город Омск |
|
07 мая 2014 г. |
Дело N А46-12803/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Верёвкина А.В., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Кундос Ю.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2100/2014) открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение Арбитражного суда Омской области от 29 января 2014 года по делу N А46-12803/2013 (судья Е.В. Скиллер-Котунова), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Сибгазстройдеталь Инвест" (ИНН 5501229489, ОГРН 1105543034343) к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) о применении последствий недействительности ничтожной сделки,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - представитель Нос С.С. (паспорт, доверенность N 15/340 от 27.12.2013 сроком действия 31.12.2014);
от общества с ограниченной ответственностью "Сибгазстройдеталь Инвест" - представитель Зюзин М.А. (паспорт, доверенность б/н от 13.1.2013 сроком действия один год);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибгазстройдеталь Инвест" (далее - ООО "Сибгазстройдеталь Инвест", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", ответчик) о применении последствий недействительности ничтожной части сделки.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.01.2014 по делу N А46-12803/2013 исковые требования удовлетворены. Применения последствия недействительности ничтожной сделки - с ОАО "ОмскВодоканал" в пользу ООО "Сибгазстройдеталь Инвест" взыскано 44 790 299 руб. 36 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ОАО "ОмскВодоканал" в апелляционной жалобе (с учётом дополнения) просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы (с учётом дополнения) ответчик ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
От ООО "Сибгазстройдеталь Инвест" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "ОмскВодоканал" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе (с учётом уточнения).
Представитель ООО "Сибгазстройдеталь Инвест" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу (с учетом уточнения) и отзыв на неё, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Сибгазстройдеталь Инвест" является заказчиком - застройщиком жилых домов N N 14, 15, 16 квартала N 4 по пр. Комарова в Кировском АО г. Омска (микрорайон "Кристалл").
Права на строительство квартала перешли к ООО "Сибгазстройдеталь Инвест" от ОАО "Завод Сибгазстройдеталь", которое, в свою очередь, приобрело право на строительство по итогам реализации Инвестиционного контракта N 018/ИН-03-4 от 01.03.2004, заключенного с Правительством Омской области.
В целях реализации вышеуказанных прав ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" передало ООО "Сибгазстройдеталь Инвест" право аренды земельного участка под строительство объектов на основании договора субаренды от 01.01.2011 (N гос. регистрации 55-55-01/008/2011-953).
Согласно заключенному с ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" соглашению от 01.02.2011 ООО "Сибгазстройдеталь Инвест" приняло на себя функции заказчика в части строительства жилых домов N 14, 15, 16 со встроенными общественными помещениями в квартале N 4 по пр. Комарова в КАО г. Омска (микрорайон "Кристалл"). К моменту подписания соглашения о передаче функций заказчика от 01.02.2011, предыдущим Застройщиком уже было начато строительство жилых домов, построены и подключены к магистральным сетям внутриплощадочные сети водопровода и канализации в соответствии со сроками, действия которых регламентированы техническими условиями N7/2715-06 от 10.11.2006.
О данном факте свидетельствует дата нанесения на планшеты Департамента архитектуры и градостроительства результатов выполнения инженерных изысканий - 09.04.2008 (письмо МП Омскархитектура N 07/02 от 10.01.2013).
Письмом от 18.05.2011 N 6324/11/7017 ОАО "ОмскВодоканал" подтвердило технические условия N 7/2715-06 от 10.11.2006 на подключение квартала N 4 по проспекту Комарова в КАО к построенным сетям водопровода и канализации.
В связи с завершением строительства объектов 14.01.2013 истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче справки о выполнении технических условий.
Письмами от 21.03.2013 N 4829/13/4185 и от 20.03.2013 N 4731/13/5337 ОАО "ОмскВодоканал" уведомило заказчика о необходимости получения новых технических условий, условий подключения и заключении договора на подключение.
Во исполнение указанных выше требований истец 25.03.2013 обратился к ответчику с заявлением о выдаче технических условий (заявление от 25.03.2013 N 01/138-1), условий подключения и заключении договора на подключение (заявление от 26.03.2013 N 01/139-1).
Ответчиком были выданы истцу технические условия N 05-06/538/13 от 27.03.2013 подключения к сетям водоснабжения и канализации, информация о плате за подключение к сетям водоснабжения и канализации и направлен договор N П-20614 от 28.03.2013 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения.
Согласно условиям подключения объекта капитального строительства к системам водоснабжения и канализации N 05-06/539/13 (приложение N1 к договору на подключение NП-20614 от 28.03.2013) подключение объекта к системе водопровода предусмотрено от водопровода 0=315 мм, проложенного в границах земельного участка заказчика. Водопроводный ввод объекта капитального строительства находится на балансе заказчика. Подключение объекта к системе канализации предусмотрено в канализацию микрорайона Э=400 мм, проложенную в границах земельного участка Истца.
