город Омск |
|
12 мая 2014 г. |
Дело N А46-14912/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 12 мая 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Грязниковой А.С., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2113/2014) заместителя военного прокурора Центрального военного округа в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 28 января 2014 года по делу N А46-14912/2013 (судья Лебедева Н.А.), принятое по иску заместителя военного прокурора Центрального военного округа в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к закрытому акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Омск" (ОГРН 1035501031510, ИНН 5501075327), открытому акционерному обществу "Ремонтно - эксплуатационное управление" (ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092) о признании недействительным пункта 3.4 государственного контракта на поставку газа N 36-1-1021 от 01.02.2013,
при участии в судебном заседании представителя от заместителя военного прокурора Центрального военного округа в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации - Бацаца С.А. (удостоверение, по доверенности от 13.11.2013 сроком действия 1 год),
установил:
Заместитель военного прокурора Центрального военного округа в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Омск" (далее - ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск"), открытому акционерному обществу "Ремонтно - эксплуатационное управление" (далее - ОАО "РЭУ") о признании недействительным пункта 3.4 государственного контракта на поставку газа N 36-1-1021 от 01.02.2013.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.01.2014 по делу N А46-14912/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым решением, заместитель военного прокурора Центрального военного округа в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заместитель военного прокурора Центрального военного округа указывает, что фактически потребителем газа по контракту является котельная войсковой части 63779, а не ОАО "РЭУ". Отмечает, что ОАО "РЭУ" является единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны России и подведомственным ему организациям. Полагает, что оспоренный контракт заключен ОАО "РЭУ" не в собственных коммерческих интересах, а для осуществления бесперебойного функционирования МО РФ в лице войсковой части 63779, следовательно, прекращение (ограничение) поставки газа недопустимо.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 АПК РФ, явку представителя в судебное заседание не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя истца, проверив в порядке статьи 266, части 5 статьи 268, статьи 270 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной органами военной прокуратуры проверки исполнения законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение безопасности государства, установлено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 и Приказом Министра обороны РФ от 25.05.2009 N 470 федеральное государственное унитарное предприятие "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" преобразовано в ОАО "РЭУ", находящееся в федеральной собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 N 643-р и от 29.06.2011 N 1074-р ОАО "РЭУ" определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны России и подведомственным ему организациям.
01 февраля 2013 года между ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" (поставщик) и ОАО "РЭУ" (покупатель) заключен государственный контракт поставки газа N 36-1-1021 (далее - контракт), по условиям которого поставщик обязуется поставлять с 01.02.2013 по 31.12.2013 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый организациями, не являющимися аффилированными лицами ОАО "Газпром" и/или организаций - собственников региональных систем газоснабжения либо созданным во исполнение Указа Президента РФ от 17.11.1992 N 1403, а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ (пункт 2.1. контракта).
Из текста государственного контракта N 36-1-1021 от 01.02.2013 следует, что фактическим потребителем газа является котельная войсковой части N 63779, обеспечивающая подачу тепла казарменно-жилищному фонду, производственным помещениям и объектам хранения указанной воинской части.
Согласно пункту 3.4 государственного контракта N 36-1-1021 от 01.02.2013 поставщик имеет право ограничить, то есть уменьшить суточный объём газа путём сокращения его подачи на газопотребляющее оборудование покупателя или временного прекращения подачи газа покупателю на период до четырёх часов или полностью прекратить поставку газа покупателю в соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа.
Под нарушением сроков оплаты стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в срок, указанный в пункте 5.4. настоящего Контракта.
Согласно пункту 5.4. контракта оплата природного газа осуществляется покупателем поставщику в следующем порядке: платеж в размере 30% плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется плата, рассчитанной как произведение контрактного месячного объема газа и цены газа (пункт 5.1. контракта) - вносится в срок до 20-го числа месяца поставки.
Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.
Ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию поставщика покупателем самостоятельно, а в противном случае - принудительно поставщиком или по его указанию ГРО и/или Трансгазом с возмещением покупателем расходов поставщику, связанных с принудительным ограничением и/или отключением подачи газа, а также её возобновлением.
По мнению истца, положения пункта 3.4 контракта, предусматривающие случаи ограничения (прекращения) снабжения газом являются незаконными, поскольку противоречат Указу Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173, Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364, а также Постановлению Правительства РФ от 05 февраля 1998 года N 162, предусматривающим особые условия оплаты и подачи газа потребителям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, обеспечивающим безопасность государства.
Полагая, что пункт 3.4 контракта N 36-1-1021 от 01.02.2013 противоречит действующему законодательству Российской Федерации, истец обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим исковым заявлением.
Отказ в удовлетворении исковых требований послужил поводом для подачи истцом апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с пунктом 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
В силу статьи 2 Федерального Закона РФ от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Согласно статье 25 Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В статье 546 ГК РФ определены случаи перерыва, прекращения или ограничения подачи энергии в силу чего, сторонами при заключении договора энергоснабжения не могут быть предусмотрены дополнительные основания (помимо прямо названных в статье 546 ГК РФ) для перерыва, прекращения или ограничения подачи энергии.
По смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 546 и пункта 3 статьи 523 ГК РФ в их взаимосвязи энергоснабжающая организация наделена правом на односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения только в одном случае - при неоднократном нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, сроков оплаты полученной энергии (при этом законом или иными правовыми актами данное право энергоснабжающей организации на односторонний отказ может быть исключено или ограничено путем установления порядка реализации данного права).
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии, в рассматриваем случае - газа, в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 2 и 3 статьи 546 ГК РФ, также допускается только в случаях, установленных данными нормами Кодекса.
Направленность регулирования, нашедшего отражение в положении о возможности перерыва, прекращения или ограничения подачи энергии по соглашению сторон (пункт 2 статьи 546 ГК РФ), заключается в закреплении запрета для энергоснабжающей организации на ограничение подачи энергии при отсутствии на это согласия абонента (и исключение из данного запрета делается только для случаев, прямо установленных Кодексом). В данном случае соглашение с абонентом, о котором идет речь в указанной норме ГК РФ, должно достигаться энергоснабжающей организацией после возникновения у данной организации необходимости во введении режима ограничения подачи энергии, газа.
Рассматриваемая норма не может истолковываться как допускающая установление в договоре дополнительных, не предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, оснований для временного прекращения или сокращения объемов подачи энергии, газа, в том числе и в качестве временных мер оперативного воздействия при допущении тех или иных нарушений обязательств со стороны абонента.
Таким образом, основания для ограничения и прекращения подачи энергии, газа абоненту установлены законодательством и не могут быть произвольно расширены или изменены.
Вместе с тем, Указом Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" определены особые условия предоставления топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) потребителям, обеспечивающим безопасность государства.
В силу статей 1 и 4 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которая достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Указ от 23.11.1995 N 1173 принят Президентом РФ в пределах предоставленных ему полномочий (статья 80 Конституции Российской Федерации) в целях осуществления устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства (воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), исключения случаев, ставящих под угрозу выполнение возложенных на них задач.
На основании пунктов 1 и 2 Указа Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, являются действиями, нарушающими безопасность государства.
В статье 6 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" закреплено, что военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 года N 364 "Об обеспечении устойчивого газо - и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" также предусмотрены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые должны в обязательном порядке включаться в государственные контракты, заключаемые энергоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями-потребителями топливо-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), что в данном договоре сторонами не сделано.
В приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ от 29 мая 2002 года N 364 прямо указано, что энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
В статьях 422, 426 ГК РФ определено, что публичный договор энергоснабжения, равно как и другие подобного рода сделки, должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент их заключения. В противном случае такие договоры являются ничтожными.
Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные им органы исполнительной власти могут издавать дополнительные правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" силы обеспечения безопасности включают в себя, в том числе Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Согласно статьям 10, 11, 12, 26 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны России.
