г. Москва |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А40-58906/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Пронниковой Е.В., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Федеральной службы по оборонному заказу
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11 сентября 2013 года
по делу N А40-58906/2013, принятое судьей Полукаровым А.В. (154-568),
по заявлению ООО "БелТорг"
к Федеральной службе по оборонному заказу (Рособоронзаказ),
третье лицо: ФКУ "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации",
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Ибрашев Р.Д. по дов. от 13.01.2014 N 1; |
от третьего лица: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.09.2013 удовлетворено требование о признании недействительным решения Федеральной службы по оборонному заказу (далее - Рособоронзаказ) о включении сведений об ООО "БелТорг" (далее - заявитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков под реестровым номером ФНП 12578-13 от 19.04.2013. На Федеральную службу по оборонному заказу судом первой инстанции возложена обязанность исключить сведения в отношении ООО "БелТорг" из Реестра недобросовестных поставщиков не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Рособоронзаказ подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование этого указывается, что в связи с представлением ООО "БелТорг" ненадлежащего документа об обеспечении исполнения государственного контракта, а также направлением указанного документа с нарушением срока, заказчиком правомерно оформлен протокол об уклонении ООО "БелТорг" от заключения государственного контракта по результату открытого аукциона в электронной форме. Оспариваемым решением Рособоронзаказа от 19 апреля 2013 г. сведения об ООО "БелТорг" правомерно включены в реестр недобросовестных поставщиков
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N А40-58905/13.
01.04.2014 определением суда производство по делу возобновлено.
Суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель Рособоронзаказа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителя ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Федеральным казенным учреждением Северо-Кавказского окружного управления материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации был объявлен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания по извещению N 0358100010013000019.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 11.02.2013 N 2/2 Общество признано победителем и 15.02.2013 заказчиком через оператора электронной площадки - ООО "РТС-Трейд" ему направлен проект контракта.
20.02.2013 Общество через оператора электронной площадки направило заказчику проект контракта, подписанный цифровой электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона и документ об обеспечении исполнения контракта в виде сканированной копии второй страницы банковской гарантии.
Однако в результате технической ошибки к указанному контракту была прикреплена только одна из двух страниц банковской гарантии N БГ- 130218/0358100010013000019 от 18.02.2013.
Данная ошибка была обнаружена обществом до истечения установленного законом пятидневного срока подписания госконтракта и им были предприняты меры для ее устранения.
Письмом от 01.03.2013 оператор электронной площадки сообщил, что "после подписания контракта у Участника отсутствует техническая возможность внести изменения в карточку контракта (добавить отсутствующие страницы банковской гарантии). Для того чтобы появилась техническая возможность внести изменения необходимо, чтобы Заказчик направил проект контракта на доработку. Решение о направлении проекта контракта на доработку принимается непосредственно Заказчиком".
26.02.2013 ФКУ "СКО УМТС МВД России" составлен протокол об отказе от заключения государственного контракта с Обществом по причине того, что участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частью 4 статьи 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, документ об обеспечении исполнения контракта.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества 12.03.2013 в Рособоронзаказ с жалобой N 172-ж на действия заказчика аукциона и оператора торговой площадки, допущенные ими при проведении открытого аукциона.
Рассмотрев поступившую жалобу, Рособоронзаказ решением от 22.03.2013 N 172-рж признал ее необоснованной.
19.04.2013 Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) приняла решение о включении ООО "БелТорг" в реестр недобросовестных поставщиков под реестровым номером РНП.12578-13 по причине "уклонение победителя от заключения контракта".
Не согласившись с указанным решением заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя о признании недействительным решения Федеральной службы по оборонному заказу о включении сведений об ООО "БелТорг" в реестр недобросовестных поставщиков под реестровым номером ФНП 12578-13 от 19.04.2013, суд первой инстанции исходил из незаконности принятого уполномоченным государственным органом решения и добросовестного поведения участника размещения заказа, а также его намерения заключить контракт в установленном порядке.
Вместе с тем, данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, исходя из следующих обстоятельств.
