г. Красноярск |
|
07 мая 2014 г. |
Дело N А33-15084/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"): Сайгашкина Е.А., представителя по доверенности от 21.01.2013,
от ответчика (Администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края): Колеговой Г.М., представителя по доверенности от 09.01.2014 N 3,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Березовского района Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" февраля 2014 года по делу N А33-15084/2013, принятое судьей Путинцевой Е.И.,
установил:
Администрация Березовского района Красноярского края (далее - администрация района, заявитель, ИНН 2404000352, ОГРН 1022400557321) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании солидарно с общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - общество Жилсервис, ИНН 2404005488; ОГРН 1032400566373) и администрации поселка Березовка Березовского района (далее - администрация поселка, ИНН 2404000419; ОГРН 1022400560423) в пользу администрации Березовского района Красноярского края субсидии на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 5 929 238 рублей 70 копеек в связи с нецелевым использованием.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, открытое акционерное общество "Водмонтаж" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация района обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласна, ссылается на то, что после заключения договора аренды от 28.08.2012 между администрацией поселка и открытым акционерным обществом "Водмонтаж" улицы Юности и Дружбы в поселке Березовка (котельная N 1) должны быть исключены из расчета субсидии, поскольку ОАО "Водмонтаж" приобрело статус теплоснабжающей организации (или организации жилищно-коммунального комплекса) и у данной организации отсутствовал тариф на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения, что является обязательной составляющей при расчете субсидии.
Администрация района также указывает на то, что ООО "Жилсервис" не представило доказательств целевого использования субсидии на сумму 5 929 238 рублей 70 копеек, которая должна была быть направлена организации коммунального комплекса (теплоснабжающей организации) ОАО "Водмонтаж".
Общество Жилсервис и администрация поселка представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Березовского района Красноярского края, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края; открытое акционерное общество "Водмонтаж" в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края N 259-п от 14.12.2010 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис" в размере 1911,77 рублей за Гкал для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, для населения, 1095,86 рублей за Гкал для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей). Указанные тарифы применяются с 01.01.2011.
12 июля 2012 года между Администрацией Березовского района, Администрацией поселка Березовка и обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (Получатель денежных средств) заключен договор N 1 на компенсацию выпадающих доходов от экономически обоснованных затрат организациям жилищно-коммунального комплекса Березовского района, согласно которому Администрация района поручает, а Администрация поселка принимает на себя обязательства по финансированию Получателя денежных средств на компенсацию выпадающих доходов за 2012 год из средств бюджета поселка Березовка Березовского района, в связи с применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. В пункте 1.2 договора N 1 определен размер финансирования на 2012 год в сумме 17 294 172,00 рублей - краевой бюджет, 174 688,00 рублей - бюджет поселка Березовка. В соответствии с пунктом 2 договора N 1 Администрация района после поступления краевой субсидии в бюджет района направляет денежные средства в виде субсидий на реализацию решений, связанных с установлением предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Администрацию поселка, Администрация поселка перечисляет денежные средства Получателю денежных средств, который обязуется расходовать полученные денежные средства по целевому назначению. Получатель денежных средств обязан расходовать полученные средства по целевому назначению в соответствии с пунктом 2 настоящего договора (пункт 3.1.1 договора N 1).
17 июля 2012 года между администрацией поселка Березовка (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (Арендатор) заключен договор аренды N 1 муниципального имущества (нежилого здания котельной N 2 с оборудованием, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Щорса, 8), находящегося в муниципальной собственности муниципального образования поселок Березовка Березовского района, согласно пункту 1.1 которого Арендодатель передает в аренду, а Арендатор принимает следующее муниципальное имущество: нежилое здание котельной N 2 с оборудованием, назначение: нежилое, целевое назначение: для оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению жилых домов и нежилых строений на территории поселка Березовка, Березовского района, Красноярского края, общая площадь 1008,2 кв.м, лит. В12, адрес объекта: Россия, Красноярский край, Березовский район, поселок Березовка, ул. Щорса, 8, кадастровый номер 24:04:000000:0000:0200567001:0000, год ввода в эксплуатацию 1966, балансовой стоимостью 10 000 рублей, рыночная стоимость котельной N 2 с оборудованием 22 816 378 рублей, рыночная стоимость права аренды в год - 791 009 рублей.
