г. Красноярск |
|
05 мая 2014 г. |
Дело N А33-12692/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Астаховой А.И.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Первая грузовая компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 13 февраля 2014 года по делу N А33-12692/2013, принятое судьей Рудовой Л.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" в лице Красноярского филиала(ИНН 7708643971, ОГРН 1077758336985, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "РЖД" в лице филиала Красноярская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, г. Красноярск) о взыскании 4 572 633 рублей 28 копеек пени за нарушение срока доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 февраля 2014 года иск удовлетворен частично - с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Красноярская железная дорога" в пользу открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" в лице Красноярского филиала взыскано 923 608 рублей 06 копеек пени за нарушение сроков доставки вагонов и 9 264 рубля 36 копеек судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части отказа во взыскании отменить, иск удовлетворить полностью.
В обоснование апелляционной жалобы истец привел следующие обстоятельства.
В материалах дела отсутствуют акты, которыми подтверждается задержка подачи на пути необщего пользования, в места общего пользования иных вагонов, из-за которых задержаны вагоны истца.
Судом установлено, что причиной задержки является неприем станцией назначения по вине грузополучателя, однако не учтено, что время непосредственного нахождения вагона под погрузкой-выгрузкой это всего лишь один из элементов технологического срока оборота вагонов, остальные элементы операций с вагонами зависят от перевозчика как владельца локомотива, выполняющего подачу и уборку вагонов и иные маневровые операции. Из представленных ответчиком памяток приемо-сдатчика следует, что закрытое акционерное общество "РН-Транс" допускал превышение простоя вагона под грузовыми операциями, однако остальное время вагоны находились на станции. Невозможность своевременной выгрузки не доказана. Памятки приемосдатчика, подтверждающие сверхнормативное нахождение иных вагонов на железнодорожных путях, не представлены.
Ответчиком не представлены распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, обязательное наличие которых предусмотрено п. 4.7 Правил N 26.
Судом первой инстанции не применен пункт 3.1 правил N 45. Не применен пункт 3.6 Рекомендаций, утверждённых распоряжением 558р.
Не обоснованно отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "РН-Транс".
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2014 года апелляционная жалоба открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 29.04.2014.
В судебное заседание представители истца и ответчика не прибыли.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение истца и ответчика о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л.д. 4, 30 т. 1).