Согласно части 5 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действовавшего в рассматриваемый период) в течение одного часа с момента получения проекта контракта, подписанного электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, но не ранее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме оператор электронной площадки направляет заказчику подписанный проект контракта.
Частью 9 статьи 41.2 установлено, что направление документов и сведений заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией участнику размещения заказа или участником размещения заказа заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию осуществляется через электронную площадку.
Таким образом, в случае проведения открытого аукциона в электронной форме государственный контракт может быть заключен только в порядке и в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, через электронную площадку.
В соответствии с частью 11 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 статьи 41.12 Закона не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-58905/13. решение Федеральной службы по оборонному заказу N 172-рж от 22.03.2013 о признании жалобы общества на действия заказчика аукциона и оператора торговой площадки, допущенные ими при проведении открытого аукциона признано законным и обоснованным.
Судами установлено, что в нарушение требований действующего законодательства общество в установленный 5-ти дневный срок не направило оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника, документ об обеспечении исполнения контракта.
ООО "БелТорг" не представлено доказательств некорректной или ненадлежащей работы электронной площадки, а также доказательств того, что проект контракта оператором электронной площадки направлен в нарушение части 5 статьи 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что у заказчика отсутствовали правовые основания для заключения с Обществом государственного контракта.
Указанные обстоятельства в силу статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
Частью 11 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ определены случаи, в которых победитель открытого аукциона в электронной форме или иной участник открытого аукциона, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в том числе и в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частью 4 названной статьи, не направил оператору электронной площадки проект контракта (подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа), а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта.
Признание поставщика (исполнителя, подрядчика) уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта влечет включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (статья 19 Закона N 94-ФЗ).
В связи с представлением ООО "БелТорг" ненадлежащего документа об обеспечении исполнения государственного контракта, а также направлением указанного документа с нарушением срока, заказчиком правомерно оформлен протокол об уклонении ООО "БелТорг" от заключения государственного контракта по результату открытого аукциона в электронной форме и направлены данные, необходимые для включения заявителя в реестр недобросовестных поставщиков в Рособоронзаказ.
В свою очередь, Рособоронзаказ рассмотрев обращение заказчика, правомерно включил сведения в отношении ООО "БелТорг" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением последнего от заключения государственного контракта.
Выводы суда первой инстанции о добросовестном поведении участника размещения заказа, а также о его намерении заключить в установленном порядке, являются ошибочными.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного заказа и совершая установленные нормативными документами юридически значимые действия, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 94-ФЗ.
В данном случае небрежность, допущенная заявителем при подготовке и подаче документов для заключения государственного контракта, привела к невозможности его заключения, что в свою очередь повлекло наложение на заявителя санкции за его недобросовестное поведение.
Как установлено материалами дела, заявитель подписанный контракт с приложенной банковской гарантией Обществом в адрес заказчика направил посредством экспресс-почты лишь 27.02.2013, в то время как ошибка участником о ненадлежащем направлении документа об обеспечении контракта была обнаружена 20.02.2013, что в свою очередь подтверждает недобросовестное поведение участника.
Решение заказчика об отказе от заключении контракта и признании его уклонившимся принято 26.02.2013.
Таким образом, следует признать, что ООО "БелТорг" в период с 20 по 26 февраля 2013 года реальных действий на заключении контракта не предпринимал.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя подлежит отменен с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления ООО "БелТорг" о признании недействительным решения Рособоронзаказа N 125 от 14.05.2013 о включении ООО "БелТорг" в реестр недобросовестных поставщиков и обязании исключить сведения об ООО "БелТорг" из реестра недобросовестных поставщиков отказать.
руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11 сентября 2013 года по делу N А40-58906/2013 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "БелТорг" о признании недействительным решения Рособоронзаказа N 125 от 14.05.2013 г. о включении ООО "БелТорг" в реестр недобросовестных поставщиков и обязании исключить сведения об ООО "БелТорг" из реестра недобросовестных поставщиков отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58906/2013
Истец: ООО "БелТорг"
Ответчик: Федеральная служба по оборонному заказу
Третье лицо: ФКУ Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения МВД РФ