Срок аренды устанавливается пунктом 3.2 договора аренды продолжительностью 5 лет с 17.07.2012 по 17.07.2017.
По акту приема-передачи муниципального имущества от 17.07.2012 администрация поселка Березовка передала, а ООО "Жилсервис" приняло нежилое здание котельной N 2 с оборудованием.
23 июля 2012 года между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (Главный распорядитель) и администрацией Березовского района (Получатель) заключено Соглашение N 41-ВД о предоставлении субсидий муниципальному образованию края из краевого бюджета, согласно пункту 1.1 которого Главный распорядитель обязуется предоставить Получателю субсидию на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году, в размере 25 385 200 рублей, а Получатель обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением, обеспечить софинансирование в размере 256 410 рублей за счет средств местного бюджета, а также обеспечить исполнение настоящего Соглашения. Получатель обязуется предоставить Главному распорядителю копии платежных документов, подтверждающих выполнение обязательств по софинансированию в срок до 01 октября 2012 года, предоставить Главному распорядителю отчет об использовании средств субсидии в срок не позднее 30 января 2013 года, осуществлять контроль за ходом расходования органами местного самоуправления поселений субсидии, а также же их целевым, адресным и эффективным использованием (пункты 2.3.3, 2.3.6, 2.3.8 Соглашения).
Пунктом 3.11 Соглашения предусмотрено, что взыскание полученной Получателем субсидии, не использованной в связи с отсутствием потребности либо использованной не по целевому назначению, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В приложении к Соглашению стороны согласовали график финансирования, согласно которому объем финансирования в III квартале составляет 20 453 530 рублей, в том числе из краевого бюджета 20 249 000 рублей, 204 530 рублей - из местного бюджета, в IV квартале - 5 188 080 рублей, в том числе из краевого бюджета 5 136 200 рублей, из местного бюджета - 51 880 рублей.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края платежными поручениями N 404 от 23.07.2012 на сумму 16 824 866 рублей 67 копеек, N 428 от 06.08.2012 на сумму 1 712 066 рублей 67 копеек, N 58 от 06.09.2012 на сумму 1 712 066 рублей 66 копеек, N 842 от 10.10.2012 на сумму 1 712 066 рублей 67 копеек, N 17 от 15.11.2012 на сумму 2 304 116 рублей 67 копеек, N 968 от 07.12.2012 на сумму 2 304 116 рублей 66 копеек перечислило на счет Администрации Березовского района субсидии на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Факт поступления денежных средств в бюджет Березовского района подтверждается представленными в материалы дела выписками из лицевого счета бюджета N 02193005260 за 27.07.2012, за 10.08.2012, за 11.09.2012, за 12.10.2012, за 19.11.2012, за 11.12.2012.
09 ноября 2012 года между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (Главный распорядитель) и администрацией Березовского района (Получатель) подписано Дополнительное соглашение N 92-ВД к Соглашению N 41-ВД от 23.07.2012, которым пункт 1.1 Соглашения N 41-ВД изложен в новой редакции, согласно которой Главный распорядитель обязуется предоставить Получателю субсидию на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году, в размере 26 569 300 рублей, в том числе на компенсацию (возмещение расходов по компенсации) выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса края в размере 26 569 300 рублей, а Получатель обязуется принять указанную субсидию, использовать её по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением, обеспечить софинансирование в размере 268 440 рублей за счет средств местного бюджета, а также обеспечить исполнение настоящего Соглашения. В приложении к Соглашению стороны согласовали график финансирования, согласно которому объем финансирования в III квартале составляет 20 453 530 рублей, в том числе из краевого бюджета 20 249 000 рублей, 204 530 рублей - из местного бюджета, в IV квартале - 6 384 141 рубль, в том числе из краевого бюджета 6 320 300 рублей, из местного бюджета - 63 841 рубль 40 копеек.
23 августа 2012 года между администрацией поселка Березовка (Арендодатель) и ОАО "Водмонтаж" (Арендатор) заключен договор аренды N 2 муниципального имущества (нежилого помещения N 1 с оборудованием, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Юности, 11А), находящегося в муниципальной собственности муниципального образования поселок Березовка Березовского района, согласно пункту 1.1 которого Арендодатель передает в аренду, а Арендатор принимает следующее муниципальное имущество: нежилое здание котельной N 1 с оборудованием, назначение: нежилое, целевое назначение: для оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению жилых домов и нежилых строений на территории поселка Березовка, Березовского района, Красноярского края, общая площадь 1229,6 кв.м, лит. В12 В13 В14 В15 В16, адрес объекта: Россия, Красноярский край, Березовский район, поселок Березовка, ул. Юности 11А, кадастровый номер 24:04:000000:0000:04:205:002:000284080:0012, год ввода в эксплуатацию 1972, балансовой стоимостью 3 347 419 рублей, рыночная стоимость котельной с оборудованием 19 909 494 рубля, рыночная стоимость права аренды в год - 722 172 рубля. Срок аренды устанавливается пунктом 3.2 договора аренды продолжительностью 5 лет с 28.08.2012 по 28.08.2017. По акту приема-передачи муниципального имущества от 28.08.2012 администрация поселка Березовка передала, а ОАО "Водмонтаж" приняло нежилое здание котельной N 1 с оборудованием.
Администрация поселка Березовка перечислила обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" денежные средства в счет компенсации выпадающих доходов по платежным поручениям N 469 от 06.08.2012 на сумму 11 426 274 рубля 79 копеек, N 472 от 06.08.2012 на сумму 115 780 рублей, N 540 от 03.09.2012 на сумму 1 166 379 рублей 44 копейки, N 543 от 03.09.2012 на сумму 11 781 рублей 57 копеек, N 593 от 20.09.2012 на сумму 1 166 379 рублей 44 копейки, N 596 от 20.09.2012 на сумму 11 781 рубль 57 копеек, N 700 от 25.10.2012 на сумму 11 781 рубль 57 копеек, N 697 от 25.10.2012 на сумму 1 166 379 рублей 44 копейки, N 919 от 07.12.2012 на сумму 11 781 рубль 57 копеек, N 920 от 07.12.2012 на сумму 1 166 379 рублей 44 копейки, N 972 от 20.12.2012 на сумму 12 032 рубля 47 копеек, N 969 от 21.12.2012 на сумму 1 189 188 рублей 45 копеек.
Администрация поселка Березовка перечислила открытому акционерному обществу "Водмонтаж" денежные средства в счет компенсации выпадающих доходов по платежным поручениям N 470 от 06.08.2012 на сумму 81 251 рубль 84 копейки, N 541 от 03.09.2012 на сумму 9268 рублей 04 копейки, N 594 от 20.09.2012 на сумму 8 268 рублей 03 копейки, N 698 от 25.10.2012 на сумму 8 268 рублей 04 копейки, N 921 от 07.12.2012 на сумму 8 268 рублей 04 копейки, N 944 от 17.12.2012 на сумму 562 249 рублей 99 копеек, N 971 от 21.12.2012 на сумму 562 609 рублей 02 копейки.
12.12.2012 между Администрацией Березовского района, Администрацией поселка Березовка и обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (Получатель денежных средств) подписано Дополнительное соглашение к договору N 1 на компенсацию выпадающих доходов от экономически обоснованных затрат организациям жилищно-коммунального комплекса Березовского района, которым увеличен размер финансирования на 2012 год до 17 316 981 рубль за счет краевого бюджета, 174 938 рублей 90 копеек - за счет бюджета поселка Березовка.
