г. Самара |
|
05 мая 2014 г. |
Дело N А65-22506/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.04.2014 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бытовая Электроника"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2014 по делу N А65-22506/2013 (судья Нафиев И.Ф.), принятое по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Бытовая Электроника"(ОГРН 1041621024873, ИНН 1655084109), г.Казань,
к Главному управлению МЧС России по Нижегородской области, г.Нижний Новгород,
о признании незаконным и отмене предписания N 219/3, 4/219 от 03.07.2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бытовая Электроника" (далее-заявитель, ООО "Бытовая Электроника") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене предписания N 219/3, 4/219 от 03.07.2013, вынесенное отделом надзорной деятельности по Павловскому району Главного управления МЧС России по Нижегородской области (далее - заинтересованное лицо) (т.1, л.д. 3-8)
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.11.2013 произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Главное управления МЧС России по Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2014 (т.1, л.д. 120-126) заявление удовлетворено частично. Признан незаконным пункт 1 части 1 предписания от 02.07.2013 N 219/3, 4/219 Главного управления МЧС России по Нижегородской области. На Главное управление МЧС России по Нижегородской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Бытовая Электроника". В удовлетворении остальной части заявления отказано. Расходы по госпошлине отнесены в размере 2000 руб. отнесены на заинтересованное лицо.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Бытовая Электроника" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 03.02.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме (т.2, л.д. 3-7).
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения Главного государственного инспектора Павловского района Нижегородской области по пожарному надзору Корягина А. В. N 219 от 14.06.2013, ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в период с 02.07.2013 по 03.07.2013 инспектором ОНД по Павловскому району старшим лейтенантом внутренней службы Андрияновым А.В. проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Бытовая Электроника", по месту нахождения торгового магазина ("ДОМО"), расположенного по адресу: г. Павлово Нижегородской области, ул. Ленина, д.7.
По результатам проверки был составлен акт проверки N 219 от 03.07.2013, в котором указаны выявленные нарушения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (т.1, л.д.47-48).
По результатам проведенной проверки заинтересованным лицом было выдано предписание N 219/3, 4/219 от 02.07.2013 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, требований гражданской обороны в срок до 01.07.2014 (т.1 л.д.18-19).
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть признаны арбитражным судом недействительными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 1 части 1 предписания указано, что ответчиком не разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) на территории объекта.
Так, орган надзорной деятельности в указанном пункте ссылается на нарушение предприятием статьи 14 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" (далее - Закон N68-ФЗ), пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
В соответствии с " и "б" статья 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, статья 14 Закона N 68-ФЗ не устанавливает обязанности для организаций по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В указанной норме речь идет о планировании и осуществлении иных мероприятий.
Пунктом 23 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Постановление N 794) установлено, что проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
То есть указанным пунктом установлена организация мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы.
В соответствии со статьей 4 Закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно преамбуле действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 2 Постановления N 794 единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом N 68-ФЗ.
Согласно пункту 3 Положения единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС - единая система) - это единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения (пункт 6 Постановления N 794).
Таким образом, постановление N 794 определяет порядок организации и действий только Единой государственной предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в которую входят те организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 10 Положения N 794 постоянно действующими органами управления единой системы являются, в частности, на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Между тем, Управление не представило доказательств того, что общество относится к какому-либо из перечисленных субъектов названного Положения, является организацией, в полномочия которой входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В связи с этим возложение на общество обязанности по разработке данного плана незаконно.
Данные выводы соответствуют сложившейся судебной практике, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010. N 07АП-5733/13.
Пунктом 2 оспариваемого предписания на заявителя обоснованно возложена обязанность организовать обучение должностных лиц в области защиты населения от ЧС в УМЦ и обучение сотрудников.
В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), организации, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны обучить работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Перечни должностных лиц, которым необходимо пройти обучение в учебно-методическом центре определены Приказами МЧС России от 13.11.2006 N646 и от 19.01.2004 N19. Также в соответствии с Положением о подготовке населения в области защиты населения и территорий от ЧС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547, обучение организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях. Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - работающее население. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках. Для обучения работников внутри организации должны быть назначены руководители групп занятий, которые должны были пройти обучение, в соответствии с приказом МЧС России от 13.11.2006 N646 обучение, в УМЦ по ГОЧС или на курсах гражданской обороны, где предоставляют рекомендуемые программы для обучения работников организаций.