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 26.03.2014.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает истца и ответчика надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, поэтому решение проверяется в части отказа в иске.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно железнодорожным транспортным накладным N N ЭФ839622, ЭФ840860, ЭФ842719, ЭФ844060, ЭФ844066, ЭФ844378, ЭФ776061, ЭФ783040, ЭФ803100, ЭФ803127, ЭФ803249, ЭФ803610, ЭФ806328, ЭФ807963, ЭФ808301, ЭФ814543, ЭФ814810, ЭФ814861, ЭФ815125, ЭФ815138, ЭФ815251, ЭФ815333, ЭФ815429, ЭФ831031, ЭФ832711, ЭФ833626, ЭФ835853, ЭФ645684, ЭФ646815, ЭФ653805, ЭФ669196, ЭФ671822, ЭФ672048, ЭФ673631, ЭФ698857, ЭФ702205, ЭФ706836, ЭФ706948, ЭФ707121, ЭФ707190, ЭФ707316, ЭФ710682, ЭФ711993, ЭФ712012, ЭФ712073, ЭФ712303, ЭФ712816, ЭФ712818, ЭФ712964, ЭФ713009, ЭФ714672, ЭФ718020, ЭФ721795, ЭФ722894, ЭФ723779, ЭФ723973, ЭФ726320, ЭФ736581, ЭФ738598, ЭФ749099, ЭФ749812, ЭФ757950, ЭФ761577, ЭФ396733, ЭФ396744, ЭФ396785, ЭФ399717, ЭФ405216, ЭФ415884, ЭФ422812, ЭФ425330, ЭФ428986, ЭФ435139, ЭФ456274, ЭФ461050, ЭФ479827, ЭФ480382, ЭФ500292, ЭФ502819, ЭФ513551, ЭФ518610, ЭФ518751, ЭФ522777, ЭФ523944, ЭФ525080, ЭФ529953, ЭФ538442, ЭФ551426, ЭФ553194, ЭФ554808, ЭФ554991, ЭФ555379, ЭФ559990, ЭХ611049, ЭХ636097, ЭХ666328, ЭХ726559, ЭХ740136, ЭХ760587, ЭХ760742, ЭХ760822, ЭХ760913, ЭХ760930, ЭХ760989, ЭХ761026, ЭХ761037, ЭХ761094, ЭХ761147, ЭХ761223, ЭХ761280, ЭХ761328, ЭХ761366, ЭХ761425, ЭХ761486, ЭХ761523, ЭХ761640, ЭХ761673, ЭХ761709, ЭХ761769, ЭХ761803, ЭХ761840, ЭХ761878, ЭХ761900, ЭХ761938, ЭХ761989 задержаны вагоны от 1 до 15 суток, в связи с чем ответчиком нарушен срок доставки порожних вагонов, установленный статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Исходя из даты отправки, даты прибытия, расстояния, нормы суточного пробега, нормативного срока доставки, истцом установлена просрочка в доставке порожних вагонов по железнодорожным накладным N N ЭФ839622, ЭФ840860, ЭФ842719, ЭФ844060, ЭФ844066, ЭФ844378, ЭФ776061, ЭФ783040, ЭФ803100, ЭФ803127, ЭФ803249, ЭФ803610, ЭФ806328, ЭФ807963, ЭФ808301, ЭФ814543, ЭФ814810, ЭФ814861, ЭФ815125, ЭФ815138, ЭФ815251, ЭФ815333, ЭФ815429, ЭФ831031, ЭФ832711, ЭФ833626, ЭФ835853, ЭФ645684, ЭФ646815, ЭФ653805, ЭФ669196, ЭФ671822, ЭФ672048, ЭФ673631, ЭФ698857, ЭФ702205, ЭФ706836, ЭФ706948, ЭФ707121, ЭФ707190, ЭФ707316, ЭФ710682, ЭФ711993, ЭФ712012, ЭФ712073, ЭФ712303, ЭФ712816, ЭФ712818, ЭФ712964, ЭФ713009, ЭФ714672, ЭФ718020, ЭФ721795, ЭФ722894, ЭФ723779, ЭФ723973, ЭФ726320, ЭФ736581, ЭФ738598, ЭФ749099, ЭФ749812, ЭФ757950, ЭФ761577, ЭФ396733, ЭФ396744, ЭФ396785, ЭФ399717, ЭФ405216, ЭФ415884, ЭФ422812, ЭФ425330, ЭФ428986, ЭФ435139, ЭФ456274, ЭФ461050, ЭФ479827, ЭФ480382, ЭФ500292, ЭФ502819, ЭФ513551, ЭФ518610, ЭФ518751, ЭФ522777, ЭФ523944, ЭФ525080, ЭФ529953, ЭФ538442, ЭФ551426, ЭФ553194, ЭФ554808, ЭФ554991, ЭФ555379, ЭФ559990, ЭХ611049, ЭХ636097, ЭХ666328, ЭХ726559, ЭХ740136, ЭХ760587, ЭХ760742, ЭХ760822, ЭХ760913, ЭХ760930, ЭХ760989, ЭХ761026, ЭХ761037, ЭХ761094, ЭХ761147, ЭХ761223, ЭХ761280, ЭХ761328, ЭХ761366, ЭХ761425, ЭХ761486, ЭХ761523, ЭХ761640, ЭХ761673, ЭХ761709, ЭХ761769, ЭХ761803, ЭХ761840, ЭХ761878, ЭХ761900, ЭХ761938, ЭХ761989 от 1 до 15 суток.
В связи с просрочкой грузоперевозчиком доставки груза, грузополучатель на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта начислил пени и в адрес ответчика направлены претензии N ИД/ПР/ФКрс-214-9/13 от 12.03.2013, N ИД/ПР/ФКрс-214-5/13 от 12.03.2013, N ИД/ПР/ФКрс-214-4/13 от 12.03.2013,N ИД/ПР/ФКрс-214-2/13 от 12.03.2013, N ИД/ПР/ФКрс-229-8/13 от 26.03.2013, об уплате пени в общей сумме 4 572 633 руб. 28 коп.
Претензии полностью отклонены ответчиком на основании направленных в адрес истца уведомлений N 13/512-ТЦпир от 25.03.2013, N 13/508-ТЦпир от 22.03.2013, N 13/507-ТЦпир от 22.03.2013, N 13/505-ТЦпир от 22.03.2013, N 13/706-ТЦпир от 25.04.2013, в которых истец, сославшись на ст. 120, 122 Устава, п. 7 Правил N 42, поскольку бумажные копии накладных, представленные с претензиями не содержат сведений об их подписании электронной цифровой подписью представителя перевозчика, т.е. данные копии не признаются идентичными электронными документами и не имеют юридической силы.
Поскольку пени ответчиком не уплачены, истец обратился в арбитражный суд с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 4 572 633 руб. 28 коп. пени за просрочку доставки порожних вагонов.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом обоснованно установлено, что между истцом и ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Красноярская железная дорога" сложились отношения, вытекающие из договора перевозки, отношения по которому регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 329, частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, кроме прочего, неустойкой (штрафом, пеней), под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Ответчик не оспаривает нарушение срока доставки груза, полагая при этом, что часть вагонов обоснованно задержана в пути.
В соответствии с абзацем 1 статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В связи с просрочкой грузоперевозчиком доставки груза, грузополучатель на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта начислил пени и направил в адрес ответчика претензии об уплате пени в сумме 4 572 633 рублей 28 копеек.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в части наличия оснований продления срока доставки по накладным:
- N ЭФ396733 на 3 суток, согласно акту общей формы N 1/1499 от 14.02.2013;
- N ЭФ396744 на 8 суток, согласно акту общей формы N 1/1111 от 01.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- N ЭФ396785 на 8 суток, согласно акту общей формы N 1/1111 от 01.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- N ЭФ399717 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1261 от 06.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ405216 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ415884 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1461 от 11.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ422812 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1418 от 11.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ425330 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1418 от 11.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ428986 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ435139 на 2 суток, согласно акту общей формы N 1/1214 от 04.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ456274 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ461050 на 2 суток, согласно акту общей формы N 1/1157 от 02.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ479827 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1357 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ480382 на 12 суток, согласно акту общей формы N 1/1422 от 11.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ500292 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1170 от 03.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ502819 на 2 суток в связи с технической неисправностью, согласно актам общей формы N 16/83 от 29.01.2013, N 16/91 от 30.01.2013 на ст. Сковородино, на 1 сутки, поскольку груз является опасным, на 6 суток согласно акту общей формы N 1/1883 от 22.02.2013;
- ЭФ513551 на 5 суток, согласно акту общей формы N 1/1248 от 06.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ518610 на 12 суток, согласно акту общей формы N 1/1417 от 11.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ518751 на 2 суток, согласно акту общей формы N 1/1954 от 23.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ522777 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1868 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ523944 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1870 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ525080 на 5 суток, согласно акту общей формы N 1/1245 от 06.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ529953 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1266 от 06.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ538442 на 2 суток, согласно акту общей формы N 1/1577 от 16.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ551426 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1327 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ553194 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1879 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ554808 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1872 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ554991 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1874 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ555379 на 12 суток, согласно акту общей формы N 1/1422 от 11.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ525080 на 5 суток, согласно акту общей формы N 1/1245 от 06.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ529953 на 1 суток, согласно акту общей формы N 1/1266 от 06.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ538442 на 2 суток, согласно акту общей формы N 1/1577 от 16.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ551426 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1327 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ553194 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1879 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ554808 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1872 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ554991 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1874 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ555379 на 12 суток, согласно акту общей формы N 1/1244 от 11.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ559990 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1877 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ645684 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1875 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ646815 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1869 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ653805 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1875 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ669196 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1263 от 06.02.2013;