Согласно акту сверки взаиморасчетов между администрацией поселка Березовка и ООО "Жилсервис" за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 задолженность администрации поселка Березовка перед ООО "Жилсервис" составляет 0 рублей 00 копеек, за период с 07.08.2012 по 21.12.2012 перечислено 17 491 919 рублей 90 копеек.
Согласно акту сверки взаиморасчетов между администрацией поселка Березовка и ОАО "Водмонтаж" за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 задолженность администрации поселка Березовка перед ООО "Жилсервис" составляет 0 рублей 00 копеек, за период с 07.08.2012 по 21.12.2012 перечислено 1 251 700 рублей.
Согласно акту сверки взаиморасчетов между администрацией поселка Березовка и ООО "Заказчик ЖКУ" за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 задолженность администрации поселка Березовка перед ООО "Заказчик ЖКУ" составляет 0 рублей 00 копеек, за период с 07.08.2012 по 21.12.2012 перечислено 3 223 850 рублей.
Согласно Расчету размера выпадающих доходов, возникших в связи с применением предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям края на 2012 года по поселку Березовка (ул. Дружбы, ул. Юности, ООО "Жилсервис") сумма выпадающих доходов, возникших от снижения размера платы для населения на 2012 год в I полугодии 2012 года составила 9 285 660 рублей, во II полугодии - 8 206 250 рублей.
Согласно Расчету размера выпадающих доходов, возникших в связи с применением предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуг по муниципальным образованиям края на 2012 года по пос. Березовка (ул. Дружбы, ул. Юности, ООО "Жилсервис") сумма выпадающих доходов, возникших от снижения размера платы для населения на 2012 год в I полугодии 2012 года составила 8 264 130 рублей, во II полугодии - 2 580 350 рублей.
Согласно Отчету ООО "Жилсервис" начислений по коммунальным услугам населению п. Березовка за декабрь 2012 года за отопление начислено 1 268 747 рублей 90 копеек, за холодное водоснабжение 79 064 рубля 77 копеек, за горячее водоснабжение 448 971 рубль 35 копеек, за отведение 181 199 рублей 13 копеек.
01.03.2013 ОАО "Водмонтаж" обратилось с письмом исх. N 49 от 01.03.2013 к главе администрации Березовского района, в котором сообщило, что между ОАО "Водмонтаж" и ООО "Жилсервис" до настоящего времени не заключен договор на поставку тепловой энергии от котельной N 1 п. Березовка, ул. Юности, 11А, которую с 1 сентября 2012 года эксплуатирует ОАО "Водмонтаж". В письме содержится просьба учесть данную информацию при расчете выпадающих доходов на 2013 год для ООО "Жилсервис".
Письмом N 853 от 02.04.2013 Администрация Березовского района обратилась к ООО "Жилсервис" с требованием возвратить в бюджет 6 214 520 рублей, в том числе софинансирование местного бюджета 62 145 рублей 20 копеек.
Администрация Березовского района обратилась к заместителю министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края с письмом N 1002 от 12.04.2013, в котором сообщила, что в результате уточненного отчета размера выпадающих доходов, возникающих в связи с применением предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год, выявлено, что фактически выплаченная сумма превышает сумму расчета, а именно:
- при расчете 2 полугодия 2012 года учитывалось 2 месяца, потому как с 01.09.2012 тариф 1911,77 рублей утратил свою силу в части начисления платы за коммунальные услуги населению, проживающему по адресу ул. Юности, ул. Дружбы;
- тариф, применяемый при начислении платы граждан за коммунальные услуги, не соответствует тарифу, указанному в расчетах, что подтверждается копиями счетов за коммунальные услуги.
В письме указано, что выявленное расхождение является необоснованным получением бюджетных средств, денежные средства в сумме 6 152 374 рубля 80 копеек подлежат возврату в бюджет.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.04.2013 по делу N А33-19520/2012 отказано в удовлетворении требований ОАО "Водмонтаж" к ООО "Жилсервис" о взыскании 5 309 781 рубль 40 копеек - задолженности за тепловую энергию, 49 671 рубль 72 копейки - процентов за пользование чужими денежными средствами.