Пунктами 3, 4 предписания на заявителя возложена обязанность на создание резерва финансовых средств для ликвидации ЧС, создание резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" одной из основных задач предупреждения и ликвидации ЧС является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы материальных и финансовых ресурсов создаются заблаговременно для ликвидации ЧС с целью экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения таких ситуаций. Порядок создания и использования резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются руководящим органом организации. Объем резервов напрямую зависит от видов и масштабов ЧС, указанных в плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта. В соответствии с пунктом 7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 N1340 финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций.
В соответствии с Законом N 68-ФЗ Правительством Российской Федерации 10.11.1996 N 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок N 1340).
Пунктом 2 Порядка N 1340 установлено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Согласно пункту 3 Порядка N 1340 для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти; резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления; объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
Из пункта 7 Порядка N 1340 следует, что финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе осуществляется за счет собственных средств учреждений (объектовых резервов материальных ресурсов).
Как правильно указывает заинтересованное лицо, Законом N 68-ФЗ не предусмотрено каких-либо исключений либо особенностей в обязанности создания резерва материальных ресурсов коммерческими предприятиями.
Данные выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике, например, постановлению Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 N 07АП-5733/13.
Пунктом 5 предписания на заявителя обоснованно возложена обязанность разработать план мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта.
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" части 1 статьи 9 организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. В соответствии с пунктом Б статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
Устойчивость функционирования объекта экономики в мирное время - это способность в условиях возникновения опасностей, вызванных источниками природного и техногенного характера, производить продукцию (оказывать услуги) в установленных номенклатуре, объемах и сроках с целью обеспечения жизнедеятельности населения; устойчивость функционирования объекта экономики в военное время - это способность производить продукцию в установленных номенклатуре, объемах и сроках, а также обеспечение жизнедеятельности персонала соответствующих предприятий в условиях войны.
Пунктом 1 части 2 оспариваемого предписания на заявителя обоснованно возложена обязанность организовать обучение должностных лиц в области ГО в УМЦ и обучение сотрудников.
В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны"), организации, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны обучить работников в области гражданской обороны. Перечни должностных лиц, которым необходимо пройти обучение в учебно-методическом центре (УМЦ) определены Приказами МЧС России от 13.11.2006 г. N646 и от 19.01.2004 г. N19. В соответствии с пунктом 4 Положения об организации обучения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), а также по месту работы.
В соответствии с ч.1 ст.9 N ФЗ-28 организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны.
В соответствии с п.Г ст.5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, организации:
разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны;
осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.
Пунктом 2 части 2 предписания на заявителя обоснованно возложена обязанность обеспечить работников средствами индивидуальной защиты (противогазами), в том числе из расчета на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Так, статьи 11, 14 Закона N 68-ФЗ предусматривают, что финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации проводятся за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайной ситуации, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. Для чего органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации.
Статья 24 Закона N 68-ФЗ определяет, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации федерального и межрегионального характера - является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера - расходным обязательством субъекта РФ; в границах (на территории) муниципального образования - расходным обязательством муниципального образования. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно п.4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (далее - положение N993), обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется, в том числе, организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения. На основании п. 8 указанного положения N993 накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения: для детей - камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности; для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон - противогазы из расчета на 100% от их общей численности; для работников РОО (радиационно-опасных объектах) и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций; для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Пунктом 25 Положения N993 закреплено, что организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ. В силу п.п. 2, 7 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.
Пунктом 3 части 2 предписания на заявителя обоснованно возложена обязанность по разработки плана ГО объекта.
В соответствии с п.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций.
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" части 1 статьи 9 организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Пунктом 4 части 2 оспариваемого предписания на заявителя возложена обязанность назначить работника, уполномоченного на решение задач в области ГО, разработать его должностные обязанности.
