г. Челябинск |
|
12 мая 2014 г. |
Дело N А07-21028/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева А.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2014 по делу N А07-21028/2013 (судья Кручинина Н.Е.).
Общество с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерный комбинат" (далее - ООО "Уфимский фанерный комбинат", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление, ответчик) с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, Казенного предприятия Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным решения государственного органа об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 05/007/2013-996 от 23.09.2013.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, Казенное предприятие Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суд Республики Башкортостан от 20.02.2014 требования заявителя удовлетворены, решение Управления от 23.09.2013 N 05/007/2013-996 об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 02.04.2013 N 2 признано незаконным, на ответчика возложена обязанность в срок, не превышающий 14 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения произвести государственную регистрацию договора аренды лесного участка от 02.04.2013 N 2, заключенного между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан и обществом "Уфимский фанерный комбинат".
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просило отменить судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что доводы Управления о невозможности использования спорного землевладения одновременно несколькими арендаторами носят предположительный характер и не подтверждены документально. Как указал заявитель, передача части спорного лесного участка в аренду ООО "Уфимский фанерный комбинат" при наличии зарегистрированного за ГКУ "Управление дорожного хозяйства" права постоянного (бессрочного) пользования на спорный участок, которое не прекращено в установленном порядке противоречит нормам закона. Как указывает заявитель, нормы Лесного кодекса Российской Федерации регламентируют предоставление лесного участка для одной или нескольких целей использования лесов одному арендатору. Возможность передачи одного и того же имущества в пользование разными лицами нормами действующего законодательством не предусмотрена. По мнению подателя апелляционной жалобы, поскольку лесной участок до обращения заявителя уже был обременен правом пользования другого лица, оспариваемый отказ соответствует нормам права и не нарушает законных прав и интересов общества.
В отзыве ООО "Уфимский фанерный комбинат", ссылаясь на несостоятельность довод Управления, просило судебный акт оставить в силе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители истца, ответчика и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Уфимский фанерный комбинат" и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан, действующего на основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 1469-р от 18.11.2011, заключен договор аренды лесного участка по реализации приобретенного инвестиционного проекта в области освоения лесов N 2 от 02.04.2013 (далее - договор аренды).
Местоположение арендуемого лесного участка, согласно условиям названного договора, находится в муниципальном районе Дюртюлинский район, Дюртюлинское лесничество.
17.10.2013 ООО "Уфимский фанерный комбинат" обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка.
Для государственной регистрации договора аренды, ООО "Уфимский фанерный комбинат" представило заявления о регистрации договора аренды, кадастровое дело N 02:22:00000:0205, подлинник договора аренды N 2 от 02.04.2013 (т. 2, л. д. 1-131).
Уведомлением от 07.05.2013 N 05/007/2013-996 государственная регистрация договора аренды приостановлена до 06.06.2013 в связи с наличием указанных в уведомлении недостатков (т. 1, л. д. 31-32).
23.09.2013 Управлением принято решение N 05/007/2013-996 об отказе в государственной регистрации договора аренды (т.1, л. д. 30).
В обоснование отказа Управление указало на следующие обстоятельства: Ангасякское участковое лесничество общей площадью 14959 га, входит в состав ГБУ РБ "Дюртюлинское лесничество", и является частью единого землепользования с кадастровым номером 02:22:000000:205. Право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией. Часть земельного участка Ангасякского участкового лесничества, площадью 1,44 га, предоставлена в постоянное (бессрочное) пользование Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРИП) внесена запись о государственной регистрации права постоянного пользования N 02-04-05/013/2012-125 в целях "реконструкции и эксплуатации линейного объекта - автомобильной дороги Дюртюли-Нефтекамск на участке км 1+300 - км 20+500", находящегося в Республике Башкортостан, Дюртюлинский район, Дюртюлинское лесничество, Ангасяковское лесничество квартал N 120 выдел 1,2,4; квартал N 123 выдел 7,8,10; квартал N 126 выдел 7,10,16; квартал N 128 выдел 5,12,17,19; квартал N 131 выдел 5; квартал N 132 выдел 5,7,15,17.
Считая отказ в государственной регистрации договора аренды незаконным, противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя в области предпринимательской деятельности, ООО "Уфимский фанерный комбинат" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из несоответствия принятого решения об отказе закону (иному нормативному правовому акту), а также нарушения прав и законных интересов заявителя. Ограничение по виду лесопользования, а также по числу лесопользователей, возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно. Инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". В целях создания условий для развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан утверждена заявка общества "Уфимский фанерный комбинат" на реализацию инвестиционного проекта, общество рекомендовано для включения его в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Договор аренды заключен с Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан на 49 лет, который подлежит обязательной государственной регистрации. В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не предоставило доказательств, свидетельствующих о невозможности использования спорного землевладения одновременно несколькими арендаторами.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта. Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и требованиям закона.
Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно ст. 164 Гражданского Кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно материалам дел договор аренды лесного участка по реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов N 2 от 02.04.2013, заключенный на срок 49 лет, подлежал государственной регистрации, но зарегистрирован после его заключения не был ввиду оспариваемого отказа в регистрации.
Статьей 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) установлено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
На основании ч. 7 ст. 16 Закона о регистрации сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Согласно ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом и другими федеральными законами.
Лесной кодекс Российской Федерации вступил в действие с 01.012007 и применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие (ст. 1, 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
В ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены виды использования лесов, в том числе заготовка древесины, деятельность в сфере охотничьего хозяйства (ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты). Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами.
Проведение лесных аукционов по использованию одних и тех же лесных участков для разных видов пользования, заключение арендаторами договоров с учетом установленных ограничений позволяют прийти к выводу о возможности многоцелевого лесопользования.
Согласно ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно системному толкованию изложенных норм права, Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности; ограничение, как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей, возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Согласно ст. 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно материалам дела, распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 1469-р от 18.11.2011 утверждена заявка ООО "Уфимский фанерный комбинат" на реализацию инвестиционного проекта "Завод большеформатной фанеры (реконструкция плитных производств"); инвестиционный проект рекомендован для включения в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов (т. 1, л.д. 34).
На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 187-р от 29.02.2012 Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан заключен договор аренды с "Уфимский фанерный комбинат", сроком на 49 лет.
При указанных обстоятельствах, отказ регистрационной службы в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 02.04.2013 N 2 является неправомерным.
Ссылка Управления на положения ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку прямого запрета на многоцелевое лесопользование данная статья не устанавливает.
Как правильно указал суд первой инстанции, Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан часть единого землевладения с кадастровым номером 02:22:000000:3270 предоставлена на праве постоянного бессрочного пользования в целях реконструкции и эксплуатации линейного объекта - автомобильной дороги Дюртюли - Нефтекамск, а ООО "Уфимский фанерный комбинат" - в целях заготовки древесины. Препятствий для одновременного многоцелевого лесопользования одним земельным участком указанных хозяйствующих субъектов не усматривается.
В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено доказательств того, что вырубка предусмотрена в отношении одного и того же объема деревьев, находящихся на лесных участках предоставленных разным лесопользователям.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа Управления соответствуют фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права, а также согласуются с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.07.2010 N 2111/10, в котором содержится общеобязательное толкование подлежащих применению по настоящему делу норм лесного законодательства.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2014 по делу N А07-21028/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Румянцев |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21028/2013
Истец: ООО "Уфимский фанерный комбинат"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан
Третье лицо: Казенное предприятие Управление дорожного хозяйства РБ, Министерство лесного хозяйства РБ