Администрация Березовского района направила в ООО "Жилсервис" претензию N 1627 от 21.06.2013, в которой просила в течение 30 дней перечислить сумму в размере 6 214 520 рублей. В качестве основания для возврата субсидии Администрация района указывает, что ООО "Жилсервис" не являлось арендатором нежилого здания котельной N 1 с оборудованием, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, пос. Березовка, ул. Юности, 11А, поскольку договор аренды заключен 28.08.2012 между администрацией поселка Березовка и ОАО "Водмонтаж".
Администрация Березовского района письмом N 1748 от 02.07.2013 просила общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" предоставить расчет на сумму 2 595 230 рублей с приложением, а также копии приказов на тарифы и согласованные нормативы.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края обратилось к администрации Березовского района с письмом N РА-4002 от 22.07.2013 о возврате не использованных средств субсидий за 2012 год, в котором указано, что в 2012 году бюджету Березовского района перечислена субсидия на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в размере 26 569 300 рублей. Согласно принятому министерством от администрации Березовского района отчету фактическая сумма выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (выпадающие расходы) за 2012 год составила 20 588 020 рублей, в том числе из краевого бюджета - 20 382 139 рублей 80 копеек сумма неиспользованных средств составила 6 187 160 рублей 20 копеек в письме содержится просьба возвратить неиспользованные в 2012 году средства субсидий в размере 6 187 160 рублей 20 копеек.
Администрация Березовского района обратилась к главе администрации поселка с претензией N 2069 от 09.08.2013 с требованием в срок до 19.08.2013 вернуть в бюджет Березовского района для возвращения в бюджет Красноярского края 6 152 374 рубля 80 копеек перечисленной субсидии на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в бюджет поселка.
В ответ на претензию N 2049 администрация поселка Березовка письмом N 1513 от 19.08.2013 отказала в удовлетворении претензии, поскольку денежные средства (выпадающие доходы) в размере 17 316 981 рубль 00 копеек краевого бюджета и 174 938 рублей 90 копеек местного бюджета перечислены в соответствии с расчетом администрации Березовского района и заключенными трехсторонним договором и трехсторонним дополнительным соглашением.
Письмом N 2097 от 14.08.2013 Администрация Березовского района обратилась к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" с требованием о возврате 6 347 580 рублей в бюджет района.
Администрация поселка Березовка направила в адрес ООО "Жилсервис" претензию за исх. N 1597 от 02.09.2013 на сумму 61 523 рубля 75 копеек, в которой просила вернуть указанную сумму, как излишне перечисленную. В ответ на претензию N 1597 от 02.09.2013 ООО "Жилсервис" письмом N 437 от 23.09.2013 заявило о необоснованности предъявленного требования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации района в арбитражный суд с соответствующим иском со ссылкой на пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 11 Закона Красноярского края от 01.12.2011 N 13-6649 "О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов".
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Администрацией района заявлено требование о взыскании солидарно с общества Жилсервис и администрации поселка в пользу администрации Березовского района Красноярского края субсидии на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в размере 5 929 238 рублей 70 копеек в связи с нецелевым использованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что администрацией района не доказана правомерность и обоснованность заявленного требования в силу следующего.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ, действовавшей на дату заключения Соглашения N 41-ВД от 23.07.2012) предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Закона Красноярского края от 01.12.2011 N 13-6649 "О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов" (в редакции Законов Красноярского края от 15.03.2012 N 2-98, от 24.05.2012 N 2-265, от 11.10.2012 N 3-545) решено направить из фонда софинансирования расходов бюджетам муниципальных образований края субсидии в 2012 году в общей сумме 29 286 730,9 тысяч рублей, в 2013 году в общей сумме 21 726 486,3 тысяч рублей, в 2014 году в общей сумме 18 780 652,5 тысяч рублей, из них: субсидии на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в 2012 году в сумме 2 792 112,0 тысяч рублей, в 2013 году в сумме 2 592 716,8 тысяч рублей, в 2014 году в сумме 2 222 959,9 тысяч рублей согласно приложению 78 к настоящему Закону.
