г.Самара |
|
05 мая 2014 г. |
Дело N А55-1077/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от администрации Сызранского района Самарской области - представитель не явился, извещена,
от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в упрощенном порядке в открытом судебном заседании 28 апреля 2014 года апелляционную жалобу администрации Сызранского района Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 марта 2014 года по делу N А55-1077/2014 (судья Кулешова Л.В.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению администрации Сызранского района Самарской области (ОГРН 1026303057330, ИНН 6383000645), Самарская область, г. Сызрань, к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани, Самарская область, г. Сызрань,
об оспаривании постановления об административном правонарушении от 30 декабря 2013 года N 17-01/49,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сызранского района Самарской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и подлежащим отмене постановления от 30 декабря 2013 года N 17-01/49 о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области, принятым в порядке упрощенного производства, от 17 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, полагая, что администрация не является субъектом административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, прокурором Сызранского района 13 ноября 2013 года вынесено постановление о возбуждении в отношении администрации Сызранского района дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что совершенные административные правонарушения выразились в следующем: 05 ноября 2013 года в 17 час 00 мин администрацией Сызранского района Самарской области в ГБОУ ООШ с. Жемковка м.р. Сызранский по адресу: с.Жемковка ул. Победы, 30 допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также учебникам и иной издательской продукции, а именно: на момент проверки площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ не соответствует требованиям; не оборудована кабина личной гигиены для девочек
Установлено также, что 05 ноября 2013 года в 17:45 в структурном подразделении ГБОУ ООШ с. Жемковка м.р. Сызранский по адресу: с. Жемковка пер. Центральный, 1 на игровых территориях недостаточно теневых навесов; на территории дошкольной образовательной организации отсутствует наружное электрическое освещение, что является нарушением ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ); п.4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; п.3.3, 3.9 СанПиН 2.4.13049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях", п.3.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к ПВМ и организации работы".
Заявитель ссылается на то, что Управление Роспотребнадзора не имело права привлекать орган местного самоуправления к административной ответственности, связанной с ненадлежащим исполнением полномочий, отнесенных к вопросам местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из абзаца 10 ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ следует, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Из ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ следует, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что он не является субъектом административной ответственности.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесены к вопросам местного значения городского округа. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Соглашением между Правительством Самарской области и администрацией Сызранского района от 05 мая 2012 года определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района Сызранский в целях организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования - по обеспечению наличия и содержания зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования.
В соответствии со п. 1, 4 ст.31 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, ответственность за создание благоприятных условий обучения несут органы местного самоуправления, в том числе администрация Сызранского района.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица.
Из содержания названной нормы не следует указания на специальные признаки субъекта административного правонарушения, а значит таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, предусмотренное данной статьей КоАП РФ.
В соответствии с п. 5 ч. ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий является разновидностью деятельности, осуществление которой согласно Закону об образовании относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37).
Пунктом 11 ч. 1 ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за обеспечение надлежащих условий в муниципальных образовательных учреждениях, отвечающих установленным законодательством санитарных норм и правил, является соответствующий орган местного самоуправления.
Данная позиция подтверждается и правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 3369/13 по делу N А09-7558/2012.
Материалами дела подтверждается наличие фактов нарушения требований санитарных норм и правил.
В соответствии с пунктом 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м 2 на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек. В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением. В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения. Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
В соответствии с пунктом 3.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 территория дошкольной образовательной организации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток.
Стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.
Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Возможно использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающих проведение уборки влажным способом и дезинфекцию (п. 5.1)
Материалами дела подтверждено, что при осуществлении деятельности муниципального образовательного учреждения допущены нарушения указанных требований законодательства. Следовательно, административным органом доказано событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Отсутствуют и доказательства объективной невозможности выполнить требования закона. Не представлено и доказательств ненадлежащего финансирования образовательного учреждения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Статья 6.7 КоАП РФ содержится в главе 6 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность", следовательно, объектом правонарушения являются здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в конкретной ситуации - здоровье несовершеннолетних граждан.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется также Конституцией Российской Федерации (статьи 41, 42, 45). Поскольку законодатель исключает любую возможность отступления от требований санитарных правил и гигиенических нормативов, а их нарушение влечет ответственность, существенная угроза охраняемым общественным отношениям (здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения) заключается в пренебрежительном отношении к исполнению установленных законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обязанностей, формальным требованиям публичного права, а не в наступлении материальных последствий правонарушения.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности состава административного правонарушения, выразившегося в непринятии администрацией своевременных и достаточных мер по устранению и недопущению неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их образовательную деятельность.
Суд первой инстанции обоснованно счел, что выявленные нарушения угрожают здоровью детей и могут послужить источником неблагоприятных последствий для них.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки заявителя на то, что он не является субъектом вменяемого административного правонарушения несостоятельны, поскольку в отношении ГБОУ ООШ с. Жемковка м.р. Сызранский у заявителя имеются обязанности, установленные соглашением между Правительством Самарской области и администрацией Сызранского района от 05 мая 2012 года, в том числе по обеспечению наличия и содержания зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования.
Данный довод, приведенный административным органом в отзывах на заявление и апелляционную жалобу, заявитель не опроверг. Вышеуказанное соглашение недействительным не признано. Доказательств его расторжения материалы дела не содержат.
На основании изложенного решение суда от 17 марта 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 марта 2014 года по делу N А55-1077/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1077/2014
Истец: Администрация Сызранского района
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрань