г. Самара |
|
05 мая 2014 г. |
Дело N А55-23180/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя - представителя Иностранной организации "РИМОС ЛИМИТЕД" - Колупаева Д.С. (доверенность от 01.12.2013),
от 1-го заинтересованного лица - представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары - Попугаевой О.И. (доверенность N 04-14/4 от 09.01.2014),
от 2-го заинтересованного лица - представителя Управления ФНС России по Самарской области - Синицыной Е.В. (доверенность N 12-22/0036@ от 14.06.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.04.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Иностранной организации "РИМОС ЛИМИТЕД"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2014 по делу N А55-23180/2013 (судья Коршикова Е.В.), принятое
по заявлению Иностранной организации "РИМОС ЛИМИТЕД", г. Самара,
к Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары, г. Самара,
к Управлению ФНС России по Самарской области, г. Самара,
об оспаривании ненормативных правовых актов
УСТАНОВИЛ:
Иностранная организация "РИМОС ЛИМИТЕД" (далее-заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары (далее - 1-е заинтересованное лицо, налоговый орган) о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.05.2013 N 16-15/2423 дсп, решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее-2-е заинтересованное лицо, Управление) по апелляционной жалобе "РИМОС ЛИМИТЕД" КОМПАНИ (отделение в г. Самара) на решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.05.2013 N 16-15\2423дсп от 15.07.2013 N 03-15/17032 (л.д. 7-8).
Заявитель полагает, что поскольку воздушное судно - самолет ТУ-154-М государственный и регистрационный знаки RA-85744 серийный (заводской) номер 92А927 полностью уничтожено 04.12.2010 и не имеет характеристик, соответствующих объекту налогообложения, установленных ст. 38 и ст. 358 НК РФ, обязанность уплачивать транспортный налог у него отсутствует.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2014 в удовлетворении заявления отказано (л.д. 110-113).
Не согласившись с выводами суда, Иностранная организация "РИМОС ЛИМИТЕД" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 26.02.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт (л.д.116-120) об удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель 1-го заинтересованного лица в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда от 26.02.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель 2-го заинтересованного лица в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда от 26.02.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Самары по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2011 год "РИМОС ЛИМИТЕД" КОМПАНИ (отделение в г. Самара) вынесено оспариваемое по делу решение от 20.05.2013 N 16-15/2423дсп, которым доначислен транспортный налог в сумме 2 614 500 руб., налогоплательщику предложено уплатить штрафные санкции, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в сумме 522 900 руб., начислены пени в сумме 315679,09 рублей.
Заявитель, не согласившись с решением инспекции, направил в Управление ФНС России по Самарской области апелляционную жалобу, по результатам рассмотрения которой вынесено решение от 15.07.2013 N 03-15/17032, также оспариваемое по настоящему делу. Решением от 15.07.2013 N 03-15/17032 Управление изменило решение инспекции от 20.05.2013 N 16-15\2423дсп, отменив пункт 1 подпункт 4.2. пункта 4 его резолютивной части (привлечение к налоговой ответственности).
Налогоплательщик произвел перерасчет суммы транспортного налога за 2011 год по транспортному средству - самолет ТУ-154-М, регистрационный знак RA-85744 с учетом коэффициента нахождения в собственности данного транспортного средства, сниженного с 1 до 0,17 с учетом того, что в 2010 году указанное воздушное судно попало в происшествие и фактически уничтожено полностью.
В подтверждение довода об отсутствии возможности дальнейшей эксплуатации указанного воздушного судна налогоплательщик представил письмо Межгосударственного авиационного комитета от 20.01.2011 N 005-11-13, письмо МЧС РФ, Отчет МАК, письмо ОАО "Туполев" от 05.08.2011 и судебные акты по делу N А55-31921/2011.
По запросу суда ОАО "Туполев" письмом исх. 2105-01 от 17.02.2014 сообщило что "по результатам анализа материалов авиационной катастрофы эксплуатация, как транспортного средства, воздушного судна ТУ-154-М государственный и регистрационный знак RA-85744 серийный (заводской) N 92А927 после разрушений, полученных конструкцией самолета в результате катастрофы в аэропорту "Домодедово" 04.12.2010, не представляется возможной".
Сведения о наличии на его территории обломков воздушного судна ТУ-154-М RA-85744 также сообщил суду аэропорт "Домодедово" (письмо исх. 00942 от 14.02.2014).
Воздушное судно ТУ-154 списано с баланса на основании акта о списании N РМЛ00000001 от 28.02.2011 в соответствии с приказом о списании объектов основных средств N 1/ОС/11 от 28.02.2011 в результате аварии судна 04.12.2010 и признании комиссией не подлежащим восстановлению и дальнейшей эксплуатации (акт комиссии от 28.02.2011).
При проведении проверки налоговым органом был направлен запрос N 16-21/02039 от 11.02.2013 в Федеральное Агентство Воздушного Транспорта (Росавиация). Согласно сведениям, представленным Федеральным Агентством Воздушного Транспорта (Росавиация) от 04.03.2013N 024-203, воздушное транспортное средство самолет ТУ-154-М, государственный и регистрационный знаки RA-85744 зарегистрировано в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с записью в качестве собственника "RIMOS LIMITED" (ИНН 9909284483) с 07.04.2008 по настоящее время.
По существу указанные обстоятельства не оспариваются сторонами. При этом предметом спора является различное толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации. Так, оспариваемые решения мотивированы тем, что согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ:
- в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах;
- на время розыска транспортных средств при подтверждении факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- при возникновении права на налоговую льготу.
Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога Налоговым кодексом Российской Федерации не установлено.
При этом согласно ст. 362 НК РФ исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.
То обстоятельство, что транспортное средство - самолет ТУ-154-М, регистрационный знак RA-85744 до настоящего времени состоит на учете в регистрирующих органах, заявителем не оспаривается.
Позиция налоговых органов соответствует правовому подходу Президиума ВАС РФ, изложенному в его Постановлении от 15.12.2011 N 12223/10 по делу N А40-62640/09-151-457 согласно которому списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Данная позиция также поддержана Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в его постановлении от 26.02.2008 по делу N А82-12550/2006-15, установившем, что согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектами налогообложения являются в том числе самолеты и вертолеты.
Пассажирские и грузовые суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, не признаются объектами налогообложения (подпункт 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ).
В пункте 1 статьи 362 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3 статьи 362 НК РФ).
В силу пункта 4 статьи 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельства о государственной регистрации. Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам).
Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, в том числе в случаях списания гражданского воздушного судна или снятия его с эксплуатации (пункт 5 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика с момента государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и прекращается с момента исключения воздушных судов из названного реестра.
Аналогичная позиция сформулирована коллегией судей ВАС в Определении от 16.12.2013 N ВАС-17962/13.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 26.02.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине распределяются согласно статьям 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2014 по делу N А55-23180/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Иностранной организации "РИМОС ЛИМИТЕД" - без удовлетворения.
Взыскать с Иностранной организации "РИМОС ЛИМИТЕД" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Возвратить Иностранной организации "РИМОС ЛИМИТЕД" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению (распоряжению на осуществление платежа в рублях) от 26.03.2014 N 2 в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23180/2013
Истец: Иностранная организация "РИМОС ЛИМИТЕД"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары, Управление ФНС России по Самаркой области
Третье лицо: ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "ДОМОДЕДОВО", Иностранная организация "РИМОС ЛИМИТЕД", ОАО "Туполев", Отдел по расследованию особо важных дел Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16965/15
28.08.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14030/13
05.05.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5616/14
26.02.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23180/13