В приложении 78 к Закону Красноярского края от 01.12.2011 N 13-6649 "О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов" содержится распределение субсидий бюджетам муниципальных образований края на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, согласно которому на компенсацию (возмещение расходов по компенсации) выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса края на муниципальное образование Березовский район в 2012 году выделяется 26 569,3 тысяч рублей.
Согласно Методике распределения и порядка предоставления субсидий на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (приложение 78 к Закону Красноярского края от 01.12.2011 N 13-6649 "О краевом бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов", далее - Методика) субсидии на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - субсидии), рассчитываются:
как компенсация (возмещение расходов по компенсации) выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса края (далее - компенсация выпадающих доходов организаций ЖКХ) по многоквартирным домам, собственниками помещений в которых выбран и реализуется способ управления управляющей организацией и (или) товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом;
как компенсация части размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - компенсация части размера платы граждан за КУ) по жилым домам и многоквартирным домам, в которых собственниками помещений выбран и реализуется непосредственный способ управления многоквартирным домом (пункт 1).
Согласно пункту 5 Методики право на получение субсидии имеют муниципальные районы и городские округа края, за исключением муниципальных образований края, не получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований края (данное исключение не применяется к городу Красноярску).
Субсидии предоставляются муниципальным образованиям края при условии превышения размера нормативной валовой выручки, рассчитанной по тарифам организаций коммунального комплекса, установленным регулирующими органами на текущий финансовый год, над размером нормативной валовой выручки, рассчитанной по предъявленным гражданам платежам за коммунальные услуги в декабре отчетного финансового года с учетом установленного по муниципальному образованию предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на текущий финансовый год (пункт 6 Методики).
Пунктом 7 Методики предусмотрено, что субсидии предоставляются на основании соглашения, заключенного между министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - министерство) и администрацией муниципального образования, при условии выполнения обязательств по долевому финансированию расходов в размере не менее 1 процента от суммы выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса края и (или) размера платы граждан за коммунальные услуги.
Для перечисления субсидии органы местного самоуправления представляют в министерство выписки из решений муниципальных образований края о местных бюджетах с указанием сумм расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации, подтверждающих выполнение обязательств по долевому финансированию расходов в размере не менее 1 процента от суммы выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса края и (или) размера платы граждан за коммунальные услуги.
Органы местного самоуправления муниципальных образований края представляют министерству отчет об использовании средств субсидии в срок не позднее 30 января 2013 года, в том числе:
на компенсацию (возмещение расходов по компенсации) выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса края;
на компенсацию части размера платы граждан за коммунальные услуги.
Ответственность за целевое и эффективное использование предоставленных субсидий, а также достоверность представляемых министерству данных по суммам и направлениям использования выделенных средств возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований края (пункты 10, 11 Методики распределения и порядка предоставления субсидий на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги).
Статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении (подпункты 1, 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату заключения соглашения N 41-ВД от 23.07.2012).
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в соответствии с пунктом 3.18 Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (в редакции постановления Правительства Красноярского края от 05.06.2012 N 258-П, действующего на дату заключения соглашения N 41-ВД от 23.07.2012) осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 35 Устава Березовского района Красноярского края администрация Березовского района осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета района.