- ЭФ671822 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1344 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ672048 на 5 суток, согласно акту общей формы N 1/1244 от 06.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ673631 на 6 суток, согласно акту общей формы N 1/1876 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ698857 на 5 суток, согласно акту общей формы N 1/1384 от 10.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ702205 на 17 суток, согласно акту общей формы N 1/2173 от 27.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ706836 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ706948 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ707121 на 2 суток, согласно акту общей формы N 1/957 от 23.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ707190 на 2 суток, согласно акту общей формы N 1/1701 от 19.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ707316 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1311 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ710682 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ711993 на 3 суток, согласно акту общей формы N 1/1485 от 14.02.2013;
- ЭФ712012 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1269 от 06.02.2013;
- ЭФ712073 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1269 от 06.02.2013;
- ЭФ712303 на 6 сутки, согласно акту общей формы N 1/1343 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ712816 на 6 сутки, согласно акту общей формы N 1/1359 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ712818 на 6 сутки, согласно акту общей формы N 1/1359 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ712964 на 6 сутки, согласно акту общей формы N 1/1332 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ713009 на 6 сутки, согласно акту общей формы N 1/1332 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ714672 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1311 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ718020 на 4 суток, согласно акту общей формы N 1/1458 от 13.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ721795 на 2 суток, согласно акту общей формы N 1/1568 от 16.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ722894 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ723779 на 6 сутки, согласно акту общей формы N 1/1343 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ723973 на 6 сутки, согласно акту общей формы N 1/1343 от 09.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ726320 на 5 суток, согласно акту общей формы N 1/1381 от 10.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ736581 на 4 суток, согласно акту общей формы N 1/1283 от 07.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ738598 на 4 суток, согласно акту общей формы N 1/1284 от 07.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ749099 на 3 сутки, согласно акту общей формы N 1/1491 от 14.02.2013;
- ЭФ749812 на 3 суток, согласно акту общей формы N 1/1488 от 14.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ757950 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1263 от 06.02.2013;
- ЭФ761577 на 4 суток, согласно акту общей формы N 1/1401 от 11.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ776061 на 17 суток, согласно акту общей формы N 1/2176 от 27.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ783040 на 17 суток, согласно акту общей формы N 1/2171 от 27.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ803100 на 3 суток, согласно акту общей формы N 1/1495 от 14.02.2013;
- ЭФ803127 на 2 суток, согласно акту общей формы N 1/1531 от 14.02.2013;
- ЭФ803249 на 4 суток, согласно акту общей формы N 1/1460 от 13.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ803610 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ806328 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/1807 от 21.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ807963 на 1 сутки, согласно акту общей формы N 1/2049 от 25.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ808301 на 2 суток, согласно акту общей формы N 1/1617 от 17.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ814543 на 11 суток, согласно акту общей формы N 1/1504 от 14.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ814810 на 11 суток, согласно акту общей формы N 1/1504 от 14.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ814861 на 11 суток, согласно акту общей формы N 1/1504 от 14.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ815125 на 11 суток, согласно акту общей формы N 1/1504 от 14.02.2013;
- ЭФ815138 на 11 суток, согласно акту общей формы N 1/1504 от 14.02.2013;
- ЭФ815251 на 11 суток, согласно акту общей формы N 1/1504 от 14.02.2013;
- ЭФ815333 на 11 суток, согласно акту общей формы N 1/1504 от 14.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ815429 на 11 суток, согласно акту общей формы N 1/1504 от 14.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ831031 на 17 суток, согласно акту общей формы N 1/2167 от 27.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ832711 на 7 суток, согласно акту общей формы N 1/1990 от 24.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ833626 на 7 суток, согласно акту общей формы N 1/1666 от 18.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ835853 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ839622 на 3 суток, согласно акту общей формы N 1/1602 от 16.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ840860 на 7 сутки, согласно акту общей формы N 1/1904 от 22.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ842719 на 3 суток, согласно акту общей формы N 1/1599 от 16.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ844060 на 7 суток, согласно акту общей формы N 1/1666 от 18.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ844066 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭФ844378 на 12 суток, согласно акту общей формы N 1/1608 от 17.02.2013 и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭХ611049 на 1 сутки, поскольку следование осуществлялось через Москву или Санкт-Петербург; и на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭХ636097 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭХ666328 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭХ726559 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭХ740136 на 1 сутки, поскольку груз является опасным;
- ЭХ760587 на 1 сутки, поскольку следование осуществлялось через Москву или Санкт-Петербург; на 1 сутки, поскольку груз является опасным; на 10 суток, согласно акту общей формы N 1/2865 от 16.03.2013;
- ЭХ760742, ЭХ760822, ЭХ760913, ЭХ760930, ЭХ760989,ЭХ761026, ЭХ761037, ЭХ761094, ЭХ761147, ЭХ761223, ЭХ761280, ЭХ761328, ЭХ761366, ЭХ761425, ЭХ761486, ЭХ761523, ЭХ761640, ЭХ761673, ЭХ761709, ЭХ761769, ЭХ761803, ЭХ761840, ЭХ761878, ЭХ761900, ЭХ761938, ЭХ761989 на 1 сутки, поскольку следование осуществлялось через Москву или Санкт-Петербург; на 1 сутки, поскольку груз является опасным; на 10 суток, согласно акту общей формы N 1/2865 от 16.03.2013, пени в сумме 3 649 025 руб. 22 коп. начислены необоснованно.
