город Ростов-на-Дону |
|
08 мая 2014 г. |
дело N А53-22857/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей судьи Пономаревой И.В.
судей Ванина В.В., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от Федерального казенного учреждения "Главный Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации": представитель Шабуня Э.В., паспорт, по доверенности от 20.12.2013;
от открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания": представитель Соколов Д.Н., паспорт, по доверенности от 17.07.2013.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Главный Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (филиала ФКУ "ГЦСП МВД России" "ЦСП МВД России на Северо-Кавказской ж.д.")
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25 февраля 2014 года по делу N А53-22857/2013
по иску открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ИНН 7708709686 ОГРН 1097746772738)
к ответчику: Федеральному казенному учреждению "Главный Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ИНН 7702718243 ОГРН 1097746667061)
о взыскании задолженности за перевозку порожних вагонов в сумме 443 633, 23 руб.,
и по встречному иску Федерального казенного учреждения "Главный Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ИНН 7702718243 ОГРН 1097746667061)
к открытому акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" (ИНН 7708709686 ОГРН 1097746772738)
о взыскании скидки к тарифу в сумме 493 150, 54 руб.,
принятое в составе судьи Тютюника П.Н.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - ОАО "Федеральная пассажирская компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Главный Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФКУ "Главный Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел РФ", учреждение) о взыскании задолженности за перевозку порожних вагонов в сумме 443 633 руб. 23 коп.
ФКУ "Главный Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел РФ" обратился в Арбитражный суд Ростовской области со встречным иском к ОАО "Федеральная пассажирская компания" о взыскании 493 150 руб. 52 коп. скидки в размере 20% к тарифу перевозки.
Решением суда первоначальный иск удовлетворен. Взыскано с Федерального казенного учреждения "Главный Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел РФ" в пользу ОАО "Федеральная пассажирская компания" 443 633 руб. 23 коп. задолженности, 11 872 руб. 66 коп. госпошлины. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении искового заявления ОАО "Федеральная пассажирская компания" к федеральному казенному учреждению "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" о взыскании 443 633 руб. 23 коп задолженности, 11 872 руб. 66 коп. госпошлины отказать в полном объеме; исковое заявление федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" о взыскании с ОАО "Федеральная пассажирская компания" суммы 20 % скидки за тариф перевозки по отправкам в размере 493 150 руб. 52 коп. удовлетворить в полном объеме; освободить учреждение от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 1.1 п. 1. ст. 333.37 НК РФ. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Заявитель апелляционной жалобы не согласен с доводом суда о том, что суд не принимает расчет тарифа однократно за фактическое расстояние с учетом контррасчета, исходя из положений пункта 2.3.1.6 Тарифного руководства, согласно которого стоимость перевозки за фактическое расстояние рассчитывается путем суммирования стоимостей, рассчитанных по ставкам соответствующего приложения к Тарифному руководству, в установленным для интервала расстояния (тарифного пояса), соответствующего действительному (фактическому) расстоянию перевозки, определяемому по маршруту следования поезда (беспересадочного вагона), которое считается тарифным расстоянием. Суд первой инстанции не дал оценку доводам ответчика о возможности компенсации убытков за перевозки (неполучения в связи с осуществлением таких перевозок доходов) Министерством транспорта Российской Федерации Заявитель апелляционной жалобы возражает против не удовлетворения судом встречных исковых требований ФКУ "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел РФ" о взыскании с ОАО "Федеральная пассажирская компания" суммы 20 % скидки за тариф перевозки по отправкам в размере 493 150 руб. 52 коп. В решении не отражена оценка суда по направленному ходатайству ответчика об освобождении госпошлины.
В судебном заседании представитель Федерального казенного учреждения "Главный Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Представленные письменные дополнения к апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции рассмотрены и приобщены к материалам дела.
Представитель открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представленный письменный отзыв судом апелляционной инстанции рассмотрен и приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
07.11.2012 между истцом и ответчиком заключен договор N 285-12/Ф (СКАВ) аренды (фрахтования на время) отдельных пассажирских вагонов или специально сформированных пассажирских составов для выполнения воинских железнодорожных перевозок от 07.11.2012 в рамках исполнения государственного контракта N ФПК-12-426 от 17.12.2012.
При пересылке вагонов, переданных в аренду и составов в порожнем состоянии от пункта их приписки (формирования) к месту, указанному в заявке, и от места их освобождения к пункту приписки, кроме арендной платы, начисляется плата за пробег вагонов в соответствии с пунктом 178 "Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте" в установленном размере (пункт 4.2 договора).
Провозные платежи за перевозку военнослужащих в вагонах, переданных в аренду, в составе пассажирских поездов и пробег этих вагонов в составе пассажирских поездов начисляются в соответствии с пунктами 171, 176, 178 "Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте", утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002, приказом Федеральной службы по тарифам от 27.07.2010 N 156-т/1 и Правил оформления перевозок железнодорожным транспортом воинских эшелонов, транспортов, грузов и расчетов за них (пункт 4.4 договора).
Согласно пункту 16 Правил оформления перевозок железнодорожным транспортом воинских эшелонов, транспортов, грузов и расчетов за них, пункту 3.2 государственного контракта плата за перевозку арендованных пассажирских вагонов определяется за фактическое расстояние.
За период с марта 2013 по 30 июня 2013 по заявкам РЦСП МВД РФ осуществлялась перевозка порожних вагонов. В подтверждение представлены перевозочных документы, которые оформлены в соответствии с маршрутом, установленным, установленным оперативным приказом Северо-Кавказской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", на основании воинского требования-накладной формы 2.
Расчет тарифа производился в соответствии с пунктами 2.3.1.6 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ 156-т/1 от 27.07.2010, в соответствии с которым тарифы за пробег собственных (арендованных) пассажирских вагонов локомотивной тяги (без пассажиров), собственного (арендованного) мотор-вагонного подвижного состава (без пассажиров) в том числе собственного (арендованного) специализированного подвижного состава в составе дальних поездов регулируемой организации-перевозчика определяются в расчете за каждый вагон в составе поезда как сумма составляющих тарифа (базовых ставок), приведённых в приложениях 19-2- к Тарифному руководству в зависимости от типа используемого подвижного состава и категории поезда для тарифного пояса, соответствующего тарифному расстоянию с учетом уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Расчет тарифа осуществляется программно через систему АСУ "Экспресс". Фактическое расстояние перевозки, программно установлено в системе АСУ "Экспресс" по фактическому маршруту следования поездов и рассчитывается в соответствии с Тарифным руководством N 4, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества с изменениями от 28.03.2013.
Ответчиком выставленные счета акцептовались не в полном размере, уменьшались на сумму, которая определена за фактическое расстояние от станции отправления до станции назначения, без учета фактического расстояния между промежуточными станциями на пути следования и применения суммарного тарифа.
Сумма неакцептованных счетов за период с марта 2013 по 30 июня 2013 составила 443 633 руб. 23 коп., что ответчиком с учетом применяемой истцом методики, не оспаривалось. Довод ответчика о применении тарифа однократно за фактическое расстояние с учетом контррасчета, судом не принимается, поскольку, исходя из положений пункта 2.3.1.6 Тарифного руководства, стоимость перевозки за фактическое расстояние рассчитывается путем суммирования стоимостей, рассчитанных по ставкам соответствующего приложения к Тарифному руководству, установленным для интервала расстояния (тарифного пояса), соответствующего действительному (фактическому) расстоянию перевозки, определяемому по маршруту следования поезда (беспересадочного вагона), которое считается тарифным расстоянием.
В подтверждение оказанных услуг истцом представлены в материалы дела перевозочные документы, требования-накладные, счета на оплату, в связи с чем требования истца о взыскании неакцептованной стоимости услуг подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Рассмотрев встречные исковые требования ФКУ "Главный Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел РФ" о взыскании с ОАО "Федеральная пассажирская компания" 493 150 руб. 52 коп. скидки в размере 20% к тарифу перевозки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что они удовлетворению не подлежат с учетом следующего.
Договор от 07.11.2012 N 285-12/Ф (СКАВ) аренды (фрахтования на время) отдельных пассажирских вагонов или специально сформированных пассажирских составов для выполнения воинских железнодорожных перевозок, государственный контракт N ФПК-12-426 от 17.12.2012 не предусматривают предоставление 20% скидки при перевозке в арендованных у ОАО 2ФПК" вагонах.
Правил оформления перевозок железнодорожным транспортом воинских эшелонов, транспортов, грузов и расчетов за них в пункте 105 предусматривают, что плата за перевозку в вагонах собственности МО, МВД, КГБ или арендованных у МПС определяется со скидкой 20%.
Статьей 424 ГК РФ определено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3.2. государственного контракта N ФПК-12-426 от 17.12.2012 начисление платы производится за пассажирские перевозки (в том числе в арендованных пассажирских вагонов, следующих в специально сформированных пассажирских составах) по ставкам тарифов, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Начисление плат и сборов за прочие услуги, связанные с выполнением пассажирских перевозок, выполняемых подразделениями Головного исполнителя при организации воинских пассажирских перевозок, производится по ставкам, утверждённым Головным исполнителем и его филиалами на основании заключенных договоров с филиалами (подразделениями) Государственного заказчика.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что размер платы определяется на основании установленных уполномоченным органом тарифов, скидка, предусмотренная Правилами оформления перевозок железнодорожным транспортом воинских эшелонов, транспортов, грузов и расчетов за них, не может быть применена при определении провозной платы.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ответчика о возможности компенсации убытков общества за перевозки Министерством транспорта РФ на основании Постановления Правительства РФ от 18.07.2008 N 545 "Об утверждении правил компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктур ж.д. транспорта общего пользования и (или) перевозчиками в результате осуществления отдельных перевозок ж.д. транспортом в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством РФ случаях", поскольку общество не является субъектом, который попадает в сферу регулирования вышеуказанного Постановления. К отношениям между обществом и учреждением данный порядок не применим. Обязанность по уплате арендной платы в рамках договора N 285-12/Ф (СКАВ) от 07.11.2012не ставится в зависимость от лимитов финансирования на оплату воинских перевозок, целей оперативных воинских перевозок, степени важности выполняемых служебно-боевых задач и т.п. обстоятельств, на которые ссылается ответчик.
Государственный контракт N ФПК-12-426 от 17.12.2012 и Договор N 285-12/Ф(СКАВ) от 07.11.201, не содержат указания на предоставление скидки в размере 20% при перевозке в арендованных у общества вагонах.
Положение о представлении скидки в размере 20 процентов за перевозку в арендованных вагонах предусмотрено в пункте 105 Правил оформления перевозок железнодорожным транспортом воинских эшелонов, транспортов, грузов и расчетов за них, вступивших в силу с 01.01.1990 (далее - Правила). Однако данное положение Правил не применяется к Государственному контракту и Договору.
В пункте 3.1. Государственного контракта отмечено, что регулирование данного контракта осуществляется Правилами в части оформления проездных и перевозочных документов на воинские пассажирские перевозки, следовательно, на данный Государственный контракт распространяются пункты 5-15 Правил. Пункт 105 Правил, указывающий на предоставление скидки за перевозку в арендованных вагонах, относится к разделу Правил, регулирующему расчеты за перевозки.
В разделе 4 Государственного контракта и разделе 4 Договора, регулирующих порядок расчетов между сторонами, ссылка на предоставление скидки в размере 20% (п. 105 Правил) отсутствует.
В пункте 3.2. Государственного контракта прямо предусмотрено, что начисление платы производится за воинские пассажирские перевозки (в том числе в арендованных (имущественный наем) пассажирских вагонах, следующих в специально сформированных пассажирских составах) по ставкам тарифов, действующим во внутригосударственном и в международном сообщениях. Так, начисление платы за воинские перевозки производится в соответствии с тарифами на пробег собственных (арендованных) пассажирских вагонов в составе дальних поездов регулируемой организации-перевозчика, предусмотренными Тарифным руководством, утвержденным приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации, от 27.07.2010 N 156-т/1 (далее - Тарифное руководство).
Тарифным руководством предоставление скидки в размере 20% так же не предусмотрено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на нарушение судом подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации также подлежит отклонению, так как в соответствии с данной нормой предоставлены льготы при обращении в суд государственным органам, органам местного самоуправления, выступающим по делам в качестве истцов или ответчиков, в то время как суд в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, взыскал с учреждения как со стороны по делу судебные расходы (государственную пошлину), понесенные заявителем, в пользу которого принят судебный акт.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25 февраля 2014 года по делу N А53-22857/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22857/2013
Истец: ОАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: федеральное казенное учреждение "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации", ФКУ "Главный центр специальных перевозок" "ФКУ "ГЦСП МВД России", ФКУ "Главный Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (филиал ФКУ "ГЦСП МВД России" "ЦСП МВД России на Северо-Кавказской ж. д.")