы проекта вывод суда первой инстанции о несоответствии такого проекта не обоснован.
В подтверждение своих доводов заявителем апелляционной жалобы в материалы дела представлены дополнительные документы: копия решения Якутского городского суда от 7 июля 2010 года по делу N 2-3491-10, копия определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2010 года по делу N 33-3614-2010, копия распоряжения Первого заместителя городского округа "Город Якутск" от 24 января 2011 года N 13/1зр "О предварительном согласовании места размещения объекта", копия акта выбора земельного участка (трассы) N 2791 от 20 декабря 2006 года, копия распоряжения Первого заместителя городского округа "Город Якутск" от 24 января 2011 года N 14/1зр "О предоставлении земельного участка для строительства магазина Шелест Лене Сергеевне", копия договора аренды земельного участка от 25 января 2011 года N 09-1/2011-0005.
На основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации и при отсутствии возражений со стороны представителей лиц, участвующих в деле, указанные дополнительные документы приобщены к материалам дела.
В отзыве от 18 марта 2014 года на апелляционную жалобу Департамент выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Ярославские огни" зарегистрировано в качестве юридического лица 23 июля 2012 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1121435009596 (т. 1, л.д. 50-54).
25 января 2011 года Комитет земельных отношений Окружной администрации города Якутска (арендодатель) передал Шелест Л.С. (арендатор) по договору аренды N 09-1/2011-0005 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:36:105041:0241, находящийся по адресу: г. Якутск, ул. Ярославского, площадью 427 кв.м., для использования под строительство магазина. Срок действия договора - до 25 января 2014 года.
На основании договора N 155 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14 августа 2012 года ООО "Ярославские огни" от Шелест Л.С. переданы все права и обязанности по договору аренды земельного участка от 25 января 2011 года N 09-1/2011-0005 (т. 1, л.д. 19-20).
5 сентября 2013 года Общество обратилось в Департамент с заявлением N 8691-ДГП о выдаче разрешения на строительство объекта "Магазин по улице Ярославского в квартале "Б" города Якутска", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105041:241, с приложением следующих документов:
- договор N 155 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14 августа 2012 года (т. 1, л.д. 19-20);
- кадастровый план земельного участка (т. 1, л.д. 17-18);
- градостроительный план земельного участка N RU14301000-2012-048 от 21 февраля 2012 года (т. 1, л.д. 11-16);
- технические условия N 370/2235 от 23 октября 2012 водоснабжения и канализации (т. 1, л.д. 22);
- технические условия для присоединения к электрическим сетям от 9 ноября 2012 года (т. 1, л.д. 23);
- проектная и рабочая документация (пояснительная записка 437/2012дс1-ПЗ) (т. 1, л.д. 24-32);
- проект организации строительства объекта капитального строительства 437/2012дс1-ПОС;
- эскизный проект, согласованный Главным архитектором г. Якутска (т. 1, л.д. 33);
- схемы, отражающие архитектурные решения 437/2012дс1-1-АР (т. 1, л.д. 34);
- положительное заключение государственной экспертизы N 14-1-4-0024-13 от 29 августа 2013 года (т. 1, л.д. 35-46);
- проектная и рабочая документация (Генеральный план 437/2012дс1-ГП) (т. 1, л.д. 47).
Письмом от 13 сентября 2013 года N 7182-ДГП (т. 1, л.д. 10) Департамент отказал Обществу в выдаче разрешения на строительство объекта по следующим причинам:
1. Градостроительный план земельного участка N RU14301000-2012-048 от 21 февраля 2012 года не соответствует градостроительным регламентам от 14 ноября 2012 года N 95-НПА;
2. Эскизный проект не согласован с Главным архитектором г. Якутска;
3. Размещение проекта не соответствует проекту планировки территории центральной части г. Якутска, утвержденного распоряжением Окружной администрации N 1200/зр от 2 декабря 2009 года;
4. Проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка:
- объект расположен в зоне Ж-5, где использование земельного участка под магазин относится к условно-разрешенным видам использования земельного участка, не представлено разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка;
- не соблюдены минимальные отступы от границ земельного участка до фасадов здания на уровне 2-4 этажей, не представлено разрешение на отклонение от предельных параметров;
- в разделе генеральный план благоустройство запроектировано за пределами отведенного земельного участка с кадастровым номером 14:36:105041:241.
Посчитав указанный отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, ООО "Ярославские огни" оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными по существу выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования ввиду следующего.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10, от 5 июля 2011 года N 651/11, от 26 июля 2011 года N 18306/10 и от 16 июля 2013 года N 3372/13.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные Обществом требования могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа Департамента в выдаче разрешения на строительство закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов Общества таким отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования ООО "Ярославские огни" удовлетворению не подлежат.
При оценке законности оспариваемого отказа суд апелляционной инстанции исходит из того, что 10 февраля 2014 года в ходе судебного заседания при рассмотрении дела судом первой инстанции Департамент обратился с заявлением (т. 2, л.д. 59), в котором поддержал пункты 1 и 4 оспариваемого отказа. От остальных оснований для отказа, изложенных в письме от 13 сентября 2013 года N 7182-ДГП, Департамент отказался, признав их необоснованность.
Протокольным определением от 10 февраля 2014 года такое заявление принято судом первой инстанции (т. 2, л.д. 63-65).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции проверяет законность отказа в выдаче разрешения на строительство только в части следующих оснований:
- градостроительный план земельного участка N RU14301000-2012-048 от 21 февраля 2012 года не соответствует градостроительным регламентам от 14 ноября 2012 года N 95-НПА;
- проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка: не соблюдены минимальные отступы от границ земельного участка до фасадов здания на уровне 2-4 этажей, не представлено разрешение на отклонение от предельных параметров.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2.4.8 Положения о Департаменте градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, утвержденного Решением Якутской городской Думы от 14.06.2012 N РЯГД-46-9, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа "Город Якутск", отнесена к компетенции Департамента.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением соответствующих документов, предусмотренных данной нормой (в частности, градостроительного плана земельного участка, материалов проектной документации и разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства).
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
На основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 этой статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Обществом к заявлению о выдаче разрешения на строительство были приложены документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе градостроительный план земельного участка и необходимые материалы рабочей документации), за исключением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Проверяемыми в судебном порядке на предмет законности основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта "Магазин по улице Ярославского в квартале "Б" города Якутска" явились несоответствие градостроительного плана земельного участка N RU14301000-2012-048 от 21 февраля 2012 года градостроительным регламентам от 14 ноября 2012 года N 95-НПА и несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (не соблюдены минимальные отступы от границ земельного участка до фасадов здания на уровне 2-4 этажей, не представлено разрешение на отклонение от предельных параметров).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен состав градостроительного плана земельного участка, в котором указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Пунктами 8 и 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены легальные определения понятий "правила землепользования и застройки" и "градостроительный регламент".
Под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В свою очередь, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции (аудиозапись судебного заседания от 10 февраля 2014 года) представителем Департамента указано, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:105041:0241 установлен градостроительный регламент в составе Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением окружного Совета города Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9 (в редакции решения Якутской городской Думы от 14.11.2012 N 95-НПА). Именно на момент обращения Общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство представленный градостроительный план земельного участка N RU14301000-2012-048 от 21 февраля 2012 года не соответствовал градостроительному регламенту в редакции от 14 ноября 2012 года по причине того, что данный градостроительный план составлен до внесения соответствующих изменений в градостроительный регламент.
Частями 1 и 2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок относится к зоне среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (Ж-5).
Согласно части 7 статьи 36.3 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9 (действовавших на момент обращения Общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство), зона среднеэтажной жилой застройки Ж-5 выделена для формирования жилых районов средней плотности с размещением многоквартирных домов.
Частью 4 статьи 36.3 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9 (далее - Правила землепользования и застройки 2007 года), установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:
а) минимальный размер земельного участка - 937,5 кв.м.;
б) минимальный отступ от красной линии внутриквартальных проездов и магистральных улиц составляет соответственно 3 м. и 5 м.;
в) минимальная глубина дворовой части составляет:
- для зданий этажностью менее 10 этажей - 12,5 м.;
- для зданий этажностью 10 этажей и более - по 2,5 м. на каждый этаж;
г) минимальный отступ от границ земельных участков до боковой стены многоквартирного дома устанавливается в размере 5 м.;
д) минимальное количество этажей - 5;
е) максимальное количество этажей - 16;
ж) максимальный процент застройки земельного участка составляет 50 %;
з) минимальный процент озеленения земельного участка составляет 15 %.
Согласно пункту 3 раздела II Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом Минрегиона России от 11.08.2006 N 93, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, выполняются в виде сплошной линии толщиной 1,2 мм. Линии отступа графически привязываются к реперам или капитальным зданиям, имеющимся на топосъемке. Расстояние указывается в метрах. Места допустимого размещения зданий, строений, сооружений указываются в виде участков, заштрихованных сплошными линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм перпендикулярно друг к другу.
На имеющемся в материалах дела чертеже градостроительного плана земельного участка (т. 1, л.д. 13) указаны минимальные отступы от границ земельного участка до боковой стены объекта капитального строительства и составляют 5 м. каждый. В качестве места допустимого размещения зданий, строений, сооружений указан заштрихованный сплошными линиями прямоугольник, размерами 10 х 11 м.
