г. Томск |
|
05 мая 2014 г. |
Дело N А45-18138/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2014.
Полный текст постановления изготовлен 05.05.2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной,
судей: О.Ю. Киреевой, Е.И. Захарчука
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Г. Захаренко
при участии представителей сторон:
от истца: Н.П. Альмухометовой по дов. от 27.11.2012
от ответчика: В.П. Флаксмана по дов. от 31.12.2014, А.А. Остащенко по дов. от 01.01.2014
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Оборонэнергосбыт" (07АП-934/14) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.12.2013 по делу N А45-18138/2013 (судья И.В. Нефедченко) по иску ОАО "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 10524660078692) к ОАО "Оборонэнергосбыт" в лице филиала "Сибирский" (ОГРН 1097746448315), при участии третьего лица - ОАО "Оборгонэнерго", о взыскании 3 777 506,18 руб.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к ОАО "Оборонэнергосбыт" в лице филиала "Сибирский" о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 3 777 506,18 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, судом привлечено ОАО "Оборонэнерго".
Решением арбитражного суда от 03.12.2013 (резолютивная часть объявлена 02.12.2013) исковые требования удовлетворены частично, в сумме 3 126 731, 31 руб. задолженности. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Оборонэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в части применения суммы сбытовой надбавки в размере 438 070, 67 руб. (с учетом уточнений от 18.04.2014), ссылаясь на то, что:
- суд первой инстанции неправильно истолковал абз.11 п.2 Правил определения и применения гарантирующим поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 11179 от 29.12.2011; для применения указанного положения в отношении электроэнергии, поставляемой на нужды организаций, непосредственно подведомственных Министерству обороны РФ, не обязательно наличие факта технологического присоединения к электрическим сетям организаций, находящихся в ведении Министерства обороны РФ;
- судом не дана оценка информационному письму ФСТ России N СН-5575/14 от 13.07.2011, согласно которому границы зоны ОАО "Оборонэнергосбыт" определяются по всем электрическим сетям организаций (сетевых организаций, хозяйствующих субъектов), находящихся в ведении Министерства обороны РФ и (или) образованных во исполнении Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359.
- ответчик доказал границу зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, что свидетельствует о неправомерности применения ОАО "Красноярскэнергосбыт" своей сбытовой надбавки в спорных точках поставки.
В дополнениях ответчик дополнительно указал на то, что ОАО "Красноярскэнергосбыт", как гарантирующий поставщик первого уровня, при тарифном регулировании имеет возможность компенсировать затраты, связанные с неприменением своей сбытовой надбавки к ОАО "Оборонэнергосбыт", данные затраты компенсируются посредством увеличения сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы и настаивали на ее удовлетворении.
ОАО "Красноярскэнергосбыт" в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании считают обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, поскольку положения абз.11 п.2 Правил N 1179 и абз. 7 п. 96 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N442 от 04.05.2012, указывают как основание неприменения сбытовой надбавки гарантирующим поставщиком в отношении точек поставки по признаку территориальной расположенности в зависимости от зоны действия гарантирующего поставщика. Точки поставки, в отношении которых истец применил сбытовую надбавку, расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика - ОАО "Красноярскэнергосбыт", а не ОАО "Оборонэнергосбыт". Начиная с 01.02.2012, ОАО "Красноярскэнергосбыт" производит начисление стоимости потребленной объектами ответчика электроэнергии и предъявление к оплате ответчику с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика только в отношении точек поставки, которые не имеют технологического присоединения к сетям сетевой организации ОАО "Оборонэнерго".
На основании ч.3 ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 03.12.2013, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене либо изменению.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт" сложились фактические отношения по энергоснабжению, договор в установленном законом порядке не заключен. ОАО "Красноярскэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Красноярского края, осуществляет энергоснабжение объектов потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт", расположенных на территории Красноярского края.
ОАО "Оборонэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Красноярского края на основании Приказа Министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 03.08.2011 N 0524, в соответствии с которым границами зоны деятельности ответчика на территории Красноярского края определены границы балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящихся в ведении Минобороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа N 1359 от 15.09.2008. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ N78-р от 02.02.2010 ОАО "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны РФ в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате поставленной ОАО "Красноярскэнергосбыт" с мая по июль 2013 г. электрической энергии, начисленной на основании ведомостей потребления, явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности 3 777 506, 18 руб. В дальнейшем истец признал необоснованным включение суммы фактических потерь, возникающих между ТП-577 и энергоустановками конечных потребителей электрической энергии в сумме 304 517, 20 руб., нормативных потерь 346 257, 67 руб.
Удовлетворяя исковые требования в сумме 3 126 731, 31 руб., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт поставки истцом электрической энергии подтвержден материалами дела, доказательства оплаты стоимости полученной в спорный период электроэнергии ответчиком не представлены, начисление стоимости потребленной электрической энергии должно производится с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика - ОАО "Красноярскэнергосбыт".