Согласно схеме размещения точек подключения к сетям водопровода и канализации, точки подключения определены в существующие сети водопровода и канализации в границах земельного участка заказчика, т.е. для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требовалось проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой подключался объект, поскольку указанные сети инженерно-технического обеспечения уже были возведены предыдущим застройщиком объектов капитального строительства в границах земельного участка истца.
Вместе с тем, согласно пункту 5.1 заключенного сторонами договора на подключение N П-20614 от 28.03.2013 стоимость услуг по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения Исполнителя по договору составила 44 790 299 руб. 36 коп., в том числе НДС 18% - 6 832 418 руб. 56 коп.
Стоимость рассчитана на основании тарифа на подключение, установленного постановлением Мэра г. Омска N 345-п от 16.05.2008 "Об установлении тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов), тарифов ОАО "ОмскВодоканал" на подключение к системам водоснабжения и водоотведения".
Платежными поручениями N 201 от 28.03.2013, N 314 от 29.04.2013 и N 575 от 21.08.2013 истцом произведена оплата стоимости подключения в полном объеме согласно графику платежей по договору (приложение N 2 к договору на подключение).
Истец, исходя из того, что условия договора N П-20614 от 28.03.2013 (пункты 3.2.1., 3.2.3., 3.2.6., 4.1.6, раздел 5, 6.5) в части возложения на него обязанности по внесению платы за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения являются недействительными (ничтожными), полагая, что денежные средства, полученные ответчиком, являются неосновательным обогащением последнего, руководствуясь статьями 166 - 168, 180, 421, 422, 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), Постановлениями Правительства РФ N 360, N 83, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), обратился в суд с настоящим иском, в котором просит применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с ОАО "ОмскВодоканал" 44 790 299 руб. 36 коп.
Удовлетворение требований иска явилось причиной подачи ОАО "ОмскВодоканал" апелляционной жалобы, при рассмотрении которой апелляционный суд учел следующее.
Согласно статье 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ).
В силу части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании части 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 12 Закона N 210-ФЗ плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Указанный договор определяет порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с частями 2, 4, 5 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные услуги публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктам 2, 4 названной статьи ничтожны.
Порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, установлен Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
Договор о подключении согласно пункту 5 Правил N 360 является публичным договором и заключается в порядке, установленном ГК РФ, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил N 360 заключения и исполнения публичных договоров определены существенные условия договора о подключении, к числу которых относится размер платы за подключение и порядок ее внесения.
Согласно статье 1 и части 2 статьи 12 Закона N 210-ФЗ размер платы за подключение является регулируемой ценой (пункт 1 абзаца 2 статьи 424 ГК РФ).
Поэтому плата за подключение может взиматься только в случаях и в размере, предусмотренных законом.
Пункты публичного договора, являющегося предметом рассматриваемого спора, устанавливают обязанность по внесению платы за подключение объекта истца - жилых домов N 14, 15, 16 со встроенными общественными помещениями в жилом квартале N 4 по пр. Комарова в КАО г. Омска (микрорайон "Кристалл"), к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя.
В части 7 статьи 48 ГрК РФ установлено, что технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 ГрК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83).
Согласно пункту 2 Правил N 83 к сетям инженерно-технического обеспечения относится совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
В пункте 11 Правил N 83 указано, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
По смыслу пункта 13 Правил N 83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно техническим условиям подключения к сетям водоснабжения и канализации N 05-06/538/13 от 27.03.2013, выданным ОАО "ОмскВодоканал" истцу, подключение жилых домов N 14, 15, 16 со встроенными общественными помещениями в жилом квартале N 4 по пр. Комарова в КАО г. Омска (микрорайон "Кристалл") возможно к системе водоснабжения и системе канализации с максимальной нагрузкой в точках подключения: водопотребление - 757,34 мi/сут.; водоотведение - 757,34 мi/сут. Подключение объекта к системе водопровода предусмотрено от водопровода 0=315 мм, проложенного в границах земельного участка заказчика. Водопроводный ввод объекта капитального строительства находится на балансе заказчика. Подключение объекта к системе канализации предусмотрено в канализацию микрорайона Э=400 мм, проложенную в границах земельного участка истца.
Указание на необходимость в каких-либо работах по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей в условиях подключения отсутствует.
Согласно схеме размещения точек подключения к сетям водопровода и канализации точки подключения определены в существующие сети водопровода и канализации в границах земельного участка заказчика, т.е. для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требовалось проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой подключался объект, поскольку указанные сети инженерно-технического обеспечения уже были возведены предыдущим застройщиком объектов капитального строительства в границах земельного участка истца.
Из акта о присоединении от 28.08.2013 усматривается, что условия подключения N 05-06/538/13 от 27.03.2013 выполнены ООО "Сибгазстройдеталь Инвест" в полном объеме.
В силу пункта 14 Правил N 360 размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 940);
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Действующее законодательство на дату заключения спорного договора предусматривало обязательность внесения платы за подключение в виде расчетного тарифа в случае, если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения требуется создание или реконструкция такой сети. При этом реконструкция должна включать в себя мероприятия по увеличению мощности и(или) пропускной способности сетей. А эти мероприятия должны содержаться в инвестиционной программе организации коммунального комплекса.