Как следует из материалов дела, 12 июля 2012 году между Администрацией Березовского района, Администрацией поселка Березовка и обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (Получатель денежных средств) заключен договор N 1 на компенсацию выпадающих доходов от экономически обоснованных затрат организациям жилищно-коммунального комплекса Березовского района (с учетом дополнительного соглашения от 12.12.2012), согласно которому Администрация района поручает, а Администрация поселка принимает на себя обязательства по финансированию Получателя денежных средств на компенсацию выпадающих доходов за 2012 год из средств бюджета поселка Березовска Березовского района, в связи с применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. Согласно пункту 1.2 размер финансирования на 2012 год составляет 17 316 981 рубль - краевой бюджет, 174 938 рублей 90 копеек - бюджет поселка Березовка
23.07.2012 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (Главный распорядитель) и администрацией Березовского района (Получатель) подписано Соглашение N 41-ВД (в редакции Дополнительного соглашения от 09.11.2012 N 92-ВД), в соответствии с пунктом 1.1 которого Главный распорядитель обязуется предоставить Получателю субсидию на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году, в размере 26 569 300,00 рублей, в том числе на компенсацию (возмещение расходов по компенсации) выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса края в размере 26 569 300,00 рублей, а Получатель обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением, обеспечить софинансирование в размере 268 440 рублей за счет средств местного бюджета, а также обеспечить исполнение настоящего Соглашения.
Во исполнение обязательств по соглашению N 41-ВД от 23.07.2013 и дополнительному соглашению N 92-ВД от 09.11.2012 министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края платежными поручениями N 404 от 23.07.2012 на сумму 16 824 866 рублей 67 копеек, N 428 от 06.08.2012 на сумму 1 712 066 рублей 67 копеек, N 58 от 06.09.2012 на сумму 1 712 066 рублей 66 копеек, N 842 от 10.10.2012 на сумму 1 712 066 рублей 67 копеек, N 17 от 15.11.2012 на сумму 2 304 116 рублей 67 копеек, N 968 от 07.12.2012 на 2 304 116 рублей 66 копеек перечислило на счет Администрации Березовского района субсидии на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера граждан за коммунальные услуги.
Далее денежные средства Администрацией Березовского района перечислены Администрации поселка Березовка, которая перечислила 17 491 919 рублей 90 копеек на счет общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями и актом сверки взаиморасчетов между администрацией поселка Березовка и обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис" за период с 01.01.2012 по 31.12.2012.
Как следует из заявления (с учетом уточнений и дополнений, т. 3 л.д. 104-106, 119-122), апелляционной жалобы, администрация района просит взыскать субсидию в размере 5 929 238 рублей в связи с нецелевым использованием, ссылаясь на пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В обоснование заявленного требования администрация района указывает на то, что после заключения договора аренды от 28.08.2012 между администрацией поселка и открытым акционерным обществом "Водмонтаж" улицы Юности и Дружбы в поселке Березовка (котельная N 1) должны быть исключены из расчета субсидии в отношении ООО "Жилсервис", поскольку ОАО "Водмонтаж" приобрело статус теплоснабжающей организации (или организации жилищно-коммунального комплекса) и у данной организации отсутствовал тариф на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения, что является обязательной составляющей при расчете субсидии.
Администрация района считает, что ООО "Жилсервис" не представило доказательств целевого использования субсидии на сумму 5 929 238 рублей 70 копеек, которая должна была быть направлена организации коммунального комплекса (теплоснабжающей организации) ОАО "Водмонтаж".
Суд апелляционной инстанции считает, что, заявляя требование о взыскании субсидии в размере 5 929 238 рублей в связи с нецелевым использованием, администрация района не доказала факт нецелевого использования ответчиками субсидии в указанном размере, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют, исходя из следующего.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1). Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (пункт 3).
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующей на дату заключения соглашения N 41-ВД от 23.07.2012 и на дату последнего платежа по перечислению субсидии по данному соглашению, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Как следует из выписок из лицевого счета бюджета N 02193005260 за 27.07.2012, за 10.08.2012, за 11.09.2012, за 12.10.2012, за 19.11.2012, за 11.12.2012 в бюджет района из бюджета края поступили денежные средства - субсидии на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Администрация поселка Березовка полученные от Администрации Березовского района денежные средства в полном объеме перечислила на счета ООО "Жилсервис", ОАО "Водмонтаж" и ООО Управляющая компания "Заказчик ЖКУ", что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, в которых в назначении платежа указано на перечисление денежных средств в счет компенсации выпадающих доходов.