Вооруженные Силы России состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью. Реализация мероприятий в области обороны является расходным обязательством Российской Федерации, финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета.
Как указано выше, в рамках заключенного государственного контракта N 36-1-1021 от 01.02.2013 газ подавался войсковой части 63779, в целях обеспечения подачи тепла казарменно-жилищному фонду, производственным помещениям и объектам хранения указанной воинской части и осуществления бесперебойного функционирования МО РФ в лице указанной войсковой части 63779.
Указанный в оспариваемом договоре объект Минобороны России - войсковая часть 63779, на который распространяются принятые сторонами обязательства по поставке газа, финансируются за счет средств федерального бюджета, то есть зависим от централизованного бюджетного поступления денежных средств.
Таким образом, любые основания ограничения и прекращения подачи газа, установленные газоснабжающей организацией, применительно к специальному объекту - войсковой части, недопустимы, поскольку квалифицируются Указом Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 как действия, нарушающие безопасность государства.
Предусмотренная оспариваемыми положениями государственного контракта N 36-1-1021 от 01.02.2013 возможность ограничения (прекращения) поставки газа согласно настоящему Указу Президента Российской Федерации недопустима независимо от того, какие причины послужили основанием для ограничения (прекращения) поставки газа.
Запрет на ограничение или прекращение обеспечения газом определенной категории потребителей в данном случае входит в число мер по поддержанию в готовности сил и средств обеспечения безопасности государства.
Поскольку Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 года N 1173 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 года N 364 установлены особые условия по отпуску (получению) тепловой энергии для воинских частей, то эти обстоятельства сторонам необходимо учитывать при заключении соответствующих сделок.
Указанные требования при заключении оспариваемого контракта N 36-1-1021 от 01.02.2013 не соблюдены, в связи с чем, в соответствии со статьей 167 ГК РФ в данной части сделка (пункт 3.4 контракта) с момента ее совершения является недействительной.
При этом недействительность части сделки (пункта 3.4 контракта) в силу статьи 180 ГК РФ не влечет недействительности прочих ее частей.
Ссылка суда первой инстанции на то, что ОАО "РЭУ" является коммерческой организацией, а следовательно, не может быть признано организацией, обеспечивающей безопасность государства, поскольку действует лишь в своих интересах, судом апелляционной инстанции признается необоснованной.
Действительно, ОАО "РЭУ" является коммерческой организацией, в которой не предусмотрена военная служба. Однако, согласно Указу Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, определен Министр обороны Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.05.2009 N 470 федеральное государственное унитарное предприятие "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" преобразовано в открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление", находящееся в федеральной собственности.
Распоряжениями Правительства РФ от 15.04.2011 N 643-р и от 29.06.2011 N 1074-р ОАО "РЭУ" определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны России и подведомственным ему организаций.
Таким образом, именно ОАО "РЭУ" в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, наделено правом на заключение договоров с поставщиками энергоресурсов на снабжение ими воинских частей и учреждений Минобороны, в которых предусмотрена военная служба.
Фактически оспариваемый государственный контракт заключен ОАО "РЭУ" именно и только для осуществления бесперебойного функционирования войсковой части 63779.
Таким образом, заявленные истцом требования о признании недействительным пункта 3.4 государственного контракта N 36-1-1021 от 01.02.2013 подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 270 АПК РФ несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельств дела, является основанием для отмены судебного решения.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ. Апелляционная жалоба - удовлетворению.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплаченной государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчиков.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28 января 2014 года по делу N А46-14912/2013 отменить, принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить полностью.
Признать недействительным пункт 3.4. государственного контракта на поставку газа N 36-1-1021 от 1 февраля 2013 года.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Омск" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по иску, а также 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по иску, а также 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14912/2013
Истец: Заместитель военного прокурора Центрального военного округа в защиту интересов РФ в лице Министерства обороны РФ, Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ
Ответчик: ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск", ОАО "Ремонтно - эксплуатационное управление"