Если эти условия взимания платы отсутствуют, подключение должно осуществляться без взимания платы, а в заключении договора на подключение без взимания платы не может быть отказано.
Этот подход обусловлен необходимостью соблюдения баланса экономических интересов участников правоотношений и обеспечения доступности строительства новых объектов.
Как указано выше, условиями заключенного сторонами договора N П-20614 от 28.03.2013 предусмотрено внесение платы за подключение, определенной на основании тарифа на подключение, установленного постановлением Мэра г. Омска N 345-п от 16.05.2008 "Об установлении тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов), тарифов ОАО "ОмскВодоканал" на подключение к системам водоснабжения и водоотведения".
Решением Омского городского Совета от 08.12.2010 N 102, в редакции решений Омского городского Совета от 08.12.2010 N 376, от 26.12.2012 N 96, утверждена инвестиционная программа ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года.
Пункт 2 Приложения N 1 "План мероприятий по строительству систем коммунальной инфраструктуры модернизации систем коммунальной инфраструктуры" к инвестиционной программе ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года, содержит инвестиционный проект по подключению строящихся (реконструируемых) объектов.
Утвержденная решением Омского городского Совета от 13.02.2008 N 102 инвестиционная программа ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года не предусматривает мероприятий по увеличению мощности по производству ресурсов и (или) пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, к которым непосредственно планируется подключение спорного жилого комплекса.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет довод истца со ссылкой на инвестиционную программу о том, что согласно данной программе все мероприятия в отношении любых элементов городской системы водоснабжения и водоотведения являются мероприятиями по модернизации и усилению мощности, в том числе для обеспечения водоснабжения и водоотведения объекта ООО "Сибгазстройдеталь Инвест".
Разделом 2.1 инвестиционной программы предусмотрены мероприятия по строительству, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры общегородского значения на территории города Омска.
Сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, используемых в процессе водоснабжения и водоотведения непосредственно, то есть, к которым планируется подключение объекта ответчика, а не как сети инженерно-технического обеспечения города Омска.
Допустимые доказательства необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети для подключения объектов капитального строительства истца к сети инженерно-технического обеспечения ответчика, в материалы дела не представлены.
Кроме того, ответчик не представил доказательств того, что им производились какие-либо действия по реконструкции сетей водопровода в связи с подключением объекта истца, равно как и не представил доказательств того, какие затраты он понес (в случае выполнения данных мероприятия). Также ответчик не подтвердил факт расходования денежных средств, полученных от ООО "Сибгазстройдеталь Инвест" по договору N П-20614 от 28.03.2013, именно на реализацию инвестиционной программы в целях реконструкции сетей водоснабжения.
Представленный ответчиком в материалы дела отчет о выполнении плана мероприятий к инвестиционной программе ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2013 года за 3 квартал 2012 года соответствующим доказательством не является, поскольку составлен ОАО "ОмскВодоканал" в одностороннем порядке, без утверждения незаинтересованными лицами и в отсутствие соответствующей первичной документации, подтверждающей зафиксированную в них информацию. Более того, не имеется документов, исходящих от контролирующих и надзорных органов о ходе выполнения инвестиционной программы, что сделано, на какую сумму, что осталось сделать и т.п.
В отсутствие доказательств необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения, равно как и при отсутствии доказательств выполнения ответчиком соответствующих мероприятий и величины понесённых в связи с этим расходов, указание в спорном договоре N П-20614 от 28.03.2013 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения объекта заказчика, на взимание с ООО "Сибгазстройдеталь Инвест" платы за подключение противоречит пункту 14 Правил N 360. Таким образом, в силу статьи 168 ГК РФ признав соответствующие условия договора от 26.10.2009 N П-20265 недействительными, суд первой инстанции принял законное решение.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (статья 167 ГК РФ).
В силу части 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
На основании части 1 статьи 1103 ГК РФ к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, подлежат применению правила главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами и сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Сторонами в обязательстве вследствие неосновательного обогащения являются потерпевший и приобретатель. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Так как условия договора N П-20614 от 28.03.2013 (пункты 3.2.1., 3.2.3., 3.2.6., 4.1.6, раздел 5, 6.5) в части возложения на него обязанности по внесению платы за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения являются недействительными (ничтожными), а также, учитывая, что уплаченная во исполнение этих условий договора сумма является неосновательным обогащением, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ООО "Сибгазстройдеталь Инвест" к ОАО "ОмскВодоканал" о взыскании 44 790 299 руб. 36 коп. неосновательно полученных денежных средств.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции на основании изложенного выше.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29 января 2014 года по делу N А46-12803/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
А.В. Верёвкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12803/2013
Истец: ООО "Сибгазстройдеталь Инвест"
Ответчик: ОАО "ОмскВодоканал"
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6270/14
20.05.2014 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-12803/13
07.05.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2100/14
29.01.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12803/13