С учетом изложенного, основания для вывода о нецелевом использовании ответчиками спорной суммы субсидий отсутствуют. Документальное подтверждение нецелевого использованию ответчиками бюджетных средств администрацией района в материалы дела не представлено.
Ссылка администрации района на то, что субсидии на сумму 5 929 238 рублей 70 копеек должны были быть направлены организации коммунального комплекса (теплоснабжающей организации) - открытому акционерному обществу "Водмонтаж", которому с 28.08.2012 передана в аренду котельная N 1, не может быть принята судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Как следует из пункта 1 Методики субсидии на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - субсидии), рассчитываются, в том числе как компенсация (возмещение расходов по компенсации) выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса края (далее - компенсация выпадающих доходов организаций ЖКХ). При этом Методика не содержит определения понятия организаций жилищно-коммунального комплекса края.
В соответствии со статьей 2 Федерального закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действовавшей в спорный период) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что ООО "Жилсервис" в 2012 году являлось арендатором котельной N 2, расположенной по адресу пос. Березовка, ул. Щорса, 8, на основании договора аренды N 1 от 17.07.2012, то есть осуществляло функции по теплоснабжению поселка Березовка, что администрацией района не оспаривается. В отношении ООО "Жилсервис" в 2012 году действовал тариф на тепловую энергию, установленный приказом РЭК Красноярского края N 259-п от 14.12.2010.
Указание администрацией района в претензии от 09.08.2013 N 2069 (т. 2 л.д. 99) на то, что, поскольку котельная N 1 с 28.08.2012 передана в аренду ОАО "Водмонтаж", то применяемый обществом Жилсервис тариф 1911,77 рублей, утвержденный РЭК Красноярского края, утратил силу с момента заключения договора аренды, суд апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку тарифы утверждаются и утрачивают силу в установленном нормативными правовыми актами порядке. Факт осуществления обществом Жилсервис в 2012 году функций организации жилищно-коммунального комплекса края администрацией района не опровергнут.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в 2012 году общество Жилсервис являлось организацией жилищно-коммунального комплекса края и имело право на получение субсидии на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Доказательств нецелевого использования спорной субсидии администрацией района в материалы дела не представлено.
В материалы дела представлены копии писем администрации района (т. 1 л.д. 29, 32, 34, 35), из которых следует, что в результате уточненного расчета размера выпадающих доходов, возникших в связи с применением предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год, выявлено, что фактически выплаченная сумма превышает сумму расчета; представлен расчет размера выпадающих доходов (т. 1 л.д. 31, 36-41). Вместе с тем, доказательств того, что размер субсидии на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, рассчитан с нарушением порядка расчета, установленного Методикой, для ее расчета в соответствии с установленным Методикой порядком представлены недостоверные сведения, администрацией района в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах заключение 28.08.2012 договора аренды N 2 между администрацией поселка Березовка с ОАО "Водмонтаж" в отношении котельной N 1 само по себе не свидетельствует о нецелевом использовании обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис" и администрацией поселка субсидий, полученных из бюджета края и из бюджета поселка Березовка, и перечисленных в установленных размере и в установленных целях обществу Жилсервис.
Кроме того, администрацией района не доказаны правовые основания для взыскания спорной субсидии солидарно с администрации поселка и общества Жилсервис.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания солидарно с общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" и администрации поселка Березовка Березовского района в пользу администрации Березовского района Красноярского края субсидии на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в размере 5 929 238 рублей 70 копеек в связи с нецелевым использованием.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" февраля 2014 года по делу N А33-15084/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15084/2013
Истец: Администрация Березовского района
Ответчик: Администрация поселка Березовка Березовского района Красноярского края, ООО "Жилсервис"
Третье лицо: Министерство ЖКХ и энергетики, ОАО "ВОДМОНТАЖ"