Выводы суда первой инстанции в части правомерности задержки срока доставки по накладным в связи с переадресовкой не оспорены истцом в апелляционной жалобе, являются правомерными. Так же правомерны и не оспорены истцом выводы суда в отношении перевозки опасного груза.
В отношении задержки части вагонов в связи с неприемом на станции грузополучателя апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила), разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
В пункте 5 указанных Правил перечислены случаи увеличения сроков доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами.
Так, сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются, в том числе, на:
2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1.);
1 сутки - при перевозке опасных грузов (пункт. 5.12.).
Согласно пунктам 6.3, 6.6 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, а также задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
В подтверждение продления срока доставки вагонов на все время задержки в пути следования на промежуточных станциях, в связи с непринятием их станцией назначения, ответчик в материалы дела представил акты общей формы; извещения о задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях; уведомления, выписки из журнала диспетчерских распоряжений станции Новая Еловка, описи вложений, копии почтовых уведомлений и копии квитанции о направлении в адрес грузополучателя составленных актов общей формы, извещений о задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточной станции.
Как следует из представленных в материалы дела актов общей формы и извещений о задержке вагонов в пути следования на основании представленных распоряжений на промежуточных станциях были задержаны вагоны по спорным железнодорожным накладным (направленных в адрес грузополучателя - ЗАО "РН-Транс"), в связи с невозможностью приема станцией назначения по причине большого скопления на путях станции порожных вагонов, поступивших в адрес грузополучателя.
Кроме того, согласно распоряжениям, в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов ЗАО "РН-Транс" технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением времени норм на погрузку были отставлены от движения поезда по спорным железнодорожным накладным.
В материалы дела представлены перечисленные выше акты общей формы, свидетельствующие о факте задержки на основании распоряжений спорных порожних вагонов в пути следования на станциях Красноярской железной дороги из-за неприема станцией назначения - Новая Еловка ввиду занятости путей необщего пользования.
Факт задержки грузов и ее продолжительность должны быть подтверждены актом общей формы, который составляется перевозчиком и должен соответствовать требованиям пункта 6.7 Правил N 27, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 26.
В соответствии с пунктом 2.4 Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 08.09.2004 N 3263р, при задержке вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, работник станции назначения на основании распоряжения и телеграммы начальника станции, на которой задержаны вагоны, контейнеры, передает извещение о задержке (отправлении) вагонов, контейнеров в пути следования в письменной форме грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. Извещение, в котором указывается полная информация о задержанных вагонах, контейнерах, составляется в двух экземплярах и регистрируется в книге исходящей документации. Первый экземпляр извещения передается грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования, второй экземпляр с отметкой о получении остается в делах станции.
По своему смыслу указанное распоряжение направлено на защиту прав грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, которые получив подобное извещение, могут принять меры к устранению причин, повлекших задержку поезда, и тем самым минимизировать наступление возможных неблагоприятных последствий.
Распоряжением ОАО "РЖД" N 1899р от 31.08.2011 утвержден регламент взаимодействия подразделений Центральной дирекции управления движением, Центра фирменного транспортного обслуживания, юридических подразделений железных дорог по оформлению документов в случае нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" по вине грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожных путей необщего пользования (далее - Регламент).
В соответствии с условиями Регламента Дирекция управления движением обеспечивает:
- составление при задержке вагонов на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" по вине владельца (пользователя) железнодорожного пути необщего пользования, грузополучателя по одному дополнительному экземпляру актов для владельца (пользователя) железнодорожного пути необщего пользования и грузополучателя (независимо от того, по чьей вине произошла задержка), и предъявление указанным лицам актов на подпись (пункт 1.2.);
- указание владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования, грузополучателем в актах общей формы, в соответствии с п. 3.2.4. Правил, формулировок "с разногласиями" или "с возражениями" при их несогласии с отраженными в актах обстоятельствами. При отказе или уклонении уполномоченного представителя владельца (пользователя) железнодорожного пути необщего пользования грузополучателя от подписания актов общей формы проставление в актах, в строке "Подпись", отметки "От подписи отказался" и других записей, предусмотренных последним абзацем пункта 3.2.4. Правил. Отказ или уклонение владельца (пользователя) железнодорожного пути необщего пользования, грузополучателя от подписания акта общей формы оформляется отдельным актом общей формы (пункт 1.3.);
- подписание актов общей формы уполномоченным лицом не только со стороны владельца (пользователя) железнодорожного пути необщего пользования, грузополучателя, но и со стороны ОАО "РЖД" (пункт 1.4.).
В пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18 июня 2003 года N 26 предусмотрено, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
На станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров перевозчиком составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. Если задержка вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, привела к нарушению сроков доставки грузов, на основании акта общей формы на станции назначения перевозчик определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, по факту задержки груза может быть оформлено несколько актов общей формы: на станции отправления, на промежуточных станциях и на станции назначения.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что ответчиком надлежащим образом была исполнена обязанность по извещению закрытого акционерного общества "РН-Транс" о задержке вагонов, направленных по спорным железнодорожным накладным.
Грузополучатель, извещенный о задержке вагонов, знал, что указанные вагоны на станцию назначения не будут доставлены в установленные сроки, каких-либо мер к их своевременной доставке не принял, перевозчику свои замечания в извещениях не изложил, следовательно, был согласен, что на станции назначения находится избыточное количество вагонов, а обязанность перевозчика накапливать вагоны на станции назначения нормативно не закреплена.
Перевозчиком в материалы дела представлены также телеграммы и оперативные сообщения о невозможности приема вагонов станцией назначения и о задержке их в пути следования, а также телеграммы и оперативные сообщения о выпуске поездов, задержанных ранее.
Распоряжения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования и распоряжения об отправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования представлены в материалы дела в виде выписок из книги регистрации распоряжений.
На основании указанных распоряжений на промежуточные станции передавались оперативные сообщения с указаниями об отставлении поездов от движения и о выпуске поездов, задержанных ранее.
Ответчик выполнил все требования Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
Отсутствие в спорных железнодорожных транспортных накладных отметок о задержке вагонов и о составлении актов, не может явиться основанием для признания представленных ответчиком актов общей формы недостоверными доказательствами. Совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается факт задержки спорных вагонов на промежуточной станции в связи с неприемом их станцией назначения, в связи с чем, отсутствие в транспортных накладных отметки о составлении актов не умаляет данные акты как доказательства по делу.
Ответчик оформил вышеназванные акты общей формы на основании пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, и представил надлежащие доказательства отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Истец не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие об оспаривании грузополучателем представленных в материалы дела актов общей формы.
Ответчик представил в материалы дела извещения грузополучателя о задержке вагонов, памятки приемосдатчика. Истец доводы ответчика документально не опроверг, доказательств простоя вагонов по иным причинам, нежели указанные ответчиком, не представил, не воспользовался правом на истребование доказательств у закрытого акционерного общества "РН-Транс".
В силу пункта 6.6. Правил N 27 срок доставки вагонов по спорным накладным подлежит продлению на время задержки вагонов.
Бремя опровержения данных обстоятельств лежит на истце, как лице, заявившем соответствующие доводы. Суд не вправе возлагать на ответчика не предусмотренные нормативными документами иные доказательства. Оформив вышеназванные акты общей формы, перевозчик при их составлении на основании пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом представил надлежащие доказательства вины грузополучателей и отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения. В представленных им доказательствах содержатся сведения о причинах задержки и отсутствии технической возможности накопления вагонов на станции назначения.
Обстоятельства, возникшие при исполнении ОАО "Российские железные дороги" и грузополучателем договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования локомотивом перевозчика, не подлежат исследованию при рассмотрении настоящего дела.
Апелляционный суд также соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица закрытого акционерного общества "РН-Транс", поскольку не представлены доказательства того, что обжалуемый судебный акт может повлиять на права и обязанности данного лица по отношению к одной из сторон. Факт неприема вагонов станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика, установлен на основании совокупности представленных в материалы дела доказательств, что является достаточным основанием для продления срока доставки.
В остальной части, в том числе в части отказа в применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение сторонами не оспорено, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для проверки в данной части и иных выводов.
В этой связи суд приходит к выводу о необоснованности доводов апелляционной жалобы и об отсутствии оснований для изменения или отмены решения. Требование истца обоснованно удовлетворено частично в сумме 923 608 рублей 06 копеек и обоснованно отказано в остальной части.
На основании изложенного обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 февраля 2014 года по делу N А33-12692/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12692/2013
Истец: ОАО Первая грузовая компания в лице Красноярского филиала
Ответчик: ОАО РЖД в лице филиала Красноярская железная дорога