Согласно схемам, отражающим архитектурные решения 437/2012дс1-1-АР (т. 1, л.д. 34), план первого этажа проектируемого здания запланирован в размерах 10 х 10 м. в осях 1-3, А-В, однако с учетом толщины стен для первого этажа объекта капитального строительства размеры составляют 10,9 х 10,9 м.
Планы 2-4 этажей проектируемого здания запланированы в размерах 12,6 х 11,3 м. в осях 1-3, А-В, но с учетом толщины стен для 2-4 этажей объекта капитального строительства размеры составляют 13,4 х 12,1 м. Следовательно, отступы от границы земельного участка до фасадов здания на уровне 2-4 этажей составят 4,2 м. вместо 5 м.
Таким образом, указанные фактические параметра объекта капитального строительства не соответствуют требованиям для составления чертежа градостроительного плана.
Суд апелляционной инстанции находит не имеющим значения для рассматриваемого дела довод Общества о том, что в настоящее время решением Якутской городской думы от 25.12.2013 N РЯГД-5-9 приняты новые Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", в которых отсутствует требования, касающееся минимальных отступов от границ земельного участка.
Новые Правила землепользования и застройки вступили в силу 14 января 2014 года, тогда как Департамент руководствовался действовавшими на момент обращения Общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство (5 сентября 2013 года) Правилами землепользования и застройки 2007 года.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 22 июня 2011 года N 1436/11-06497 общая площадь земельного участка с кадастровым номером 14:36:105041:0241, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Ярославского, составляет 427 кв.м., тогда как Правилами землепользования и застройки установлен минимальный размер земельного участка, который составляет 937,5 кв.м. (т.1, л.д. 94-95).
Статья 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства Обществом ни одновременно с заявлением о выдаче разрешения на строительство, ни в материалы дела в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что согласно проектной документации общая площадь объекта строительства "Магазин по улице Ярославского в квартале "Б" города Якутска" составляет 523,7 кв.м.
Данное обстоятельство подтверждается письмом Общества с ограниченной ответственностью "ЯкутПроект-Инвест" от 14 января 2014 года N 01 (т. 2, л.д. 36).
В то же время согласно подпункту г) пункта 2 части 7 статьи 36.3 Правил землепользования и застройки 2007 года в качестве вспомогательного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны среднеэтажной жилой застройки Ж-5 указаны магазины товаров первой необходимости (общей площадью не более 400 кв.м.) на первых этажах жилых многоквартирных домов.
Довод Общества, что подобное ограничение общей площади для магазинов товаров первой необходимости относится только к случаям строительства таких магазинов на первых этажах жилых многоквартирных домов, является несостоятельным по следующим причинам.
Действительно, градостроительным регламентом не предусмотрено строительство отдельных зданий магазинов, но это не означает, что при строительстве отдельного здания магазина на него не распространяются такие ограничения. Рассматриваемое условие (общая площадь не более 400 кв.м.), по мнению суда, относится и к случаям строительства магазинов товаров первой необходимости в виде отдельно стоящих зданий.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что представленная в Департамент проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, а также отсутствует разрешение на отклонение от предельных параметров.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на разрешение на строительство по нулевому циклу не распространяются требования, установленные для строительства выше фундаментов, мотивирован ссылкой на часть 4 статьи 24 Правил землепользования и застройки 2007 года.
Однако данная норма (часть 4 статьи 24 Правил землепользования и застройки 2007 года) исключена из Правил землепользования и застройки решением Якутской городской Думы от 20.04.2011 N РЯГД-33-7, в результате чего не подлежит применению, так как с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта Общество обратилось в сентябре 2013 года.
Относительно довода Общества о том, что наличие положительной государственной экспертизы проекта подтверждает соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, сводов правил, национальным стандартам и результатам инженерных изысканий, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
В связи с этим судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что наличие положительного заключения государственной экспертизы само по себе не подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана.
Так, согласно примечанию к пункту 4 части 7 статьи 36.3 Правил землепользования и застройки 2007 года, в котором предусмотрены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, показатели, не урегулированные в настоящих параметрах, определяются в соответствии с требованиями технических регламентов, СНиП, СанПиН и других нормативных документов.
Ранее уже отмечалось, что Департамент отказал Обществу в выдаче разрешения на строительство по причине несоответствия проектной документации именно требованиям, определенным в пункте 4 части 7 статьи 36.3 Правил землепользования и застройки.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах и правовом регулировании они (равно как и дополнительно представленные доказательства) не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции о законности отказа в выдаче разрешения на строительство, в связи с чем предусмотренные процессуальным законом основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2014 года по делу N А58-5691/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2014 года по делу N А58-5691/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5691/2013
Истец: ООО "Ярославские огни"
Ответчик: Департамент градостроительной политики Окружной администрации города Якутска