Ответчиком решение суда первой инстанции обжалуется только в части взыскания сбытовой надбавки в сумме 438 070,67 руб.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется п.25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
В порядке, предусмотренном ч.5 ст.268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.12.2013 проверено в обжалуемой части.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть электрическую энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п.1 ст. 544 ГК РФ).
Факт поставки истцом электрической энергии подтвержден материалами дела, доказательств оплаты стоимости полученной в спорный период электроэнергии в полном объеме в размере 3 126 731, 31 руб. ответчиком не представлены. Наличие задолженности в указанной сумме обоснованно документально, в том числе и ведомостями потребления.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы о неправильном применении судом первой инстанции положений абз. 11 п. 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179 и необоснованность применения сбытовой надбавки гарантирующего поставщика - ОАО "Красноярскэнергосбыт", судом апелляционной инстанции не принимаются.
В обоснование своей позиции по неприменению сбытовой надбавки, ОАО "Оборонэнергосбыт" ссылается на акты разграничения балансовой принадлежности по точкам поставки, по которым истец делает расчет с учетом сбытовой надбавки, указывая, что представленные им акты разграничения балансовой принадлежности сетей подтверждают наличие у потребителей электрических сетей от энергопринимающих устройств до электрических сетей соответствующих сетевых организаций.
Поскольку данные потребители, по мнению ответчика, находятся в ведении Министерства обороны РФ, энергопринимающие устройства этих потребителей также принадлежат на праве собственности или ином законном основании Министерству обороны РФ, и таким образом, определяют границы зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт", как гарантирующего поставщика электрической энергии, т.е. по всем точкам поставки ответчик, по его мнению, является гарантирующим поставщиком.
Согласно абз. 11 п. 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цент на электрическую энергию, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1179 от 29.12.2011 до 1 января 2015 г. гарантирующие поставщики определяют и применяют предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении энергосбытовых организаций, которые не осуществляют покупку (поставку) электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности, определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергии находящихся в ведении Минобороны РФ организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребите-лей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства кото-рых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Минобороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционером обществе "Оборонсервис", без учета своей сбытовой надбавки.
Положения абз. 11 п. 2 Правил N 1179 была изменена Постановлением Правительства РФ N442 от 04.05.2012, согласно новой редакции, предельные уровни нерегулируемых цен без учета сбытовой надбавки применяются в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве гарантирующего поставщика и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у гарантирующего поставщика- участников оптового рынка. При этом такие предельные уровни применяются к объемам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Министерства обороны РФ организациям и иным потребителям, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа N 1359.
Из буквального толкования данной нормы следует, что применение нерегулируемых цен без сбытовой надбавки поставлено в зависимость от такого признака, как технологическое присоединение всех точек поставки ответчика (и относящихся к объектам Минобороны РФ и других потребителей) к сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании, находящимся в ведении Министерства обороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа N 1359. Такой сетевой организацией является общество "Оборонэнерго".
В силу п. 3 ст. 38 ФЗ "Об электроэнергетике" в границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Красноярскэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Красноярского края. Зоной его деятельности как гарантирующего поставщика являются административные границы Красноярского края, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности других гарантирующих поставщиков, действующих на территории Красноярского края, а также границ балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организациям, подведомственным Министерству обороны РФ, расположенным на территории Красноярского края, в рамках которых гарантирующим поставщиком является ОАО "Оборонэнергосбыт".
Границами зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Оборонэнергосбыт" на территории Красноярского края определены границы балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис". Представленными ответчиком актами по спорным точкам поставки подтверждается, что границы балансовой принадлежности электросетей проходят между энергоустановками потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт" (внутренние электрические сети) и электрическими сетями сетевых организациями, которые не являются организациями, находящимися в ведении Министерства обороны РФ и сети которых не принадлежат на праве собственности или ином законном основании Министерству обороны РФ.
В п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012, определено, что точка поставки на розничном рынке место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемой для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством РФ об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности".
Точки поставки потребителей ответчика, стоимость потребленной электроэнергии которыми рассчитывается истцом с применением сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО "Красноярскэнергосбыт", расположены на территории зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика ОАО "Красноярскэнергосбыт". Ответчик по отношению к данным потребителям (точкам поставки) не является гарантирующим поставщиком, а является энергосбытовой организацией, определенным единственным поставщиком электрической энергии. Поскольку фактическое энергоснабжение части объектов ОАО "Оборонэнергосбыт" осуществляет ОАО "Красноярскэнергосбыт", в отношении указанных объектов по соответствующим точкам поставки подлежит применению сбытовая надбавка.
Учитывая изложенное, Информационное письмо ФСТ России N СН-5575/14 от 13.07.2011, на которое ссылается ответчик, обоснованно не принято судом первой инстанции. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ч. ч. 1, 5 ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.ст.271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.12.2013 по делу N А45-18138/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18138/2013
Истец: ОАО "Красноярскэнергосбыт"
Ответчик: ОАО "Оборонэнергосбыт"
Третье лицо: ОАО " Оборонэнерго"