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1994 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органом, осуществляющим управление гражданской обороной в организации, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны организаций, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок создания определен постановлением Правительства РФ от 10.06.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны". В соответствии с п. 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС постоянно действующим органом управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются, соответствующими положениями о них. Работники по гражданской обороне назначаются в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек, работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации (Постановление Правительства РФ от 10.07. 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны").
Доводы ООО "Бытовая Электроника" о том, что их магазин бытовой электроники "ДОМО" не является потенциально опасным объектом и на них не распространяется действие Федерального закона от 12.02.1994 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", суд первой инстанции правомерно счёл несостоятельными. Федеральный закон N 28-ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны (преамбула закона). Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ООО "Бытовая Электроника" является самостоятельным юридическим лицом и обязано выполнять требования законодательства Российской Федерации, в том числе и Федерального закона N 28-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.1998 г. N 1149 отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения., а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Пунктом 8 данного Порядка установлено, что к третьей группе территорий по гражданской обороне (каковым и является г. Павлово Нижегородской области) относится территория города, если: численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек: численность населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне, либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; менее 30 процентов населения либо территории попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Таким образом, торговый магазин "ДОМО" ООО "Бытовая Электроника", расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Павлово ул. Ленина, д. 7, попадает в зону возможного радиоактивного заражения, и в соответствии с пунктом 6 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993, организация должна обеспечить работников организации и подведомственных ей объектов, средствами индивидуальной защиты и выполнить вышеуказанные требования предписания.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом проверен порядок проведения проверки в отношении заявителя и соблюдение ответчиком норм Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Нарушений требований закона и прав Общества со стороны проверяющих не установлено. Так, проверка проведена на основании распоряжения Главного государственного инспектора Павловского района Нижегородской области но пожарному надзору Корягина А. В. N 219 от 14.06.2013, которое было направлено заявителю по юридическому адресу (г.Казань, ул.Спартаковская, д.2) заказным письмом 14.06.2013, и было получено 25.06.2013. Акт проверки от 03.07.2013 составлен в присутствии представителя заявителя Корчагиной Нелли Владимировны, действующей на основании доверенности ООО "Бытовая Электроника" от 02.07.2013 (т.1, л.д.41). Как показывает исследование данной доверенности, Корчагина Н.В. наделена полномочиями представлять права и законные интересы ООО "Бытовая Электроника" при проведении плановой выездной проверки на основании вышеуказанного распоряжения от 14.06.2013 N219. Оспариваемое предписание получено тем же представителем общества 03.07.2013.
Заявителем также представлены судебные акты от 20.11.2013 судов общей юрисдикции (Павловского городского суда Нижегородской области), согласно которым постановления мирового судьи от 21.08.2013 г. о привлечении ООО "Бытовая Электроника" к административной ответственности отменены. Как показывает исследование данных судебных актов, постановления о привлечении Общества к административной ответственности (за те же правонарушения, что указаны в оспариваемом предписании), отменены лишь из-за процессуальных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности и истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Как установлено вступившими в законную силу решениями от 20.11.2013 г. Павловского городского суда Нижегородской области, поскольку нарушения предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или технического характера, имели место 03.07.2013, то установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности истек 04.10.2013.
Таким образом, заявление подлежит частичному удовлетворению - в части п.1 части 1 предписания. В остальной части выданное заявителю предписание основано на приведенных выше нормах закона, содержит сроки для устранения нарушений, и подлежит исполнению заявителем.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований частично.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 03.02.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине в размере 1000 руб. согласно статьям 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ, относятся на заявителя апелляционной жалобы - ООО "Бытовая Электроника". Согласно подпунктам 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина юридическими лицами уплачивается в сумме 1000 руб. В связи с чем, излишне уплаченная платежным поручением 06.03.2014 N 33041 государственная пошлина, в размере 1 000 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2014 по делу N А65-22506/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бытовая Электроника"- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Бытовая Электроника"(ОГРН 1041621024873, ИНН 1655084109), г.Казань, из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 06.03.2014 N 33041 в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22506/2013
Истец: ООО "Бытовая Электроника", г. Казань
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области, г. Нижний Новгород, ОНД по Павловскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара