г. Санкт-Петербург |
|
06 мая 2014 г. |
Дело N А56-76126/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фокина Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5709/2014) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2014 по делу N А56-76126/2013 (судья Синицына Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 29.11.2013 N 07-53-03/498 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 13.02.2014 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление просит решение от 13.02.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы в действиях общества доказано событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
ОАО "РЖД" направило письменный отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.11.2013 N 1080-р Управлением проведена внеплановая документарная проверка железнодорожного вокзала Ухта Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" на предмет исполнения предписания УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 10.04.2013 N 07-44-03/152, срок исполнения которого истек 10.10.2013.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 13.11.2013 N 07-46-03/794, что ОАО "РЖД" не исполнены в установленный срок пункты 1, 2 предписания от 10.04.2013 N 07-44-03/152:
- не утверждены в установленном порядке результаты оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Ухта (далее ОТИ) в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ, что является нарушением п.п. 5.7 ч. 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43.
- не разработан, не утвержден в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Ухта - подразделения Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО "РЖД" и не приступили к его реализации, что является нарушением п. 2 "Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34; п.п. 5.7, 5.8. ч. 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
По факту невыполнения предписания уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 25.11.2013 N 07-45-03/465 и вынесено 29.11.2013 постановление N 07-53-03/498, которым ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ (далее - Закон N 16-ФЗ), количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) устанавливается в порядке, определяемом Минтрансом России. Категорирование ОТИ и ТС осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. В отношении железнодорожного транспорта, эти функции возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта").
Категорированные объекты транспортной инфраструктуры включаются в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, который ведется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности на электронных и бумажных носителях.
В соответствии со статьей 5 Закона N 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Порядок проведения оценки установлен Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
В соответствии с пунктом 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ. В силу пункта 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
В соответствии с пунктом 8 Требований решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.
Из вышеизложенного следует, что план обеспечения транспортной безопасности разрабатывается после проведения категорирования объекта, включения в реестр и проведения оценки уязвимости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, железнодорожный вокзал Ухта 29.06.2011 внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры. Уведомление о включении в реестр категорированных ОТИ железнодорожного вокзала Ухта получено Обществом 30.06.2011.
Таким образом, ОАО "РЖД" обязано было обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в срок до 30.09.2011, разработать план обеспечения транспортной безопасности в срок 30.12.2011 и реализовать его в срок до 30.03.2012.
Установив неисполнение Обществом указанных выше норм права, Управление предписанием от 10.04.2013 N 07-44-03/152 обязало ОАО "РЖД" устранить вышеуказанное нарушение законодательства в срок до 10.10.2013.
Факт неисполнения Обществом предписания Управления в указанной части установлен судом первой инстанции и Обществом не оспаривается.
Вместе с тем, силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, по делу N А56-24277/2013, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции установлено, что у Общества отсутствовала реальная возможность обеспечить проведение оценки уязвимости в установленный срок в отношении железнодорожного вокзала Ухта и утвердить результат этой оценки.
Как установлено судами при рассмотрении дела N А56-24277/2013, во исполнение требований статьи 5 Закона N 16-ФЗ заявителем с ООО "Интеллектуальные Комплексные Системы" заключен договор от 16.11.2011 N СРДЖВю-326 на выполнение работ по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры Общества. Срок исполнения договора впоследствии продлен до 01.04.2013. Необходимость продления срока действия договора вызвана тем, что ООО "Интеллектуальные Комплексные Системы" допускало недочеты в проделанной работе, то есть по независящим от заявителя причинам.
Судами в рамках данного дела установлено, что руководство Северной РДЖВ неоднократно письмами (N 4407 от 15.12.2011, N 1082/07-04 от 09.04.2012, N 1656/07-56 от 31.05.2012, N 1829 от 20.06.2012) напоминало о неукоснительном соблюдении договорных сроков.
Таким образом, апелляционный суд считает, что невыполнение обществом пунктов 1,2 предписания N 07-44-03/152 обусловлено действиями третьих лиц (ООО "Интеллектуальные Комплексные Системы"), а не самого заявителя.
Отсутствие результатов оценки уязвимости в отношении железнодорожного вокзала Ухта исключает возможность исполнения Обществом требований пункта 5.8 Приказа N 43 по настоящему делу.
Преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившим в законную силу, если последние имеют правовое значение и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Поскольку обстоятельства, касающиеся факта невозможности исполнения Обществом оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в полном объеме и надлежащим образом являлись предметом рассмотрения арбитражного суда по делу N А56-24277/2013, судебный акт вступил в законную силу, отсутствие результатов оценки уязвимости в отношении железнодорожного вокзала Ухта исключает возможность исполнения Обществом требований пункта 5.8 Приказа N 43 по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Из материалов настоящего дела следует, что письмом от 26.03.2013 N 714/08-02 заявитель уведомил ООО "Интеллектуальные Комплексные Системы" о том, что в случае неполучения заявителем 01.04.2013 результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, утвержденных компетентным органом, заявитель отказывается от исполнения договора.
15.04.2013 ОАО "РЖД" заключен новый договор N СРЖДВю-107 с иной организацией - ЗАО "Интегра-С", в результате чего 30.10.2013 компетентным органом результаты оценки железнодорожного вокзала Ухта утверждены.
Апелляционный суд считает, что ОАО "РЖД", сменив контрагента на иную специализированную организацию в целях более быстрого проведения оценки уязвимости, приняло все зависящие от него меры для целей исполнения обязанностей, возложенных на него пунктом 5.7 Требований N 43.
Возможности предпринять какие-либо иные законные меры для обеспечения проведения оценки уязвимости ОТИ и утверждения ее результатов у ОАО "РЖД" не имелось.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения, а, следовательно, и состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 февраля 2014 года по делу N А56-76126/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76126/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзоар за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы в сфере транспорта, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральбной службы по надзору в сфере транспорта