г. Пермь |
|
06 мая 2014 г. |
Дело N А71-12569/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Васевой Е. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурашовой Т.В.
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Эминова Агабея Агасалы оглы (ОГРНИП 304182136400101, ИНН 180300001506): не явились,
от заинтересованного лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800279014, ИНН 1831100790): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 февраля 2014 года
по делу N А71-12569/2013,
принятое судьей Коковихиной Т.С.
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению индивидуального предпринимателя Эминова Агабея Агасалы оглы
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
установил: Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Эминов Агабей Агасалы оглы (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения надзорной деятельности Вавожского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - административный орган) от 08.11.2013 N 27/97 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.02.2014, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Отделения надзорной деятельности Вавожского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 08.11.2013 N 27/97, вынесенное в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Эминова А.А.
Не согласившись с принятым решением, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы административный орган указывает на наличие в действиях предпринимателя состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении. Административный орган ссылается также на то, что в рассматриваемом случае для проведения проверки в связи с поступившим обращением Исуповой И.Ю. не требовалось согласование прокуратуры. Выводы суда первой инстанции о нарушении требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), по мнению административного органа, являются необоснованными.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Эминов А.А. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.10.2013 в 14 час. 00 мин. по итогам проведенной проверки по факту поступившего обращения Исуповой И.Ю. административным органом установлено, что Эминов А.А., являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства на собственной территории, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Вавож, ул. Кирова, 3, в противопожарном разрыве между постройками двух соседних хозяйств, расположенных по адресу: с. Вавож, ул. Кирова, д. 3 и д. 3а, устроил складирование горючих материалов (пиломатериала), чем нарушил требования п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
По факту выявленного нарушения 28.10.2013 административным органом в отношении индивидуального предпринимателя Эминова А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлением административного органа от 08.11.2013 N 27/97 предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 6000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, а также о допущенных административным органом нарушениях требований Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3-8 указанной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст. 1, 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 74 указанных Правил запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предпринимателю Эминову А.А. на праве собственности принадлежит гараж, расположенный по адресу: с. Вавож, ул. Кирова, 3а.
На территории гаража предпринимателем организована деятельность по распиловке пиломатериалов (пилорама).
Факт хранения в противопожарном разрыве между постройками двух соседних хозяйств, расположенных по адресу: с. Вавож, ул. Кирова, д. 3 и д. 3а, горючих материалов (пиломатериала), подтвержден материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ.
В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исходя из смысла и содержания указанных норм следует, что принимая постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, административный орган должен был доказать не только факт совершения административного правонарушения, но и вину заявителя в его совершении.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Как следует из содержания оспариваемого постановления о назначении административного наказания, в нем изложено только описание выявленных административным органом обстоятельств, причинно-следственная связь между действиями предпринимателя и отраженным нарушением не установлена.
Обстоятельства, указывающие на вину предпринимателя применительно к выявленным нарушениям требований пожарной безопасности, административным органом не исследованы и не отражены в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом вины предпринимателя в совершении административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Пунктом 17 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора установлены Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 6.1 названного Закона к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что проверка в отношении предпринимателя проведена административным органом по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 3 части пятой статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ.
В соответствии с ч. 6 ст. 6.1 названного Закона внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 3 части пятой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Предварительное уведомление организации о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 3 части пятой настоящей статьи, не допускается.
Требований о согласовании проведения внеплановой проверки, проводимой по основаниям, указанным в абзаце третьем пункта 3 части пятой статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ, названная статья не содержит.
Выводы суда первой инстанции о возможности проведения в рассматриваемом случае внеплановой проверки только после согласования с органами прокуратуры являются ошибочными.
Вместе с тем доказательств извещения прокуратуры о проведении в отношении предпринимателя внеплановой проверки материалы дела также не содержат, что свидетельствует о проведении проверки с нарушением требований Закона N 69-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом в ч. 2 ст. 20 названного Закона приведен исчерпывающий перечень требований настоящего Федерального закона к организации и проведению проверок, нарушение которых отнесено к грубым нарушениям.
Нарушение требований ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ не отнесено к числу грубых нарушений, влекущих признание недействительными результатов проверок.
Непосредственное обнаружение факта хранения в противопожарном разрыве между постройками двух соседних хозяйств, расположенных по адресу: с. Вавож, ул. Кирова, д. 3 и д. 3а, горючих материалов (пиломатериала) в нарушение п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации послужило основанием для составления в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении, что соответствует положениям п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Вместе с тем с учетом установленных по делу обстоятельств о недоказанности административным органом вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление от 08.11.2013 N 27/97 о назначении административного наказания.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 февраля 2014 года по делу N А71-12569/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12569/2013
Истец: Эминов Агабей Агасалы, Эминов Агабей Агасалы Оглы
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по УР отделение надзорной деятельности Вавожского района